Тема манкуртизма в повести Абиша Кекильбаева Кюй и фильме Дамира Манабая Кек
Аймагамбетова Саним Бисенбаевна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Бейнеу гимназиясы» поселка Бейнеу Мангистауской области
РАЗРАБОТКА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА: ТЕМА МАНКУРТИЗМА В ПОВЕСТИ А.КЕКИЛЬБАЕВА «КЮЙ» И ФИЛЬМЕ ДАМИРА МАНАБАЯ «КЕК»
Цель : путем анализа усвоить идейное содержание повести «Күй » и фильма « Кек » .
Учебно- воспитательные задачи:
1. создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
2. воспитание нравственных качеств , любви к «вечным ценностям»
Ожидаемый результат:
1.усвоят , что такое « манкурт», «манкуртизм»;
2.будет заложена основа для воспитания таких нравственных качеств как доброта, умение прощать, милосердие, трудолюбие...
3.поймут, что каждый человек должен знать свои корни ( родной язык, культуру, литературу, историю, обычаи и традиции ...)
Ресурсы урока: презентационный материал, повесть А.Кекильбаева «Күй».
Ход урока
Этапы урока, время
Активные формы деятельности учителя Активные формы деятельности учащихся
І Оргмомент
2 минуты 1.Определяет психологический настрой учащихся на уроке при помощи «Светофора» [3 ].
2. Деление на группы.
ИР: учащиеся поднимают сигнальные карточки: а) зеленые- «Готовы к уроку!», б) желтые- «Не уверены в себе», в) красные- «Не готовы».
ГР: уч-ся делятся на 3 группы путем установки «На 1,2,3 рассчитайсь!»
ІІ Стадия вызова
Цель: пробудить интерес к предстоящей работе
3минуты Предлагает ключевое понятие (манкурт) изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
В результате на доске формируется кластер:
Манкурт- человек, утративший историческую память, духовные ценности и ориентиры, порвавший связь со своим народом, родными и близкими. 1 этап: учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап: происходит обсуждение полученных записей в группах. Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап - “Сброс идей в корзину”[3 ]. Каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.
ІІІ Стадия осмысления
2минуты 1.Ассоциации
Проецируется слайд №2 с изображением бескрайней казахской степи.
( Обращаю внимание учащихся на картину, провожу беседу о красоте степи: о многообразии красок, разнообразии запахов. В ходе беседы постепенно подвожу учащихся к мысли, какую параллель можно провести между этой картиной и Абишем Кекильбаевым Дети говорят о том, что Абиш- степняк, события его произведении развертываются в степи, что у писателя есть двухтомник « Баллады забытых лет» или эту книги можно называть « Степные баллады» [1 ]
Слово учителя: Если степь притягивает нас палитрой своих красок и разнообразием запахов, где пунцовыми пятнами горят дикие тюльпаны, маки, где воздух насыщен кисловатым ,но приятным запахом полыни , который перемежается с нежными ароматными запахами разных цветов, то для Абиша степь стала предметом вдохновения. Действительно , ребята , многое связывает Абиша со степью. Абиш родился и вырос в бескрайних казахстанских степных просторах. События , разворачивавшие в степи интересовали его, юному Абишу хотелось знать все о степном крае. Именно там , в таинственных и притягательных глубинах истории он черпал материал и вдохновение. Тема родной земли для Абиша была самой сокровенной. Она стала сутью его творчества. Все его произведения поражают философской глубиной , и получается так , что обращенные в прошлое, они говорят нам о настоящем , о вечных ценностях. Именно в этом и первостепенное значение произведений Абиша. Они не появляются из ниоткуда, беспамятно , без основ, без роду и племени,- они тесно связаны с самими началами жизни , с ее непреложными, выработанными правилами. И каждый из нас для себя может решить: изменился ли за прошедшие века человек , и если изменился , то насколько и в какую сторону. Что мы из себя представляем сегодня? В чем преуспели, а в чем нет? Ребята, работая по теме нашего урока , давайте попробуем ответить на эти вопросы.
( Эти вопросы и становятся проблемными вопросами нашего урока, на которые будут даны ответы в конце урока ).
Стадия осмысления
30 минут Анализ повести « Кюй » А.Кекильбаева по стратегии «Кубизм» [3 ]
Для всестороннего анализа произведения организует и направляет групповую работу учащихся, корректирует их ответы.
4 задание (Выявите общие и отличительные стороны повести А.Кекильбаева «Күй» и фильма Д.Манабая «Кек») опережающее.
Групповая работа:
1.Опишите события, разворачивавшиеся в XVIII веке на территории Мангистау. Почему казахское племя адай и туркменское жаумит враждуют, мстят друг другу. Что же стало причиной такой ненависти? [1 ]2.Сравните туркменского хана Жонеута и казахского батыра Дюимкару. [1 ]3.Проанализируйте, с чего началась вражда между туркменским и казахским племенами-соседями? Чья вина положила начало взаимной резне и грабежам? [1 ]4.Выявите общие и отличительные стороны повести А.Кекильбаева «Күй» и фильма Д.Манабая «Кек». [1 ]5.За и против.Кого из героев вы поддерживаете: Жонеута и Дюимкару или кюйши? Почему? [1,3 ]6.Предложите инсценировку, раскрывающую тему манкуртизма в наше время.
(Приложение№1) [1,2 ]
ІҮ
Стадия размыш
ления
Рефлексия
5 минут Выявляет позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы , как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что манкурт…”, далее следует аргументация взглядов автора.Учащиеся должны охватить в эссе и эти вопросы: Изменился ли за прошедшие века человек , и если изменился , то насколько и в какую сторону. Что мы из себя представляем сегодня? В чем преуспели, а в чем нет?
Пишут эссе-размышление [2 ], начинающееся с фразы «Я считаю что манкурт...», аргументируют свой взгляд.
Ү Вывод
1минута Да. Многое изменилось в наше время, человек осваивает космос, создает чудо-машины, управляет достижениями науки и техники...Во многом мы преуспели , но мы всегда должны помнить о вечных ценностях, знать :
родной язык
культуру
литературу
историю
обычаи и традиции
религию,
воспитывать в себе нравственные качества ( доброта, умение прощать, милосердие, трудолюбие..)
ҮІ
Домашнее задание
Оценивание
2 минуты
Подготовит сообщение на тему «В чьих произведениях раскрывается тема манкуртизма?» Слушают инструктаж учителя
Приложение №1
Инсценировка на тему « Из разговора деда и внука» (выполнена учащимися)
Действующие лица:
Дед Арман- старик лет 60, живет в небольшом ауле;
Аэлита – восьмилетняя внучка старика Армана, которая учится во втором классе школы с русским языком обучения .
Абай- внук деда Армана, проживающий в ауле .
Автор : На летние каникулы к деду Арману в поселок Онды приехала внучка из города Астаны. Дед что-то мастерит, внучка играет с куклой , Абай в своей комнате что-то читает.
Внучка:Дедушка, что вы мастерите ?
Дед: Балам-ау , бұл сабау ғой.
Внучка: А что такое сабау?
Дед: Қалай аударсам екен. ( дед задумывается )
Внучка: Нет, нет , я сама переведу. Сабау – это бить. Это же палка. Вы что этой палкой кого-то будете бить.
Дед: Жоқ, бұл сабаумен әжең жүн сабап, саған көрпе жасап береді.
Внучка: А-а. Интересно , я впервые вижу сабау.Дедуля, расскажите мне что- нибудь интересное .
Дед: Айналайыным-ау, шүлдірлеп не деп жатсың? «Расскажи » деймісің? Не айтсам екен. Жақсы мен саған Ақсақ Темір туралы айтып берейін.
Внучка: Деда, я сейчас переведу на русский язык. Ақсақ – это хромой, темір – это железо. Получается хромое железо? Нет, железо хромает? Что-то я не понимаю?
Дед: « Тегін білмеген тексіз » деген осы ғой. Қалаға барып өз тілін, тарихын білмегесін қайтесің! Ендеше тыңда . Ақсақ Темір – ол14- ғасырда өмір сүрген орта азиялық мемлекет қайраткері, қолбасшы, 1370 жылдан бастап әмірші. Ол Иран, Индия, Орталық Азия және тағы басқа елдерді жаулап алған. Ақсақ Темір туралы көбірек білгің келсе тарихты оқы, жерлес ағаң Әбіш Кекілбаетың « Аңыздың ақыры » деген романын оқы , айналайын.
Внучка:Хорошо. А теперь , дедушка, давай, что-нибудь почитаем.
Дед: Бар Абайдың бір кітабын алып кел, ішінен оның жыл мезгілдері туралы өлеңдерін оқиық.
Автор: Аэлита екінші бөлмеге барып онда кітап оқып отырған Абайға:
Внучка:Абай, дедушка сказал, чтобы ты дал мне свою книгу . Мы хотим почитать стихи.
Абай: Мә, ала ғой.Бірақ бұл алгебра ғой, мен келесі жылы олимпиадаға қатысу үшін есептер шығарып жатырмын.
Внучка:Дедуль, я принесла.
Дед: Мынауың алгебра ғой.
Әй,( ойланып) ата- анаң сені мәңгүрт қыла жаздапты ғой
Библиографический список литературы:
1.Ә.Кекілбаев «Дала балладалары»
2.С.Мирсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения», Караганда ,2011
3. « Интерактивные методы обучения», Астана ,2014