Конспект урока по русскому языку 2 класс. Программа Начальная школа XXI века 
Открытый урок по русскому языку 
учителя начальных классов МОУ «Школа №53» Феденистовой О.В.
2 класс. УМК Начальная  школа «XXI век».
Тема урока:  Основа слова.
Цель  урока:            - познакомить  с понятием «основа слова»;
            - способствовать открытию способа нахождения основы слова;
            - создавать ситуации, позволяющие отрабатывать алгоритм нахождения основы слова;
            - развивать умение подбирать слова к схемам.
Задачи  урока:
предметные-формировать у учащихся умения образовывать  новые слова ;-углублять представления о значении частей слова;-обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
метапредметные-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Оборудование:-карточки для работы в группах;-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);-тестовые задания по теме «Основа слова»;-сказка «Про маленький мудрый корень – -берёз-;-презентация к уроку.
Технология: групповая, изучение нового материала, критическое мышление
Методы: исследовательско-поисковый
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, индивидуальные и групповые задания).
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится     (Слайд 2)
2. Работа в тетради.
-запишите число.
-Как будет называться наша работа?
-Какое опасное место в названии?
-В чистописании мы повторим написание строчной  буквы б в соединении с гласными бе  би3.Определение темы и целей урока.
-К нам в гости пришла Мудрая Сова, принесла задание. Отгадав его, мы узнаем, чем будем заниматься на уроке.      (Слайд 3)
-Давайте сообразим, что предлагает нам Сова?           (Слайд 4)
- Что у нас получилось?             (Слайд 5 ) Состав слова.
- Что мы можем рассказать Сове о Составе слова?
-Догадайтесь, что это?1)Я у дуба.   Я у зуба.   Я у слов и у цветов.   Я упрятан в темноту.   Я не вверх, а вниз расту (корень).-  Как догадались? Докажите словами из загадки.
2) После корня он стоит,     Перед окончанием.     Его я, если заменю,     Другое слово получу.     Обозначу уголком.     Называю домиком (суффикс).
- Как догадались? Докажите.3) Перед корнем есть……..     Слитно пишется она.     И при помощи ……….     Образуются слова (приставка).- Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?4) На конце любого слова     ………….. ищет Вова.     С другим словом держит связь.     ……………он найдет.     Его в рамочку возьмет  (окончание). -Какие слова помогли догадаться, что это окончание?По мере отгадывания загадок в презентации появляются слова-карточки с отгадками и образовывается кластер.
-Что появилось на доске?-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
-Но у нас есть ещё один квадратик в нашем кластере. Как вы думаете почему?-Определите тему сегодняшнего урока. Что мы будем повторять?-Какие задания мы будем выполнять? (Слайд 6 «Корзина идей»)
4. Грамматическая сказка.
(Выходит ученик с картинкой корня –берёз-).
                 Про маленький мудрый корень – берёз -.     Жил – был на свете корень – берёз -. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корень-корешок – берёз - в огромное семейство слов. -Попробуйте назвать его родственников.-Запишите несколько слов, которые образовали.-Какие части слов использовали для образования новых слов?-Как называют способы образования новых слов? (таблица)-Я выделила из семейства с корнем – берёз - шесть слов (берёза, берёзовый, подберёзовик, берёзка, березняк, берёзы)
-Объясните значение этих слов (словари).
-Какое слово лишнее и почему?6. Упражнения в определении способов образования слов. Учиться находить основу слова.
-Как образовались эти слова? С помощью каких морфем? Как называется способ образования этих слов?
-На какие две группы мы можем разделить однокоренные слова? (2)
-По какому признаку? 
-Вроде всё мы выучили. Где ещё найти часть слова, о которой мы говорили вначале урока?
- Есть ли у вас какие нибудь предположения?
-Откройте учебники и найдите урок №72 (стр.165). Рубрика «Тайны языка».
- Так какая тема нашего урока?  «Основа слова». Задайте вопросы по теме.
Учитель фиксирует вопросы на доске.
Что такое основа слова?
Где находится?
Зачем нужна?
Как найти основу слова?
- Что поможет ответить на  эти вопросы?
- Просмотрите упражнения, которые даны в учебнике на этот урок.
- Как можем построить наш урок? С чего начнём работу?
Учитель фиксирует план работы на доске. По ходу урока он отмечает значком + те пункты плана, которые выполнили.
-  Что поможет ответить на вопрос: что такое «основа» слова?
- Что нового вы узнали?
-Упражнение №1. Прочитайте задание к упражнению.
-Как обозначить основу в слове?
-Чтение правила (с.165)    
7.  Физкультминутка.
1)Зарядка для глаз. 
2) Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.-под – подняться-со – согнуться-разо – разогнуться-по – положить руки за спину, подышать, потянуться, помахать руками. 
8. Дидактическая игра «Собери слово».
1) Работа в группах.- Повернитесь в свою группу.- Прочитайте задание и запишите получившиеся слово.1 группа. Запиши слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове речка.  Выделить основу слова. (покраска)
2 группа. Корень – дарить                  суффикс – шнурки                  приставка – покрышка                  окончание – очки              (подарки)
3 группа. Корень – сказка                  суффикс – извозчик                  приставка – расход                  окончание – волк       (рассказчик)
 4 группа. Корень – лыжня                  суффикс – грибница                  приставка –                   окончание – лиса   (лыжница)
   5 группа. Корень – ходит                       суффикс – ложка                       приставка – подумай                       окончание – вода       (походка)  
   6 группа. Корень – цена                       суффикс – тетрадка                       приставка – очерк                       окончание – руда       (оценка)   От каждой группы выходит один ученик и объясняет ответ группы. Слова прикрепить на доску. Записываем словав тетрадь и проговариваем как найти основу слова.                
9.Итог урока.-Какова была тема сегодняшнего урока?-Назовите морфемы слова.-Какие задания понравились?-Что было интересно?-Какие задания показались трудными? Почему?
- Как мы определим тему урока:
5) Окончание отбросим     И останется она (основа). 
10.Домашнее задание: стр.148 упр.№3 и 5 (объяснить)
Запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове берёзка, приставка, как в слове пошёл, окончание, как в слове речка.______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове дарить, суффикс, как в слове шнурки, приставка, как в слове покрышка, окончание, как в слове очки.______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове сказка, суффикс, как в слове извозчик, приставка, как в слове расход, окончание, как в слове волк.______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове лыжня, суффикс, как в слове грибница, приставка, как в слове лететь, окончание, как в слове лиса.______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове ходит, суффикс, как в слове ложка, приставка, как в слове подумать, окончание, как в слове вода.______________________________
______________________________
Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале.______________________________
______________________________