Методическая разработка Тема: «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
Тема: «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения»
Учреждение: ГБПОУ СПО «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края
Автор работы: Е.С. Куцева, преподаватель психологии
г. Усть-Лабинск
2013 год
Цель методической разработки «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи» - поиск оптимальных форм совместной работы ОУ и семьи в интересах студента.
Задачи:
проанализировать состояние связей ОУ с семьей и общественностью;
определить основные формы взаимодействия семьи и ОУ по развитию личности студента;
принципы и правила эффективного сотрудничества ОУ и семьи, правила подготовки эффективного родительского собрания, правила педагогической этики работы с родителями, памятку родителям;
отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «студент – учитель – родитель».
Цитата на интерактивной доске: (Слайд №2)
«Семья и колледж – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В Концепции новых стандартов говорится, что современный колледж должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. (слайд№3)
В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к колледжу уважение и оказывающими ему поддержку.
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия ОУ и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи. Классными руководителями составляются социальные паспорта групп, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР готовят паспорт ОУ. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия ОУ и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют колледжные традиции: общеколледжные и групповые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, конкурсы, праздники, Дни здоровья, и т.д.); работа студенческой федерации; информационная среда колледжа (стенды, уголки групп, сайт колледжа).
На первый взгляд кажется, что все в колледже благополучно. Но почему не во всех группах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в колледж? Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
Ценности в современном мире меняются, а значит, и цели колледжа не могут не измениться. Кто задает эти цели? Общество, родители. А помогает осуществить колледж. Колледж – сложный организм. Но три составные его части очевидны: учителя, дети, родители.
Родители ждут, что ОУ научит студента добру, самостоятельности, умению ориентироваться в жизни, научить думать, излагать мысли, анализировать ситуации, жить в коллективе, максимально удовлетворит его интеллектуальные, творческие потребности, создаст условия для разностороннего развития, эмоционального благополучия.
Важно, чтобы родители разделяли ответственность ОУ за образование и воспитание и считают, что семья и родители обязаны направить знания, полученные студентом в колледже в нужное русло, чтобы студент в дальнейшей жизни занял достойную позицию в обществе. Создать благополучный микроклимат в семье для уменьшения количества стрессов, которые студент получает в ОУ и на улице.
Таким образом, ОУ является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.
Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание — в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути. (слайд №4)
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт.
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь: (они представлены на слайде №5)
Таким образом, колледж и родители - это та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти целостная личность.
Личность – индивидуальность, вросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не все, а только то, что соответствует ее задачам, способностям, природе.По мнению В.С. Соловьева, (слайд №6) «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество».
Ведущим сегодня в деятельности классного руководителя становится личностный подход. Выражается он в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
Основными параметрами личностного развития студента можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
ОУ и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания студента. Семьи, из которых приходит студент, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные.
Существует мнение, что современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий (Ю. А. Конаржевский)
Настоящее отцовство и материнство – это труд души и только потом рук.
Успешность воспитательной работы с группой в большей степени зависит от взаимодействия классного руководителя и семьи. Значит надо решить задачу вовлечения родителей в активную работу по воспитанию учащихся, созданию сплоченного коллектива: педагогов, учащихся, их родителей и классного руководителя
Принципы эффективного сотрудничества семьи и ОУ во имя личностного развития студента: (слайд №7)
1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития студента условий его жизни).
2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность колледжных и семейных норм жизни и требований к студенту (последовательного соотнесения единых требований к студенту в колледжной и семейной сфере его жизнедеятельности)
3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).
4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания студента (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности студента).
5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле со студентами (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию студента). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для студента две противостоящие сферы жизни (колледж и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и студенты восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.
Для успешного взаимодействия семьи и ОУ нужно помнить и следовать следующим правилам:
Слайд № 8. Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Существует следующие формы работы с родителями. Они представлены на слайде № 9,10.
Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между ОУ и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые ОУ ставит в работе с родителями. Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли колледжа и семьи в жизни студента, которое будет способствовать его личностному развитию.
Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность. (слайд №11)
Выбирайте актуальную тему собрания.
Выбираемая для обсуждения тема не должна быть случайной.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
2. Четко формулируйте цель данного собрания.
В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания студента в семье и ОУ;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию студентов, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности студента;
пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к студенту со стороны родителей;
3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения.
4. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое) и форму его проведения (диспут, практикум, педагогическая мастерская, ролевая игра, конференция, конкурс, праздник). В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Можно провести беседы с родителями и учащимися, предложить заполнить им простейшие тесты и анкеты с небольшим количеством вопросов и заданий.
6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
7. Подготовьте решение собрания.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и колледжа.
8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений. Они представлены на слайде 12.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление газеты.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.
Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей!
Советы психолога по проведению родительского собрания: (слайд №13)
Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
Длительность собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно студенту учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит: (слайд 14)
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных групп.
Давать негативную оценку всей группе.
Переоценивать значение отдельных дисциплин.
Избирать для общения назидательный тон.
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (слайд №15)
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения ОУ и родительских собраний.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом учащемся найдите положительные черты и качества.
Хвалите учащегося и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством письменного сообщения, которое должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.
Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить учащемуся! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.