Проект Общественное управление школой
Общественное управление школой.
Введение
В МАОУ «СОШ №111 сложилась многолетняя практика работы с родительской общественностью. В нашем образовательном учреждении реализуется программа развития школы равных возможностей. Школа заинтересована в своем продвижении на рынке образовательных услуг, в формировании и развитии положительного имиджа. Мы хотим создать открытую для сотрудничества со всеми заинтересованными лицами школу. Имея большой потенциал лояльных, готовых участвовать в управлении школой родителей, нам необходимо создать такой механизм их участия в управлении школой, который бы позволил решать совместно все вопросы, и обеспечил рост конкурентно способности в микрорайоне. Поэтому основной целью работы является: Создание эффективной модели общественного управления школой, функционирование которой обеспечит формирование положительного имиджа в социуме. При создании модели нам предстоит пересмотреть перечень и содержание локальных актов, регламентирующих структуру, организацию и содержание работы всех звеньев, участвующих в управлении школой. Работа может иметь большое практическое значение не только для участников образовательного процесса в данной школе, подготовленные материалы могут быть использованы, как методические пособия всеми заинтересованными лицами.
Основная часть
Концепция модернизации российского образования предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно - общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования. В Концепции сформулировано положение о том, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты», отмечено, что «в процессе модернизации предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно - общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».
В качестве ключевых проблем развития общественного участия в управлении школой можно выделить:
- недостаточную вовлеченность в эту работу общественности, прежде всего - родительской;
- неполный и несистематический учет гражданского заказа на образование;
- сохранение ведомственного характера целеполагания и оценки уровня достижений конкретной школы, муниципальной системы образования;
- слабую институциональную «укорененность» возникающих органов общественного участия в управлении образованием на всех основных уровнях.
Таким образом, в связи с вышесказанным, развитие и совершенствование системы государственно – общественного управления образованием на современном этапе продиктовано временем - школа не может оставаться закрытым и авторитарным учреждением, в противном случае она будет не в состоянии выполнить социальный заказ адекватный потребностям современного общества. Сегодня развитие института государственно-общественного управления является общемировой тенденцией и в различных странах находится в состоянии динамичного развития, особенно с 90-х гг. XX века. Собственно государственно-административная модель управления школой в современном мире постепенно трансформируется в школу гражданского общества, все более ясно проявляется новый социально-образовательный феномен – «гражданская школа». В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь, общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от школы. По существу все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы, до сих пор на уровне управленческих решений в 90% российских школ определяются директором либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения: систему оценивания, экономику школы, кадры и т.п. Единственный выход из создавшейся ситуации – это введение института государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. В Законе РФ «Об образовании», как в одном из основополагающих, закреплен принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием, а также право обучающихся, их родителей (законных представителей), работников принимать участие в управлении образовательным учреждением. Однако на практике в 90-е – начале 2000-х годов возможности влияния родителей и общественности в целом на образовательную политику и деятельность образовательных учреждений были несущественны. Действующие в этот период органы школьного самоуправления : советы образовательных учреждений, Попечительские советы, родительские комитеты и т.д. не имели реальных полномочий для принятия решений по ключевым, затрагивающих интересы потребителей образовательных услуг, вопросам функционирования и развития образовательных учреждений, и во многом носили номинальный характер. Важным стимулом к расширению общественного участия в управлении образованием стал Приоритетный национальный проект «Образование» и реализуемый в его рамках комплексный проект по модернизации региональных систем образования, одним из направлений которого являлось «расширение общественного участия в управлении образованием». В результате реализации этих проектов, а также национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений созданы Управляющие советы, более 70% российских школ ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, в том числе 45% – с использованием сети Интернет. Изучение мною имеющихся в России практик государственно общественного управления школой (Москва, Омск, Ставропольский край, Пермь), показывает, что они представлены наиболее типичными моделями, которые включают такие структуры: родительское собрание класса, родительский комитет класса, школьное родительское собрание, школьный родительский комитет, совет учащихся, управляющий совет, родительская конференция. Наиболее интересным представляется опыт Ставропольского края. Модель, рекомендуемая к реализации в их учебных заведениях, включает дополнительно: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, методические объединения учителей, творческие группы. При этом достаточно сложно понять, каким образом структуры объединяющие педагогов по профессиональному признаку могут включаться в общественное управление школой. Среди родительской общественности нашей школы понимание своей роли в управлении школой тоже неоднозначно. Небольшая часть родителей воспринимает возможность своего участия как несанкционированное вторжение в любые сферы деятельности школы, чаще эта группа выступает в роли оппозиции. Другая часть родителей готова к позитивному сотрудничеству, но недостаточно информирована о том, как можно включиться в данную деятельность. Отсутствие локальных актов, где бы были четко определены механизмы участия родителей в школьном процессе управления, не позволяет широко использовать их потенциальные возможности. Поэтому в школе существует проблема: с одной стороны, у нас есть необходимость участия родителей в управлении школой, с другой стороны отсутствуют четкие механизмы их организации для участия в этом управлении. Решение данной проблемы весьма актуально. Решая стратегическую задачу, создания школы равных возможностей, мы понимаем, что нашими главными союзниками в этом процессе являются родители учеников. Наша школа весьма неоднородна по составу учащихся, социальному статусу семей. В школе на 5 сентября 2014 года обучается 1301 школьника в 53 классах. Мы обучаем разные по медицинским показаниям группы детей - это здоровые дети и дети инвалиды, их 9 человек. Для этой категории учащихся организованы две формы обучения: обучение на дому с выходом педагогов (2 человека) и дистанционное обучение (2человека). Помимо этих детей 56 человек – это дети с ЗПР, 46 из которых, обучается в специальных коррекционных классах 4е,4з,6д,9д, а 10 человек в общеобразовательных классах. Примерно 32% учащихся общеобразовательных классов обучаются на «4»и «5». На учете за совершение ООД состоит 10 человек, в группе СОП- 8 человек, на внутри школьном учете – 67 человек. Организация образовательного процесса ориентирована на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса. В школе более 30% учащихся 2-11 участвуют в работе НОУ, функционируют секции футбола, волейбола, баскетбола, ОФП, вокальная студия КЛЭП , в которых занято 5% учащихся. С апреля 2014 в школе работает более 15 клубов по интересам, в них работает до 12% ребят. Осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе по пяти направлениям. Мы организовали такую школьную среду, которая обеспечивает возможность удовлетворения своих потребностей каждому учащемуся, но все- таки большая часть родителей не заинтересована в успехах своих детей, не рассматривает школу, как стартовую ступеньку к получению будущего профессионального образования и по отношению к школе занимает пассивную позицию. По данным анкетирования, из числа 124 опрошенных родителей (1,5,7 классы) всего лишь 30% мотивированы на получение их детьми качественно образования в условиях общеобразовательной школы. Именно эта категория родителей активно включается в работу обще классных родительских комитетов, является активными участниками школьных мероприятий. Из их числа выдвигаются представители в состав школьного управляющего совета. Имея большой потенциал лояльных, готовых участвовать в управлении школой родителей, нам необходимо создать такой механизм их участия в управлении школой, который бы позволил решать совместно все вопросы, и обеспечил рост конкурентно способности в микрорайоне. Поэтому, у нас возникла идея создания такой модели общественного управления школой, и довыборов в существующие структуры, которые обеспечат открытость, оптимальность и мотивацию к участию в работе в этих органах. На данном этапе работы в школе функционирует несколько структур, объединяющих родителей, которые функционируют согласно локальным актам.
1. Общешкольное родительское собрание. Проводится 1 раз в четверть по плану работы школы. Его основная функция просветительская, не имеет реальных полномочий для принятия решений (локальный акт не закреплен в Уставе)
2. Общешкольный родительский комитет, в состав которого входят председатели родительских комитетов классов (локальный акт не закреплен в Уставе). Основная функция информационная. Является транслятором решений управляющего совета для коллективов родителей в конкретных классах. На сегодняшний день является формальной структурой без регламента работы и полномочий.
3. В школе 53 классных родительских комитета (локальный акт не закреплен в Уставе). Выполняет разные функции, но на практике они сводятся к двум основным – это организация досуговой деятельности учащихся и привлечение финансовых средств в основном для этой деятельности.
4. Управляющий совет - это орган, в состав которого входят представитель департамента образования, 3 представителя общественности, чьи дети не обучаются в школе, представители педагогического коллектива – 6 человек, представители родителей – 11 человек, представитель совета старшеклассников.
Анализируя положение об управляющем совете (впервые управляющий совет в школе был создан в 2009 году), нами выявлены несоответствия процедуры выборов, позициям, прописанным в положении, закрепленном Уставом школы. Так совет действует на основании положения. В школе сложилась определенная практика выборов в УС. Поскольку совет изначально имел статус общественного органа, не имел собственного расчетного счета, его создание не было инициировано учредителем школы, то и создавался он на основании положения об управляющем совете, утвержденном директором школы, что вступает в противоречие с положением об управляющем совете. Второе несоответствие связано с количеством представителей в составе совета от общественности, их 3 вместо 4 ,обозначенных в положении. Так в состав совета вошли по 1 представителю родителей от каждой параллели учащихся. Они избирались из числа желающих, как правило, от родительского комитета класса, по рекомендации классного руководителя. На втором этапе проводилось собрание с классными руководителями, чьи родители выдвигались в совет, классные руководители презентовали своего представителя, затем открытым голосованием простым большинством голосов определялась одна кандидатура от параллели. Кандидаты из числа педагогических работников, были выбраны в совет на собрании трудового коллектива путем самовыдвижения, первые 6 человек, набравшие наибольшее число голосов, вошли в состав совета. Наибольшая трудность возникла при комплектовании совета представителями общественности и представителем учредителя. Мы понимали, что это должны быть люди, обладающие реальной властью, имеющие возможность оказывать школе разную поддержку, в том числе и финансовую, владеющие ситуацией в школе, заинтересованные в ее успешном продвижении на рынке образовательных услуг. Эта группа была представлена другим членам совета директором школы, а не учредителем, и дала согласие на участие в работе совета, то есть изначально была кооптированной. Согласно положению первые 4 лет в состав совета не входили представители детей, так как в школе не было органа ученического самоуправления. В 2013-2014 учебном году в положение внесено изменение и впервые в состав совета вошел представитель детей - им стала президент школы Заякина Алиса. При анализе работы совета старшеклассников нами выявлено нарушение организации выборов президента школы в части нормативно правовой базы. При отсутствии положения о требованиях к кандидату, произошел выбор в президенты ученицы, которая, в запрещенный период предвыборной компании, занималась подкупом избирателей (раздавала сигареты). Ученица обладала набором отрицательных качеств, таких как устойчивая не успеваемость по ряду предметов, пропуски уроков без уважительной причины, курение на территории школы, что не способствовало формированию положительного имиджа президента школы. Работа управляющего совета на протяжении 5 лет показала, что такая форма государственно общественного управления школой оптимальна и эффективна. Большинство членов совета активно работают в его составе, что очередной раз было подтверждено результатами анкетирования членов совета. В конце учебного года для подведения итогов работы членам совета было предложено ответить на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 62% представителей совета. Из числа опрошенных на вопрос : 1.С какой ролью Вы позиционируете себя, работая в составе управляющего совета?
«спонсор» имеет возможность материально поддерживать школу
«администратор» обличен властью, имеет административный ресурс
«специалист» может оказать специфическую для образования услугу
«активист» обладает организаторскими способностями
4 человека видят себя спонсорами, 2 человека администраторами , 3 человека специалистами , остальные активистами.
2.Перечислите вопросы повестки управляющего совета, в обсуждении которых Вы принимали активное участие.
1.Обсуждение и согласование положения о стимулировании педагогов
2.Реализация проектов школьных клубов
3.Организация школьного этапа конкурса «Учитель года».
4.Подготовка к проведению дня открытых дверей.
5.Обсуждение плана ФХД на текущий финансовый год.
6.Отчет о деятельности школы, согласование публичного доклада директора школы.
100% опрошенных подтвердили, что принимали активное участие в обсуждении всех вопросов.
3.Перечислите решения УС, которые продавливали (лоббировали) Вы как член УС.
100% опрошенных, из числа родителей, утверждают, что им пришлось лоббировать вопрос организации горячего питания в отношении законных представителей детей (родителей и опекунов), выходя в классы на классные собрания, проводя разъяснительную работу о необходимости горячего питания детей в течение дня. В составе совета работает комиссия по рассмотрению жалоб на качество питания.
4.Что не устраивает Вас в вашей работе в статусе члена УС?
100% опрошенных говорят о дефиците времени, что не позволяет им работать более продуктивно.
5.Что не устраивает Вас в работе Вашего совета?
Критических замечаний не высказали.50% опрошенных высказали пожелание собираться чаще.
6.Хотели бы и в дальнейшем работать в составе совета?
99 % опрошенных ответили утвердительно. Особенностью совета является то, что момента его создания ни разу не переизбирались 7 человек.
7.Перечислите мероприятия, в которых Вы принимали участие, как член УС.
Членами совета были названы:
- входили в состав организационного комитета и жюри школьного этапа конкурса «Учитель года»
-принимали участие в интеллектуальных играх с командами старшеклассников
- участвовали в составе команды управляющего совета по волейболу с командами старшеклассников и педагогов
- входили в состав комиссии по контролю за организацией горячего питания
- организовывали и участвовали в юбилейных мероприятиях школы
- принимали участие в открытии школьных клубов
- входили в состав жюри конкурса «Две звезды»
- принимали участие в решении вопроса по установке светофора на перекрестке улиц Лепешинской и Ветлужской.
Таким образом, мы делаем выводы, что состав УС стабилен, функционален, готов решать любые стратегические задачи школы, принимать активное участие в школьных мероприятиях, влиять на принятие решений. С другой стороны обратная связь по реализации принятых решений в школе недостаточная, т.к. не достаточно простроены механизмы информирования участников образовательного процесса.
Анализируя работу органов общественного управления школой, мы констатируем, что, несмотря на выстроенную иерархию управления, в которую входят:
- Управляющий совет
- Общешкольное родительское собрание
- Общешкольный родительский комитет
- Классный родительский комитет
- Классное родительское собрание
наиболее мобильными и жизнеспособными формами управления являются обще классные родительские собрания и комитеты, принимающие решения и оперативно их выполняющие на уровне класса и управляющий совет школы, который оказывает реальное влияние процессы, происходящие в школе. В последней редакции устава школы, зарегистрированного в сентябре 2013 года, прописана процедура выборов в управляющий совет школы, согласно которой в состав совета входят 21 человек. Из них родители не более 1/3 от общего числа членов т.е. 7 человек, работники школы 1/4 т.е. – 5-6 человек, представители детей 1-2 человека из числа учащихся 9-11 классов, представитель департамента образования - 1, 3 представителя общественности. Нами несколько изменен количественный состав членов совета. Так представителей от родителей не 7 человек, а 11 по количеству параллелей, от детей только один представитель, президент школы.
При проведении SWOT анализа, анализируя внутреннюю среду, мы фиксируем наши конкурентные преимущества
1.Более 70% родителей школы – сами бывшие ее выпускники, а значит, мы обладаем большой степенью доверия с их стороны.
2. До 50% родителей ,из 84 опрошенных, из числа наших выпускников, готовы работать в составе классных родительских комитетов.
3.40% педагогов школы, ее выпускники, это позволяет им хорошо знать особенности семей учеников, использовать эти знания в своей деятельности по вовлечению родителей в общественное управление школой и участие в школьных делах. И, что особенно важно, поддерживать школьные традиции и уклад школьной жизни.
4.Большая разбросанность микрорайона (поселки Пролетарский, Акуловский, Комсомольский, Железнодорожный) позволяют оперативно транслировать все нововведения школы, включая ее достижения и рейтинги, тем самым привлекать потенциального потребителя наших услуг.
(«сарафанное радио»)
5.Организация работы с баннером «Качество образовательных услуг» на сайте школы, позволяет не только получать оперативную информацию об оценке деятельности школы, но и оперативно действовать при снижении шкалы оценивания со стороны родителей.
5.Активно работающий состав управляющего совета, в котором есть представители четырех микрорайонов, являются трансляторами всех позитивных процессов, происходящих в школе. Они способствуют формированию положительного имиджа школы в микрорайоне и городе.
6.Есть большой родительский потенциал для работы во всех структурах управления школой, т.к. количество родителей учеников школы превышает 2000 человек.
7.Общая корпоративная культура, выражающаяся в школьных традициях, существующих десятилетиями, единство требований семьи, члены которой учились в школе и школой, позволяет в совместной деятельности решать глобальные стратегические задачи при поддержке родительской общественности.
8.Родители готовы оказывать финансовую поддержку, при реализации социально значимых проектов, поддерживая решения управляющего совета.
Вместе с тем отмечаем и отрицательное влияние факторов внутренней среды, которые могут осложнить достижение поставленных целей:
1.До 70% родителей не мотивируют детей на получение качественного образования, не включаются в процессы управления школой, являются пассивными получателями образовательных услуг для детей.
2.Нами не изучены все возможные способы продвижения школы на рынке образовательных услуг.
3.Имеющиеся формы организации включения родителей в управление школой не объединены общей идеей, не прописан конечный желаемый результат этой деятельности.
4.Большое количество нормативных документов, содержание которых порой противоречит друг другу, не позволяет сформировать четкий желаемый образ школы, прописанный в критериях и показателях, удовлетворяющий максимально запросы семей.
5.Инициатором работы управляющего совета является директор школы, существует риск, что при смене руководства деятельность совета не будет приоритетной.
6.Незнание технологий управления людьми и процессами не позволяет рационально организовать общественное управление школой.
7.Поколение родителей NEXT не готовы к позитивному сотрудничеству со школой, занимают потребительскую позицию, не готовы к диалогу, чаще выступают в роли оппозиции. Ведущим наиболее продуктивным с их точки зрения, способом решения проблем считают жалобы в разные инстанции. Они не хотят работать в составе родительских комитетов классов или наоборот, пытаются в них занять лидирующие позиции, лоббируя собственную точку зрения. Таковыми являются родительские комитеты 7в и 5г классов.
На данном этапе работы школы мы не испытываем значительного положительного или отрицательного влияния факторов внешней среды и возможных угроз. При этом мы понимаем, что они могут возникнуть в ближайшем будущем, так как в 2014 году в микрорайоне Пролетарский планируется строительство современной средней школы на 800 мест , что приведет к угрозе ухода из нашей школы некоторой части учащихся, так как в новой школе будут созданы самые оптимальные условия .
Таким образом, в ходе анализа выяснено:
1.В школе 30% родителей готовы включиться в процесс общественного управления, через участие в работе классных родительских комитетов или управляющего совета.2.Недостаточность нормативно правовой базы, регламентирующей процедуру выборов и довыборов в управляющий совет школы.
3.Имеющаяся структура общественного управления школой, не в полной мере удовлетворяет запросы родителей и потребности коллектива школы.
В ходе анализа также выявлено, что для целенаправленной работы по управлению ОУ, повышению его уровня развития требуется грамотная, научная организация системы государственно-общественного управления, в первую очередь создание нормативно правовой базы , регламентирующей деятельность всех структур управления.
За основу для создания модели государственно общественного управления школой111, мы взяли типовую модель, которая характеризуется следующими особенностями:
. вариативностью и адаптивностью
.практикоориентированностью
Основными функциями модели являются:
. нормативно-регламентирующая
. прогностическая
. аналитическая
. критериально-оценочная
. организационная
В ходе реализации модели нашей модели получат распространение следующие ценности:
. соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления школой;
. реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
. приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;
. добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательным учреждением;
. участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательного учреждения;
. сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой;
. открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательным учреждением;
. принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;
. контроль соблюдения прав участников образовательного процесса.
Мы предлагаем блок - схему структуры государственно-общественного управления ОУ
Управляющий совет
Общешкольная родительская конференция
Родительское собрание
Родительский комитет класса
Совет старшеклассников
Средства решения проблем:
Управленческие
- создание проблемных и проектных групп педагогов с включением в них мотивированных родителей для решения школьных проблем
-создание локальных актов (выборы и довыборы в управляющий совет)
- создание регламентов деятельности совета и других структур управления школой
Финансовые
- привлечение спонсорских средств, для информационного продвижения школы (тиражирование печатной продукции, фото и видео материалов, материальное обеспечение мероприятий, организованных родительской общественностью, развитие школьного сайта и т.д.).
Материально технические
-выделение помещения для постоянной работы совету старшеклассников и управляющему совету
- оформление информационных стендов, рекламирующих деятельность школьных органов управления
Научно методические
- обучение всех заинтересованных лиц приемам и способам участия в государственно общественном управлении школой
Этапы реализации: Реализация проекта рассчитана на среднесрочную перспективу
Организационный (3 квартал 2014 года - 4квартал 2014 года).
Апробация и внедрение новой модели государственно – общественного управления ОУ (1-2 квартал 2015 года).
Анализ ситуации, систематизация информации и разработка алгоритма действий, направленного на совершенствование и активизацию внедрения новой модели ГОУ в ОУ. (2-3 квартал 2015 года).
Заключительный. Активное развитие органов ГОУ на территории ОУ. (4 квартал 2015 г.)
План реализации (основные мероприятия):
№ п/п Мероприятие Ответственные
1 этап. Организационный
11 Знакомство с передовым опытом создания различных моделей участия общественности в управлении образовательным процессом.
Директор ОУ
Новикова Т.А.
сентябрь - октябрь 2014г.
22 Организация участия заинтересованных лиц в обучающих семинарах. Мошева Г.В. заместитель директора по ВР
ноябрь 2014 г.
33 Разработка нового механизма довыборов Управляющего совета (далее УС) в ОУ. Проектная группа из действующего состава УС сентябрь 2014 г.
44 Организация информационно-просветительской работы:
- с родителями (форма – общешкольное родительское собрание),
- с обучающимися 9-х – 11-х классов (форма – «Круглые столы», дискуссии),
- с общественностью (форма – взаимодействие со СМИ, школьный сайт),
- с администрацией ОУ (форма - совещание). Директор ОУ, зам.директора по ВР Мошева Г.В., классные руководители.
сентябрь - декабрь 2014г.
55 Внесение изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую государственно общественное управление в ОУ:
- Положения о порядке довыборов в УС ОУ.
- Положения об Управляющем совете ОУ.
- Положений о комиссиях УС Директор ОУ Новикова Т.А. рабочие группы УС и педагогов школы
октябрь 2014 г.
66 Проведение довыборов в УС Председатель УС Ардашев А.А, классные руководители 1а,5а,3а,10а классов
октябрь 2014г.
2 этап. Апробация и внедрение
11 Проведение первого заседания обновленного совета УС в ОУ Директор ОУ Новикова Т.А. октябрь 2014 г.
22 Утверждение плана работы УС Председатель УС Ардашев А.А.,
33 Участие членов совета в традиционных мероприятиях школы Председатель УС Ардашев А.А., Директор ОУ Новикова Т.А.
в течение учебного года
44 Отчет работы совета по итогам года на общешкольном родительском комитете Председатель УС Ардашев А.А. май 2015 г.
3 этап. Аналитический
11 Мониторинг состояния и качества организации деятельности органов ГОУ в ОУ. Аналитическая группа из числа родителей и педагогов июнь 2015г.
22 Подготовка «ресурсного портфолио», для формирования будущего состава УС. Проектная группа из числа кл.рук. руководитель Хавронина Л.Г., член УС
33 Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности УС, регламентирующей порядок общественного участия в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ.
- утверждение положения о комиссии УС по распределению стимулирующей части ФОТ;
- утверждение регламента распределения стимулирующей части ФОТ работников ОУ;
- согласование положения об оплате труда и стимулировании работников школы (с обязательным наличием критериев оценки деятельности работников) и положения о распределении стимулированной части ФОТ школы. Директор ОУ Новикова Т.А., председатель УС. Ардашев А.А.
сентябрь 2015 г.
44 Проведение семинаров с педагогической и родительской общественностью по вопросам деятельности УС. Директор ОУ Новикова Т.А.
3 квартал 2015 года
55 Проведение «круглого стола»: «Проблемы и решения в деятельности органов государственно – общественного управления образованием в школе». Директор ОУ Новикова Т.А.
4 этап. Заключительный
11 Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей общественное участие в управлении ОУ, в том числе:
- порядок публичной отчетности ОУ;
- порядок участия общественности в процедурах аттестации кадров и ОУ;
УС ОУ
22 Мониторинг общественного мнения в микрорайоне о деятельности органов ГОУ в ОУ. Мошева Г.В.зам.директораОжидаемые результаты:
1. Вовлечение максимального количества людей в процесс управления ОУ.
2. Поддержка идей ОУ со стороны наиболее авторитетных людей в микрорайоне и системе образования.
3. Системность в работе органов ГОУ в ОУ.
4. Повышение уровня открытости в деятельности ОУ.
5. Повышение уровня качества образования в ОУ.
6.Повышение имиджа школы в микрорайоне и городе.
Приложение 1.
Состав УС в 2014-2015 учебном году изменился.
Причины выхода из состава совета:
1.Непосещение без уважительной причины двух заседаний – 1 человек
2.Окончание школы ребенком – 1 человек
3.Смена места жительства – 1 человек
4.Самоотвод – 1 человек
5.Смена учебного заведения- 1 человек
Довыборы в УС прошли на основании нового положения, принятого на педагогическом совете школы 31.08.2014 г. и утвержденного директором школы.
Приложение №2
Положение об Управляющем совете МОУ «СОШ № 111»
Принято на общем собрании трудового коллектива 05.09.1998 года.
1.Общие положения.
1.1. Управляющий совет является коллегиальным органом управления
общеобразовательным учреждением, реализующим принцип государственно-общественного характера управления образованием.
1.2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, решениями Правительства Российской Федерации, законом «Об образовании» Пермской области, решениями высшего органа исполнительной власти Пермской области и органов управления образованием всех уровней; а также Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.
1.3. В деятельности Управляющего совета реализуются права участников
образовательного процесса и общества на участие в управлении муниципальным общеобразовательным учреждением. Деятельность Управляющего совета направлена на решение следующих задач:
1.3.1. Определение основных направлений (программы) развития
общеобразовательного учреждения;
1.3.2. Участие в определении компонента общеобразовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования и иных значимых составляющих общеобразовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и другие);
1.3.3. Содействует созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
1.3.4. Организует финансово - экономическое содействие работе
общеобразовательного учреждения за счет рационального использования
выделяемых учреждению бюджетных средств, его собственной доходной
деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников;
1.3.5. Обеспечивает контроль за привлекаемыми и расходуемыми финансовыми и материальными средствами:
1.3.6. Согласовывает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной, приносящей доход деятельности и из внебюджетных источников;
1.3.7. Согласовывает вопросы о сдаче в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности.
2. Компетенция Управляющего совета
Управляющий совет в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением:
2.1. Принимает Устав общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к нему и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;
2.2. Согласовывает компонент общеобразовательного учреждения государственного стандарта общего образования (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения) „
2.3. Утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения);
2.4. Выделяет представителей из числа членов Управляющего совета, не являющихся работниками общеобразовательного учреждения, для участия в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей;
2.5. Устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения. В том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников;
2.6. Утверждает по согласованию с органом местного самоуправления годовой календарный учебный график;
2.7. совместно с Педагогическим советом общеобразовательного учреждения принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения;
2.8. Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
2.9. Рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного
учреждения бюджетную заявку и смету бюджетного финансирования,
согласовывает смету расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
2.10. Представляет учредителю для назначения на должность руководителя
общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу;
2.11. Заслушивает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по
итогам учебного и финансового года;
2.12. Ходатайствует перед Учредителем общеобразовательного учреждения о поощрении руководителя общеобразовательного учреждения;
2.13. Ходатайствует перед Учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения.
2.14. Ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в общеобразовательном учреждении;
2.15. Осуществляет контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения.
2.16. Принятие решений по сдаче имущественного комплекса в аренду.
2.17. Согласование решений о распределении и использовании средств,
выделенных на увеличение Фонда оплаты труда.
3. Состав Управляющего совета
3.1. Управляющий совет создает в составе 22 человека с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
3.2. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающих всех ступеней общего образования избираются общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся.
3.3. Родители (законные представители) обучающихся участвуют в выборах членов совета общеобразовательного учреждения - непосредственно на собрании или через своих представителей на собрании или через своих представителей на конференции - по принципу «одна семья (полная или неполная)» один голос, независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении.
3.4. Работники общеобразовательного учреждения, дети которых обучаются в данном общеобразовательном учреждении, не могут быть избраны в члены Совета в качестве представителей родителей (законных представителей) обучающихся.
3.5. Общее количество членов Управляющего совета, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся, не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета и составляет 11 человек.
3.6. Члены Управляющего совета из числа работников избираются общим собранием работников общеобразовательного учреждения. Количество членов Управляющего совета из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать одной четверти общего числа членов совета. При этом не менее 2/3 из них должны являться педагогическими работниками данного общеобразовательного учреждения и составляет 5 человек.
3.7. Директор является членом Управляющего совета по должности от работников общеобразовательного учреждения.
3.8. Члены Управляющего совета избираются сроком на один год. Процедура выборов для каждой категории членов Управляющего совета определяется
соответствующим собранием на основе Примерного положения о порядке выборов членов Управляющего совета общеобразовательного учреждения, разработанного и утвержденного Министерством образования Российской Федерации и Положения о порядке выборов Управляющего совета общеобразовательного
учреждения утвержденного Комитетом образования и науки г. Перми.
3.9. В состав Управляющего совета входит один представитель (доверенное лицо) учредителя общеобразовательного учреждения.
3.10. Персональный состав Управляющего совета утверждается учредителем в двухнедельный срок со дня передачи учредителю списка избранных членов Совета с приложением копий протоколов соответствующих собраний и информационной карты по установленной форме.
3.11. Управляющий совет считается созданным и приступившим к
осуществлению своих полномочий со дня утверждения учредителем
общеобразовательного учреждения персонального состава Совета.
3.12. Приступивший к осуществлению своих полномочий Управляющий совет вправе кооптировать в свой состав 4 членов из числа лиц, окончивших данное общеобразовательное учреждение; работодателей (их представителей), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на котором оно расположено; представителей организаций образования, науки, культуры; граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования. Кандидатуры для кооптации, представленные учредителем,
рассматриваются Управляющим советом в первоочередном порядке.
Процедура кооптации членов Управляющего совета проводится Советом
Самостоятельно, на основе Примерного Положения о кооптации членов Управляющего совета, путем открытого голосования избранных членов управляющего совета.
3.13. В случае, когда количество выборных членов Управляющего совета уменьшается, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении в двухнедельный срок довыборов членов Совета.
4. Председатель Управляющего совета, заместитель Председателя, секретарь Совета
4.1. Управляющий совет возглавляет Председатель, который избирается членами Совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Совета.
Представитель учредителя в Управляющем совете, руководитель и работники общеобразовательного учреждения не могут быть избраны Председателем Совета.
Управляющий совет вправе в любое время переизбрать своего Председателя
большинством голосов от общего числа членов Совета.
4.2. Председатель Управляющего совета организует и планирует его работу, созывает заседания Совета и председательствует на них, организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Совета, контролирует выполнение принятых на заседаниях Совета решений.
4.3. В случае отсутствия Председателя Управляющего совета его функции
осуществляет его заместитель, избираемый членами Совета из их числа
большинством голосов от общего числа членов Совета, или один из членов Совета по решению Совета.
4.4. Для ведения текущих дел члены Управляющего совета избирают из своего состава секретаря Совета, который обеспечивает протоколирование заседаний Совета и ведение документации Совета.
5. Организация работы Совета
5.1. Заседания Управляющего совета созывают его Председателем по собственной инициативе или по требованию членов Совета.
Управляющий совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже
одного раза в три месяца.
Конкретную дату, время и тематику заседания Управляющего совета секретарь сообщает членам Совета не позднее, чем за 7 дней до заседания Совета. Рабочие материалы доводятся до членов Совета в те же сроки.
5.2. Кворумом для проведения заседания Управляющего совета является присутствие не менее половины членов Совета.
По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании.
5.3. Каждый член Управляющего совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
5.4. Решение на заседании Управляющего совета принимаются большинством голосов от списочного состава Совета и оформляются в виде постановлений.
5.5. Управляющий совет может принимать решения заочным голосованием (опросным листом). Принятие решений заочным голосованием не допускается, если против такого способа принятия решения возражает хотя бы один член Совета. Заочным голосованием не могут быть приняты Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему, программа развития образовательного учреждения, решение об исключении обучающегося.
5.6. Решение Управляющего совета об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения принимается в присутствии обучающегося и его родителей (законных представителей). Отсутствие на заседании Совета без уважительной причины обучающегося, его родителей (законных представителей) не лишает Совет возможности рассмотреть вопрос об исключении и принять по нему решение.
5.7. На заседании Управляющего совета ведется протокол.
Протокол заседания Совета составляется не позднее 5 дней его проведения.
В протоколе заседания указываются:
- место и время его проведения;
- присутствующие на заседании;
- повестка дня заседания;
- вопросы, поставленные на голосование и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
Протокол заседания Управляющего совета подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.
Решения и протоколы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел общеобразовательного учреждения и доступны для ознакомления любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета.
5.8. Члены Управляющего совета работают на общественных началах.
Общеобразовательное учреждение вправе компенсировать членам Совета расходы, непосредственно связанных с участием в работе Совета, исключительно из средств, полученных образовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников. 5.9. Организационно-техническое, документационное обеспечение заседаний Совета, подготовка аналитических, справочных и других материалов к заседаниям Совета, принятых им решений возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
6. Комиссии Управляющего совета.
6.1. Для подготовки материалов к заседанию Управляющего совета и выработке проектов решений могут создаваться постоянные и временные Комиссии Совета.
6.2. Постоянные Комиссии создаются по основным направлениям деятельности Управляющего совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Временные комиссии создаются для проработки отдельных вопросов деятельности общеобразовательного учреждения, входящих в компетенцию Совета.
Отчет деятельности временных комиссий заслушивается на заседании
Управляющего совета.
6.3. Управляющий совет на своем заседании принимает решение о создании Комиссии, назначении ее председателя из числа Совета и утверждении ее персонального состава.
6.4. Комиссия работает в соответствии с регламентом, утвержденным Советом. Предложения Комиссии носят рекомендательный характер
7. Права и ответственность членов Управляющего совета член Совета, оставшийся в меньшинстве при голосовании, вправе выразить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;
7.1.2. Инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета;
7.1.3. Требовать от администрации общеобразовательного учреждения предоставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
7.1.4. Присутствовать на заседании Педагогического совета с правом совещательного голоса;
7.1.5. Присутствовать в качестве наблюдателя при проведении лицензионной и аттестационной экспертизы данного общеобразовательного учреждения (кроме членов Совета из числа работников общеобразовательного учреждения);
7.1.6. Досрочно выйти из состава Совета;
7.2. Член Управляющего совета обязан принимать активное участие в деятельности Совета, действовать при этом добросовестно и рассудительно.
7.3. Член Управляющего совета может быть исключен из состава Совета за:
- пропуск более двух заседаний Совета без уважительной причины;
- совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете;
- совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
7.4. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить Управляющий совет, если Совет не проводит своих заседаний в течение полугода.
Приложение № 3
ПОЛОЖЕНИЕО ПОРЯДКЕ ДОВЫБОРОВЧЛЕНОВ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТАМАОУ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 111
ПРИНЯТО НА КОНФЕРЕНЦИИ МАОУ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 111
(ПРОТОКОЛ № _____от «____» __________________г.)
1. Общие положения
1.1. Членом Управляющего совета (далее – Совет) Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 111 (далее - Школа) может быть избрано лицо, достигшее совершеннолетия. Исключение составляют обучающиеся - представители обучающихся ступеней среднего общего и среднего (полного) общего образования Школы.Не могут быть членами Совета лица:- которым педагогическая деятельность запрещена по медицинским показателям;- лишенные родительских прав;- которым судебным решением запрещено заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми; - имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. 1.2. Члены Совета избираются при условии получения их согласия быть избранными в состав Совета.В выборах имеют право участвовать все работники Школы согласно списочному составу, включая совместителей, родители (законные представители) всех обучающихся в Школе согласно списочному составу и обучающиеся.
1.3. В случае если количество выборных членов совета уменьшается, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении довыборов членов Совета и сообщают о решении директору школы. Директор школы назначает сроки проведения выборов в члены совета соответствующей категории участников образовательного процесса. Новые члены совета должны быть избраны в течение месяца со дня выбытия из Совета предыдущих членов (время каникул в этот период не включается).
1.4. Вывод из состава Совета происходит в случаях:
А. члены Совета не посещают более двух заседания Совета без уважительной причины.
Б. из школы выбывает учащийся, родители которого были членами УС.1.5. Количество избираемых членов Совета от каждой категории участников образовательного процесса определяется в соответствии с Положением об Управляющем Совете школы.
2. Организация выборов членов УС – родителей учащихся школы.
2.1. В состав Управляющего совета избираются работники школы, родители (законные представители) и учащиеся взамен выбывших из тех же параллелей.2.2. Членом совета может стать любой родитель из числа родителей классов, активно принимающих участие в общеобразовательной деятельности школы. Кандидат в состав УС – это активный участник в делах класса и школы.
2.3. Кандидат в состав УС выдвигается классным руководителем с согласия претендента.
2.4. Если на место выдвинуто несколько кандидатов, то в совет избирается кандидат по характеристике, представленной классным руководителем, в которой отражена активная деятельность родителя.
3. Выборы членов Совета — работников Школы.
3.1. Выборы в состав Совета из коллектива работников Школы проводятся в определенный день, путем тайного голосования всех членов коллектива. О месте и времени проведения выборов все имеющие право принимать в них участие извещаются не позднее, чем за две недели до дня голосования.
Участие работников Школы в выборах является свободным и добровольным.
3.2. Лицо, ответственное за организацию и проведение выборов в Совет, организует изготовление необходимых бюллетеней, осуществляет контроль за участием в выборах, обеспечивает наблюдение за ходом проведения выборов.3.3. Выборы членов Совета считаются состоявшимися при условии, если за предлагаемого кандидата (кандидатов) проголосовало относительное большинство участников выборов.
3.4. На любой стадии проведения выборов с момента их назначения и до начала голосования любой участвующий в выборах или группа участвующих имеет право на выдвижение кандидатов в члены Совета. Участвующие в выборах Совета имеют право самовыдвижения в кандидаты членов Совета в течение этого же срока. Поданные до выборов письменные заявления с предложением кандидатур регистрируются администрацией Школы. Предложенные кандидатуры указываются в протоколе.
3.5. Участники выборов вправе с момента объявления выборов и до дня, предшествующего их проведению, законными методами проводить агитацию «за» или «против» определенных кандидатов.Подготовка и проведение всех мероприятий, связанных с выборами, должны осуществляться открыто и гласно.
4. Выборы членов Совета — учащихся Школы.
4.1. Участие обучающихся в выборах является свободным и добровольным. Члены Совета - обучающиеся избираются только с их согласия быть избранными в состав Совета.
4.2. В состав УС входит 1 представитель от числа обучающихся – избранный Президент ученического коллектива школы.
5. Оформление результатов выборов
5.1. Проведение всех выборов оформляется протоколами.5.2. По истечении недели после проведения всех выборных собраний и конференций ответственное должностное лицо передает оформленные протоколы директору Школы.Директор школы в трехдневный срок после получения протоколов выборов, формирует список избранных членов Совета, назначает дату заседания Совета, о чем извещает избранных членов Совета.5.3. Список избранных членов Управляющего Совета доводится до сведения всех участников образовательного процесса.