Программа на развитие внимания у младших школьников с ЗПР
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи программы:
1) развитие сенсорного внимания;
2) развитие слухового внимания;
3) развитие моторно-двигательного внимания;
4) повышение познавательного интереса.
Контингент: 3 класс, 10 человек
Время проведения: 45 мин в 15:00
Оборудование: карточки с изображением рыбок, карандаш, платок или повязка для завязывания глаз, круги диаметром 30-35 см.
Методические рекомендации: занятие проводится 1-2 раза в неделю. цикл включает в себя 6 занятий
Блок № Занятия Направленность
Вводный Занятие 1. Диагностика внимания
Основной Занятие 2. Сенсомоторное внимание
Занятие 3. Слуховое внимание
Занятие 4. Моторно-двигательное внимание
Занятие 5. Концентрация и объем внимания, мелкая моторика рук
Заключительный Занятие 6. Повторная диагностика. Подведение итогов
План развивающих занятий
Занятие 1. Диагностика внимания с помощью "Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)"
Цель: изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.
Упражнение 1. «Найди ошибки»
Инструкция к тесту
«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Занятие 2. Сенсомоторное внимание
Цель: развитие сенсорного внимания
Упражнение 1. «Найти 2 одинаковых предмета»
Ребенок должен найти на картинке среди множества похожих предметов два одинаковых.
На этой картинке две одинаковые рыбки, найди их.Найди два одинаковых предмета.
Упражнение 2. «Исключение лишнего»
Предлагаются 3 слова, вырванных наугад. Необходимо оставить 2 слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова:
Вариант I: кошка, колокольчик, кедр.
Вариант II: дождь, ветер, дерево.
Вариант III: часы, рука, термометр.
Вариант IV: книга, линейка ваза.
Пример традиционного ответа по варианту I: «Колокольчики и кедр - растение, кошка лишняя; кошка и колокольчики - имеют вторую букву «О», кедр - лишнее; кошка и кедр имеют менше букв, чем колокольчики».
Пример оригинального ответа: «Колокольчики - лишнее, т. к. кошка может взобраться на дерево - их объединяет одно действие». Относительно каждого варианта необходимо получить как минимум 4-5 ответов.
Занятие 3. Слуховое внимание
Цель: развитие слухового внимания
Игра 1. «Что слышно»
1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
Игра 2. «Узнай по голосу – 1»
Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».
Занятие 4. Моторно-двигательное внимание
Цель: развитие моторно-двигательного внимания
Игра 1. «Кто летает?»
Называете любой предмет. Если он летает, ребенок поднимает руки вверх, если же нет – хлопает себя по ножкам. Например: «Кошка летает? Самолет летает? Дерево летает?» Можно начинать игру в медленном темпе, постепенно ускоряя ее. Можете усложнить задание: добавить еще к тому, что летает то, что плавает. На эту фразу малыш должен опустить ручки вниз и потрясти ими.
Игра 2. «По новым местам»
Описание. Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».
Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.
Занятие 5. Концентрация и объем внимания, мелкая моторика рук
Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки
Упражнение 1. «Выкладывание из мозаики по образцу»
Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Упражнение 2. «Нанизывание бусинок»
Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
Занятие 6. Повторная диагностика внимания.
Цель: изучить уровень внимания и самоконтроля школьников. Подвести результаты занятий
Упражнение 1. «Найди ошибки»
Инструкция к тесту
«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Литература:
Осипова А.А Диагностика и коррекция внимания.М.,2002.
Черемошкина. Л.В. развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.С.21
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. - Смоленск, 1994.
Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975.
Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.