Тематическое планирование для седьмых классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Усмани Липецкой области
им. Героя Советского Союза Б.А.Котова
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
НМС лицея приказом лицея от ______.2014г. №___
протокол от _______2014 г. № Директор лицея Э.В.Елфимова
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
7-а класс (расширенное изучение русского языка)
7 –в класс (расширенное изучение математики)
на 2014-2015 учебный год
Составил:
Коровин Ю.В.
учитель технологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: Изучение технологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о наиболее распространенных материалах, используемых в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, техникой и технологией их обработки.
-овладение умениями сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимой для самостоятельной работы по планированию, осуществлению контролю. Своих действий при обработки различных материалов.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи:
Обучения:
1.Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетенций:
- обеспечить усвоение учениками знаний по технологии, в соответствии со стандартом технологического образования через систему из 68 уроков
- Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи ;
Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределению;
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия:
Овладение простейшими понятиями рыночной экономики.
2. Закрепить интерес к изучению технологии через разнообразные формы уроков
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Региональный уровень
· Письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014/2015 учебный год» от 16.04.2014 г. № ЮТ-1064;
Лицейский уровень
Устав лицея
Программа развития лицея «Школа познания +»
Основная образовательная программа основного общего образования
Календарный учебный график
Учебный план на 2014-2015 уч.г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007; а также дополнительных пособий, рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю) в соответствии с учебником.
Обоснование выбора авторской программы:
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по технологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Предмет «Трудовое обучение» в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений входит в образовательную область «Технология».
Образовательная область «Технология» в системе общего образования призвана познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их трудовую подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Целью обучения по образовательной области «Технология» является развитие у школьников технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности, обеспечение возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения.
Предметное наполнение «Трудового обучения» зад ается обязательным минимуме! содержания основного общего образования по образовательной области «Технология». Оно предполагает обязательное практическое ознакомление учащихся с основными технологиями получения, обработки и преобразования вещества, поля, энергии и информации, а также овладение им основными понятиями и видами деятельности.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
Важность привития учащимся технологической культуры в настоящее время признается во всем мире.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода.
Суть его заключается в следующем:
Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.
Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
Программа предусматривает овладение учащимися в соответствии с стандартом технологического образования для 7 класса
Соответствующие главы, параграфы и некоторые пояснения
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации
§ 1 - 15
Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм
§ 7 - 9
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений
§ 7 - 8
Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации
§ 24
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей
§ 20 - 23
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование
§ 17
Механизмы технологических машин
§ 23
Декоративно-прикладное творчество
§ 25 - 30
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения
§ 25 – 30
Технологии ведения дома
Ремонтно-отделочные работы в доме
§ 31 - 32
Творческая, проектная деятельность
§ 34 - 38
Экскурсия на предприятие
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами): программа рассчитана на 2 классных занятия в неделю (68 часов в год).
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа ( в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): В течение учебного года предусмотрено проведение 68 учебных занятий, в которые включены 16 практических работ, 2 экскурсии.
Компитенции
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Формы организации образовательного процесса: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Технологии обучения:
вести экологически здоровый образ жизни;
· использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
· планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
· проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
· ценностно-смысловой;
· деятельностной;
· социально-трудовой;
· познавательно-смысловой;
· информационно-коммуникативной;
· межкультурной;
· учебно-познавательной.
Виды и формы контроля:
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п. При фронтальном контролезадания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.Типы контроля В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.
Текущий
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Коррекция
Ликвидация пробелов.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.
Критерии и оценки:
Нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Характеристика контрольно-измерительных материалов для учащихся 5-9 классов
Контроль уровня обученности
Класс
Виды контроля
КИМ
5 - 7
Проверка знаний:
тесты,
кроссворды,
карточки-задания.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения.
Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
8-9
Проверка знаний:
контрольные задания,
тесты,
кроссворды,
карточки-задания,
тематический срез.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения.
1. В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000
2. А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 за 8090% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания.
При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:
с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
на соответствие;
с требуемым текстовым заполнением;
на установление правильной последовательности действий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Создание изделий из конструкционныхи поделочных материалов (20 ч)
Технологии создания изделий из древесныхи поделочных материаловна основе конструкторской и технологическойдокументации (16 ч)
Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 ч).
Основные теоретические сведения.
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы.
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбление гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда.
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технология создания изделий из металлана основе конструкторскойи технологической документации (22 ч)
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 ч).
Основные теоретические сведения.
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы.
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда.
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
Машины и механизмы.Графическое представление и моделирование (4 ч)
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 ч).
Основные теоретические сведения.
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы.
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Варианты объектов труда.
Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.
Технологии ведения дома (4 ч)
Эстетика и экология жилища (4 ч).
Основные теоретические сведения.
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы.
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
Варианты объектов труда.
Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.
Творческая, проектная деятельность (16 ч)
Основные теоретические сведения.
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы.
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.
Варианты объектов труда.
Темы проектных работ даны в приложении к программе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п
Тематический раздел
Кол-во часов
практических работ
Экскурсий
1
Вводный урок
1
2
Технология обработки древесины. элементы машиноведения
27
6
3
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.
20
5
4
Культура дома
4
5
Творческий проект
16
16
6
Экскурсия на предприятие
2
2
Планируемый уровень подготовки на конец года:
знать:
· что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
· основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
· пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
· особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
· о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;
· виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
· общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
· назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
· основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
· виды пиломатериалов;
· возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
· источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
· технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
· общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
· виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
· устройство сливного бачка.
уметь:
· рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
· осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
· производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
· читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
· понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
· графически изображать основные виды механизмов передач;
· находить необходимую техническую информацию;
· осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
· читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
· выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
· выполнять шиповые соединения;
· шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
· владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
· применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во часов
7-б
7-в
п\п
План
Факт.
План
Факт.
1
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
1
06.09
05.09
Технология обработки древесины
2
Физико-механический свойства древесины
1
06.09
05.09
3-4
Конструкторская и технологическая документация. Технологический процессы изготовления деталей.
2
13.09
12.09
5-6
Заточка деревообрабатывающих инструментов
2
20.09
19.09
7-8
Настройка рубанков и шерхебелей
2
27.09
26.09
9-10
11-12
Шиповые столярные соединения
4
04.10
11.10
03.10
10.10
13-14
Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами
2
18.10
17.10
15-16
Точение конических фасонных деталей
2
25.10
24.10
17-18
Художественное точение изделий из древесины
2
01.11
31.10
19-20
Мозаика на изделиях из древесины
2
15.11
14.11
Технология обработки металла
21-22
Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали
2
22.11
21.11
23-24
Чертеж деталей изготовленных на токарном и фрезерном станках
2
29.11
28.11
25-26
Назначение устройства токарно-винторезного станка тв6
2
06.12
05.12
27-28
29-30
Технология токарных работ по металлу
4
13.12
20.12
12.12
19.12
31-32
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка нгф-110ш
2
27.12
26.12
33-34
Нарезание наружной и внутренней резьбы
2
17.01
16.01
35-36
Художественная обработка металла (тиснение по фольге)
2
24.01
23.01
37-38
Художественная обработка металла (ажурная скульптура)
2
31.01
30.01
39-40
Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром)
2
07.02
06.02
41-42
Художественная обработка металла (бассма)
2
14.02
13.02
43-44
Художественная обработка металла (пропильный металл )
2
21.02
20.02
45-46
Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке)
2
28.02
27.02
Культура дома (ремонтно-строительные работы)
47-48
Основа технологии оклейки помещений обоями
2
07.03
06.03
49-50
Основы технологии малярных работ
2
14.03
13.03
Творческий проект
51-68
Выполнение творческого проекта
16
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
02.05
16.05
23.05
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
69-70
Экскурсия на предприятие
2
30.05
29.05
Планирование составлено на основе:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информационный проект кафедры технологии лицея №8 «Олимпия»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Ярославский институт развития образования. Раздел: технология»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Игры и задачи на развитие творческого мышления»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Академия школы дизайна»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Современное экономическое образование»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.)
13PAGE 15
13PAGE 142015