Рабочая программа творческого объединения: Чудеса своими руками


Дополнительная образовательная программа
«Чудеса своими руками»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, декоративно-прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
«Чудеса своими руками» так называется курс. Он направлен на развитие творческих способностей, пробуждение инициативы и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Актуальность дополнительной образовательной программы. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На занятиях внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного, индивидуального и деятельностного подхода в обучении.
В настоящее время искусство работы с пластилином, бумагой и тканью в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий эти материалы остаются инструментом для творчества, доступным каждому.
Педагогическая целесообразность. В программе выстроена взаимосвязанная система процессов обучения, развития, воспитания.
Цель программы: воспитание личности ребёнка, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного творчества.
Задачи: расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности через декоративно – прикладное творчество; вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки; учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий; приобщать воспитанников к народному творчеству; реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми; формировать у воспитанников потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Курс «Чудеса своими руками» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Данный курс способствует развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни; освоению современных видов декоративно – прикладного искусства; обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы; знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Возраст детей участвующих в реализации программы. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года.
Формы и режим занятий. Занятие проводится 1 раз в неделю в 1 классе и 1 раз в неделю сборная группа 2-4 класс. Продолжительность занятия  1 час 30 минут. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты. Освоение детьми дополнительной образовательной программы «Чудеса своими руками» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты. Учебно–познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования: устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.  Метапредметные результаты.
Регулятивные: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные: различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться: создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные: первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты. Уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; понимать образную сущность искусства; сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся будут знать: пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера; историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ; общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу; понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс; цветовое и композиционное решение; историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги; виды бумаги, ее свойства и применение.; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой; общие понятия построения объемно-пространственной композиции; понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия; традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы; историю русского народного костюма; игровые и обереговые куклы; классификация кукол и их роль и место в русских обрядах и традициях; сувенир, виды и назначение сувениров; оберег - как субъектом культуры и истории.
Учащиеся будут уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления; учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства; называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож; выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль; выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей наблюдать и описывать свойства используемых материалов; подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах; добывать необходимую информацию; анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; определять основные конструктивные особенности изделий; подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом; соблюдать общие требования дизайна изделий; планировать предстоящую практическую деятельность; осуществлять самоконтроль.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Подведение итогов осуществляется в виде участия в различных конкурсах, учебно-исследовательских конференций и проведения выставок. Выставки: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

































Учебно – тематический план
Курс «Чудеса своими руками» для 1 класса.
1 год обучения. (1 час 30 минут в неделю)
№ п\п
Тема внеклассного занятия
Количество часов



теор.
практ

I. Введение: правила техники безопасности 1, 5

II. Пластилинография 12 занятий – 18 часов

2.1
Плоскостное изображение. «Подарки осени» (фрукты и овощи).
0,5
1

3.2
Плоскостное изображение. «Подарки осени» (лесные дары).
0,5
1

4.3
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».
0,5
1

5.4
Плоскостное изображение. «Рыбка»

1,5

6.5
Рельефное изображение. «Ферма»
0,5
1

7.6
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»
0,5
1

8.7
Лепная картина. «Цветы для мамы»
0,5
1

9.8
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
0,5
1

10.9
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
0,5
1

11.10
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
0,5
1

12.11
Творческая работа «Совушка – сова»

1,5

13.12
Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои». Организация выставки работ в технике пластилинография.
0,5
1

III. Бумажная фантазия 10 занятий - 15 часов

14.1
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
Поделка на основе использования мятой бумаги «Праздничный салют»
1
0,5

15.2
Поделка на основе использования мятой бумаги «Чудо – дерево»
0,5
1

16.3
Поделка на основе использования мятой бумаги «Птенчики»

1,5

17.4
Поделка на основе использования мятой бумаги «Снегирь»

1,5

18.5

История бумаги. Технологии работы с бумагой.
0,5
1

19.6
Техника оригами. Цветы из бумаги.
0,5
1

20.7
Техника оригами. Цветы из бумаги.

1,5

21.8
Техника квиллинг. Домашние питомцы
0,5
1

22.9
Техника квиллинг. Домашние питомцы

1,5

23.10
Изготовление объёмной открытки. Выставка работ.

1,5

IV. Изготовление кукол 7 занятий - 10 часов 30 минут

24.1
Вводное занятие. История куклы. Выставка кукол (из личной коллекции детей). Техника безопасности.
1,5


25.2
Кукла на картонной основе.
0.5
1

26.3
Пальчиковые куклы.
0.5
1

27.4
Пальчиковые куклы.

1,5

28.5
Аппликация. Кукла – актер.
0,5
1

29.6
Кукла игольница из поролона
0,5
1

30.7
Народная кукла. Русские обряды и традиции. Изготовление тряпичной куклы. Выставка-ярморка.
0,5
1

Итого: 30 занятий


Учебно – тематический план
Курс «Чудеса своими руками» для 2-4 классов.
2 год обучения. (1 час 30 минут в неделю)
№ п\п
Тема внеклассного занятия
Количество часов



теор.
практ

I. Пластилинография, как способ декорирования 12 занятий

1.1
Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Правила техники безопасности
1
0,5

2.2
Фоторамка «Морская стихия»

1,5

3.3
Фоторамка «Флора и фауна»

1,5

4.4
Подсвечник

1,5

5.5
Ваза для мамы

1,5

6.6
Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»
0,5
1

7.7
Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

1,5

8.8
Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы. Иллюстрация к сказке.
0,5
1

9.9
Панно из пластилина. Вид из окна.

1,5

10.10
Панно из пластилина. На солнечной полянке

1,5

11.11

Пластилиновая живопись. Знакомство принципами работы. «В мире животных».
0,5
1

12.12

Пластилиновая живопись. «В мире животных». Организация выставки работ в технике пластилинография

1,5

III. Бумажная фантазия 11 занятий

13.1
Работа в технике оригами. Знакомство с принципами работы. «Цветы»
0,5
1

14.2
Работа в технике оригами. «Цветы»

1,5

15.3
Работа в технике оригами. «Цветы»

1,5

16.4
Работа в технике оригами. «Шестиугольная звезда»

1,5

17.5
Работа в технике оригами. «Украшение интерьера»

1,5

18.6
Работа в технике оригами. «Украшение интерьера»

1,5

19.7
Квиллинг. Повторение с принципа работы. «Корзина цветов»

1

20.8
Квиллинг. «Корзина цветов»

1

21.9
Шкатулка из открыток

1

22.10
Шкатулка из открыток

1

23.11
Шкатулка из открыток. Организация выставки работ

1

IV. Изготовление кукол 7 занятий

24.1
Оберег. Символика оберегов. Кукла оберёг «Домовенок»
0,5
1

25.2
Кукла оберёг «Домовенок»

1,5

26.3
Тряпичная кукла «Кубышка- травница»
0,5
1

27.4
Тряпичная кукла «Десятиручка»
0,5
1

28.5
Тряпичная кукла «Бабочка»
0,5
1

29.6
Кукла из перчатки
0,5
1

30.7
Кукла из перчатки. Выставка- ярмарка. Итоговое занятие.

1,5

Итого: 30 занятий




Учебно – тематический план
Курс «Чудеса своими руками» для 2-4 классов.
3 год обучения. (1 час 30 минут в неделю)
№ п\п

Тема внеклассного занятия
Количество часов



теор.
практ

I. Введение: правила техники безопасности
1.5


II. Пластилинография 8 занятий

2.1
Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
0,5
1

3.2
Декоративное панно «Моя Родина» (плоскостное изображение)
0,5
1

4.3
Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Зимний лес»
0,5
1

5.4
Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Зимний лес»
0,5
1

6.5
Объёмно-пространственная аппликация «Божья коровка на ромашке»
0,5
1

7.6
Объёмно-пространственная аппликация «Божья коровка на ромашке»
0,5
1

8.7
Декорирование старых вещей интерьера в технике пластилинография.
0,5
1

9.8
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ в технике пластилинография
0,5
1

III. Бумагопластика 11 занятий



10.1
Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
1
0.5

11.2
Конструирование из бумажных полос «Зоопарк».
0,5
1

12.3
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
0,5
1

13.4
Конструирование из бумажных полос «Фонарики»
0,5
1

14.5
Конструирование из бумаги «Самолет»
0,5
1

15.6
Базовые фигуры (цилиндры и конусы). Приемы работы.
0,5
1

16.7
Базовые фигуры (прямоугольник и квадрат) Приемы работы.
0,5
1

17.8
Конструирование объёмных изделий из бумаги. Водонапорная башня.
0,5
1

18.9
Конструирование объёмных изделий из бумаги. Водонапорная башня.
0,5
1

19.10
Конструирование из бумаги с элементами салфеточной аппликации «Лисичка сестричка».
0,5
1

20.11
Конструирование из бумаги с элементами салфеточной аппликации «Лисичка сестричка».
Организация выставки работ.
0,5
1

IV. Изготовление кукол 10 занятий

21.1
Сувенирная кукла (беседа). Подготовка материалов и инструментов. Сувенирная кукла из шпагата.
0,5
1

22.2
Сувенирная кукла «Паренек Тимоша» (набивная).
0,5
1

23.3
Сувенирная кукла «Паренек Тимоша» (набивная).
0,5
1

24.4
Сувенирная кукла на основе яйца, солёного теста.
0,5
1

25.5
Сувенирная кукла на основе яйца, солёного теста.
0,5
1

26.6
Сувенирная кукла из ткани.
0,5
1

27.7
Сувенирная кукла из ткани.
0,5
1

28.8
Сувенирная кукла из помпонов.
0,5
1

29.9
Сувенирная кукла из помпонов.
0,5
1

30.10
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ.
0,5
1

Итого: 30 занятий


Учебно – тематический план
Курс «Чудеса своими руками» для 2-4 классов.
4 год обучения. (1 час 30 минут в неделю)
№ п\п

Тема внеклассного занятия
Количество часов



теор.
практ

I. Введение: правила техники безопасности
1.5


II. Пластилинография 8 занятий


2.1

Панно из пластилина «Фрукты». Закрепление принципов работы.
0,5
1

3.2
Панно из пластилина «Фрукты». Закрепление принципов работы.

1.5

4.3
Плоскостное изображение «Зимние причуды». Закрепление принципов работы.
0,5
1

5.4
Закрепление средств выразительности «Ваза с конфетами».
0,5
1

6.5
Рельефное изображение «Дикие животные». Закрепление принципов работы.
0,5
1

7.6
Рельефное изображение «Дикие животные». Закрепление принципов работы.

1.5

8.7
Коллективно-творческая работа «Весёлая семейка»
0,5
1

9.8
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ в технике пластилинография
0,5
1

III. Бумагопластика 11 занятий

10.1
Вводное занятие «Технология изготовления поделок в технике торцевания». Панно «Весеннее пробуждение».
1
0.5

11.2
Панно «Весеннее пробуждение» - торцевание гофрированной бумагой.

1.5

12.3
Панно «Цветочные композиции» - торцевание гофрированной бумагой.
0,5
1

13.4
Панно «Цветочные композиции» - торцевание гофрированной бумагой.

1.5

14.5
Панно «Обитатели морей» - торцевание гофрированной бумагой.
0,5
1

15.6
Панно «Обитатели морей» - торцевание гофрированной бумагой.

1.5

16.7
Объёмные цветы из гофрированной бумаги в технике торцевания.
0,5
1

17.8
Топиарий - цветочное дерево в технике торцевания.
0,5
1

18.9
Топиарий - цветочное дерево в технике торцевания.

1.5

19.10
Коллективно-творческая работа «Перелётные птицы» - торцевание.
0,5
1

20.11
Коллективно-творческая работа «Перелётные птицы» - торцевание. Организация выставки работ.
0,5
1

IV. Изготовление кукол 10 занятий

21.1
Беседа «Кукла в искусстве». Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. Эскиз кукольного театра на фланелиграфе.
1
0.5

22.2
Герои сказки «Репка», «Колобок» для фланелеграфа.

1.5

23.3
Куклы марионетки к сказке «Теремок».
0.5
1

24.4
Куклы марионетки к сказке «Теремок».

1.5

25.5
Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (основа шар)
0.5
1

26.6
Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (раскрашивание)
0.5
1

27.7
Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (изготовление костюмов)
0.5
1

28.8
Изготовление ширмы для кукольного театра. Эскиз ширмы кукольного театра.
0.5
1

29.9
Подготовка к показу кукольного театра младшим товарищам (распределение ролей, репетиция выступления).

1.5

30.10
Театрализованная постановка. Выставка творческих работ.

1

Итого: 30 занятий





































Содержание программы дополнительного образования
«Чудеса своими руками»
Введение: правила техники безопасности.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Пластилинография
Теоретическая часть. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с понятием натюрморт, пейзаж. Закрепление знаний о колорите осени. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Особенности построения композиции подводного мира. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Создание сюжета в полуобъеме. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Формирование композиционных навыков. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Декорирование предметов интерьера собственными силами. Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой». Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменья. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сглаживание, скатывание, расплющивание. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии. Деление целого на части при помощи стеки. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Приглаживание границ соединения отдельных частей. Лепка отдельных деталей. Использование работ в интерьере. Создание эскиза. Работа с инструкцией. Определение порядка работы. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции.
Бумагопластика.
Теоретическая часть. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Последовательность выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Благоприятные цветовые сочетания. Пространственные представления. Композиционные навыки. История возникновения символов. Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги - торцевание. Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета. Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Конструирование из бумажных полос. Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий. Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной поделки. Плоскостные и объемные фигурки. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики - торцевания. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями.
Изготовление кукол.
Теоретическая часть. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Особенности построения композиции. Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги. Русские обряды и традиции. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Технология изготовления бесшовных кукол. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы. Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты. Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.
Практическая часть. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции. Создание героев сказок. Цветовое решение. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность и демонстрационная деятельность.































Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Чудеса своими руками»
1 год обучения
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы
подведения итогов

Плоскостное изображение. «Подарки осени» (фрукты и овощи).
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Плоскостное изображение. «Подарки осени» (лесные дары).
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература.

Опрос

Плоскостное изображение. «Рыбка»
КВН, практическое занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Рельефное изображение. «Ферма»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Знакомство с симметрией.
Аппликация «Бабочки»
Комбинированное занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Лепная картина. «Цветы для мамы»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Творческая работа «Совушка – сова»
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои». Организация выставки работ в технике пластилинография.
Комбинированное занятие
Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Таблицы, схемы, плакаты.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Зачёт.

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе
использования мятой бумаги».
Поделка на основе использования мятой бумаги «Праздничный салют»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Поделка на основе использования мятой бумаги «Чудо – дерево»
Путешествие, практическое занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Поделка на основе использования мятой бумаги «Птенчики»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Презентация творческих работ

Поделка на основе использования мятой бумаги «Снегирь»
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

История бумаги. Технологии работы с бумагой.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Техника оригами. Цветы из бумаги.
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Техника оригами. Цветы из бумаги.
Зачетное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Зачёт

Техника квиллинг. Домашние питомцы
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Техника квиллинг. Домашние питомцы
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Изготовление объёмной открытки. Выставка работ.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; решение проблемных ситуаций
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Выставка

Вводное занятие. История куклы. Выставка кукол (из личной коллекции детей). Техника безопасности.
Творческая встреча
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Опрос

Кукла на картонной основе.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Пальчиковые куклы.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Пальчиковые куклы.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Аппликация. Кукла – актер.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Кукла игольница из поролона
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Народная кукла. Русские обряды и традиции. Изготовление тряпичной
куклы. Выставка-ярмарка.
Зачётное занятие
Исследовательский, индивидуальный; решение проблемных ситуаций
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка-ярмарка


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Чудеса своими руками»
 2 год обучения
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы
подведения итогов

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Правила техники безопасности
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Фоторамка «Морская стихия»
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Фоторамка «Флора и фауна»
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Подсвечник
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; решение проблемных ситуаций
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Выставка

Ваза для мамы
Творческая встреча
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Опрос

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы. Иллюстрация к сказке.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Панно из пластилина. Вид из окна.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Панно из пластилина. На солнечной полянке
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Пластилиновая живопись. Знакомство принципами работы. «В мире животных».
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Пластилиновая живопись. «В мире животных». Организация выставки работ в технике пластилинография
Зачётное занятие
Исследовательский, индивидуальный; решение проблемных ситуаций
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка-ярмарка

Работа в технике оригами. Знакомство с принципами работы. «Цветы»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Работа в технике оригами. «Цветы»
Путешествие, практическое занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Работа в технике оригами. «Цветы»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Презентация творческих работ

Работа в технике оригами. «Шестиугольная звезда»
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Работа в технике оригами. «Украшение интерьера»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Работа в технике оригами. «Украшение интерьера»
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Квиллинг. Повторение с принципа работы. «Корзина цветов»
Творческая встреча
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Опрос

Квиллинг. «Корзина цветов»
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Шкатулка из открыток
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Шкатулка из открыток
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; решение проблемных ситуаций
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Выставка

Шкатулка из открыток. Организация выставки работ
Зачётное занятие
Исследовательский, индивидуальный; решение проблемных ситуаций
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка-ярмарка

Оберег. Символика оберегов. Кукла оберёг «Домовенок»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Кукла оберёг «Домовенок»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Тряпичная кукла «Кубышка- травница»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Тряпичная кукла «Десятиручка»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Тряпичная кукла «Бабочка»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Кукла из перчатки
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Кукла из перчатки. Выставка- ярмарка. Итоговое занятие.
Комбинированное занятие
Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Таблицы, схемы, плакаты.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Зачёт.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Чудеса своими руками»
 3 год обучения
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы
подведения итогов

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Декоративное панно «Моя Родина» (плоскостное изображение)
Комбинированное занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Зимний лес»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Зимний лес»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Объёмно-пространственная аппликация «Божья коровка на ромашке»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Объёмно-пространственная аппликация «Божья коровка на ромашке»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Декорирование старых вещей интерьера в технике пластилинография.
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ в технике пластилинография
Комбинированное занятие
Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Таблицы, схемы, плакаты.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Зачёт.

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Конструирование из бумажных полос «Зоопарк».
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Конструирование из бумажных полос «Фонарики»
Комбинированное занятие
Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Таблицы, схемы, плакаты.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Зачёт.

Конструирование из бумаги «Самолет»
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Базовые фигуры (цилиндры и конусы). Приемы работы.
Путешествие, практическое занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Базовые фигуры (прямоугольник и квадрат) Приемы работы.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Презентация творческих работ

Конструирование объёмных изделий из бумаги. Водонапорная башня.
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Конструирование объёмных изделий из бумаги. Водонапорная башня.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Опрос

Конструирование из бумаги с элементами салфеточной аппликации «Лисичка сестричка».
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Конструирование из бумаги с элементами салфеточной аппликации «Лисичка сестричка».
Организация выставки работ.
Зачетное занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Зачёт

Сувенирная кукла (беседа). Подготовка материалов и инструментов. Сувенирная кукла из шпагата.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература.

Опрос

Сувенирная кукла «Паренек Тимоша» (набивная).
КВН, практическое занятие
Репродуктивный, индивидуальный.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Сувенирная кукла «Паренек Тимоша» (набивная).
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Сувенирная кукла на основе яйца, солёного теста.
Комбинированное занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Сувенирная кукла на основе яйца, солёного теста.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Сувенирная кукла из ткани.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Сувенирная кукла из ткани.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Сувенирная кукла из помпонов.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Сувенирная кукла из помпонов.
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ.
Комбинированное занятие
Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Таблицы, схемы, плакаты.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Зачёт.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Чудеса своими руками»
4 год обучения
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы
подведения итогов

Панно из пластилина «Фрукты». Закрепление принципов работы.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Панно из пластилина «Фрукты». Закрепление принципов работы.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Плоскостное изображение «Зимние причуды». Закрепление принципов работы.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Закрепление средств выразительности «Ваза с конфетами».
Комбинированное занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Рельефное изображение «Дикие животные». Закрепление принципов работы.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка

Рельефное изображение «Дикие животные». Закрепление принципов работы.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективный анализ работ

Коллективно-творческая работа «Весёлая семейка»
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Организация выставки работ в технике пластилинография
Зачетное занятие
Исследовательский, в парах; решение проблемных ситуаций
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Коллективный анализ работ

Вводное занятие «Технология изготовления поделок в технике торцевания». Панно «Весеннее пробуждение».
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Выставка

Панно «Весеннее пробуждение» - торцевание гофрированной бумагой.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Панно «Цветочные композиции» - торцевание гофрированной бумагой.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Панно «Цветочные композиции» - торцевание гофрированной бумагой.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; решение проблемных ситуаций
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Выставка

Панно «Обитатели морей» - торцевание гофрированной бумагой.
Творческая встреча
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Опрос

Панно «Обитатели морей» - торцевание гофрированной бумагой.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Объёмные цветы из гофрированной бумаги в технике торцевания.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Топиарий - цветочное дерево в технике торцевания.
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Топиарий - цветочное дерево в технике торцевания.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Коллективно-творческая работа «Перелётные птицы» - торцевание.
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Коллективно-творческая работа «Перелётные птицы» - торцевание. Организация выставки работ.
Зачётное занятие
Исследовательский, индивидуальный; решение проблемных ситуаций
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выставка-ярмарка

Беседа «Кукла в искусстве». Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. Эскиз кукольного театра на фланелиграфе.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Герои сказки «Репка», «Колобок» для фланелеграфа.
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация творческих работ

Куклы марионетки к сказке «Теремок».
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный; решение проблемных ситуаций
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Выставка

Куклы марионетки к сказке «Теремок».
Творческая встреча
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный
Аудиозаписи, раздаточный материал.
Компьютер
Презентация творческих работ

Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (основа шар)
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично- поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективная рефлексия

Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (раскрашивание)
Лекция, практическое занятие
Объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный; устное изложение.
Дидактические карточки, памятки, спец. литература

Коллективная рефлексия

Куклы на основе папье-маше к русской народной сказке «Заюшкина избушка» (изготовление костюмов)
Комбинированное занятие
Наглядный, коллективный
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективный анализ работ

Изготовление ширмы для кукольного театра. Эскиз ширмы кукольного театра.
Презентация, практическое занятие
Наглядный, частично поисковый, групповой; показ видео материалов
Видеозаписи, мультимедийные материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Коллективный анализ работ

Подготовка к показу кукольного театра младшим товарищам (распределение ролей, репетиция выступления).
Комбинированное занятие
Репродуктивный, индивидуальный; работа по образцу.
Фотографии, таблицы, схемы.

Коллективная рефлексия

Театрализованная постановка. Выставка творческих работ.
Зачётное занятие
Исследовательский, индивидуальный; решение проблемных ситуаций
Диафильмы, плакаты, таблицы.
Компьютер, мультимедийный проектор
Выступление, показ театрал. представления.











Список литературы
1. Чен Н.В., Беллина М. В. Забавные поделки шаг за шагом.- Изд-во:«Клуб
Семейного Досуга».2012г.- 112 с..
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Детский дизайн. Пластилинография – М.: изд. Скрипторий 2003,
2007. – 94 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пластилинография. Цветочные мотивы – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 80 с.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пластилинография. Анималистическая живопись – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 96 с.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования  Ярославль: Академия развития, 2001.  144с.
6. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи.  М.: Школьная пресса, 2004.  64с.
7. Сувениры  самоделки / Авт.сост. Л.Н.Лосич - Мн.: «Элайда», 1998.  224с.
8. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой.  М.: Изд-во Эксмо, 2002.  128с.
9. Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст].  Ярославль: «Академия развития», 1999.  144с.  (Серия: «Умелые руки»)
10. Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика.  М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.  64с.
11. Румянцева, Е.А. Праздничные открытки М.: Айрис  пресс, 2005.  176с.
12. Бельтюкова, Н., Петров, С., Кард, В. Учимся лепить: Папьемаше. Пластилин.  М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2001.  224с.
13. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст].  М.: Изд. дом МСП, 2005.  128 с.
14. Тряпичная кукла, лоскутные мячики. Игрушка в культуре России. Книга 4. Г.Дайн - Хотьково, - 2012.- 844 ил.
15. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. Шайдурова Н.В. - СПб., 2011.- 176 с, ил. + цв. вкл.
16. Загадки народной куклы / Дмитрий Москин, Татьяна Яшкова. - Петрозаводск, 2010.- 64 с: ил
17. Текстильные обрядовые куклы Зимина З.И. - М, 2007. - 64 с, ил. (Русская Традиция)
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.rg.ru/2008/12/25/elka.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.liveinternet.ru/users/radugalily/post175217493/ изhttp://www.liveinternet.ru/users/radugalily/post175217493/ из Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315