Доклад к педагогическому совету
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ЧЕРЕЗ СОЧЕТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (Доклад к педагогическому совету)
Устинова Ю.Д., учитель биологии и химии,
высшая квалификационная категория
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационные технологии. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс - технологии
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Для повышения эффективности урока в Автономной некоммерческой организации «Общеобразовательная школа «Азъ Буки Веди», кроме традиционных педтехнологий, применяются:
система развивающего обучения Д.Б. Эльконина
вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера;
технология саморазвития по М.Монтессори;
игровые технологии;
технология дифференцированного обучения (Л.С. Выготский, В.В. Фирсов, Н.П. Гузик);
технология проектного обучения;
личностно-ориентированное развивающее обучение;
технология интенсивного обучения правописанию В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, Т.Я. Фроловой.
Также используются модификационные нововведения, например, опорные конспекты по методике В.Ф. Шаталова.
Особое внимание в школе уделяется ноосферному образованию (релаксационно-активная методика в преподавании школьных дисциплин).
Большинство современных исследователей-педагогов подчеркивают исключительную роль в ноосферном движении нравственно-этических норм взаимодействия человека и природы, гуманистической этики, духовных интересов ноосферного человека, его осознание себя частицей земной и вселенской жизни. Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости поиска новых педагогических систем, образовательных технологий, адекватных ноосферной парадигме развития человечества, признании роли и значения глубинных знаний о человеке, его «земной» и «космической» миссии.
Доминирующими в ноосферном образовании являются следующие педагогические технологии и приемы:
интеграция способов познания себя и окружающего мира на основе взаимодействия естественнонаучного, технического, гуманитарного знаний и искусства;
«погружение» в природную и социальную среду;
эффект «приоткрытой двери» («эврика»);
приемы мотивации к творческой деятельности с опорой на внутренний креативный потенциал личности;
межпоколенный многомерный диалог;
здоровьесбережение субъектов образовательного процесса;
проектная деятельность;
«сократические» беседы;
«полисенсорное погружение в природно-историческую и культурную среду ближайшего окружения» [Сикорская, 2010, с. 26].
Необходимо отметить, что главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Целью ноосферного образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества.
Для реализации идеи целостного образования необходимо в процессе освоения нового материала задействовать все каналы восприятия ученика. Для этого на основных уроках применяется биоадекватная методика.
Применение биоадекватной методики
Французский психолог Ж.Пиаже пишет, что человек принимает новую информацию поэтапно. Это естественный путь:
1 этап - сенсорно-моторный (чувственный);
2 этап - символьный;
3 этап - логический;
4 этап - лингвистический.
Мозг сам по себе информацию не воспринимает. Наше тело является для него биологической антенной. Через пять каналов восприятия человек получает те или иные сведения. Каналы восприятия: слуховой, зрительный, вкусовой, тактильный, обонятельный. В традиционной методике обучения мы, в основном, задействуем только два канала: слух и зрение.
Биоадекватная методика предлагает использовать все органы чувств познания. Одно из главных отличий методики ноосферного образования – чередование работы правого и левого полушарий. Создаются естественные для ученика условия, при которых обе половинки мозга работают и ни одна из них не перегружается.
На первом этапе во время релаксации информация поступает в правое полушарие. На знакомый позитивный образ наносится голосом учителя информационная свертка нового материала. Идет процесс лично-ориентированного обучения, потому что у каждого ребенка возникает его образ.
На втором этапе ученик рисует образ на листе и наносит на него учебную информацию. Это активная фаза, когда левое полушарие обрабатывает чувственную информацию.
Третий и четвертый этап– это упражнения, чтение, решение задач, правила, выводы.
Ученые сделали вывод о том, что именно в правом полушарии головного мозга находится центр долговременной памяти. Поэтому знания, полученные на таких уроках, легко воспроизводятся после длительного периода времени.
Современные педагоги редко заостряют внимание на задачах интеграции размышлений, чувств и эмоций детей, теории и жизненной практики, в то время как это было бы полезно. Интересные возможности для этого предоставляет обращение к средствам демонстрации ассоциативных взаимосвязей между музыкой и цветом, а также воздействия звуков и красок на физические состояния, ощущения человека. Важно использовать прием комплексной активизации всех сенсорных систем ученика в познавательной и игровой деятельности. Как известно, именно в игре и творческом исследовании окружающего мира развивается ребенок. Этому и способствуют педагогические приемы полисенсорной технологии.
Напомним, что сенсорные системы (анализаторы) обеспечивают адекватную реакцию организма на изменение условий внешней среды, играют важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма - гомеостаза [Биологический..., 1986, с. 568].
Сегодня психологи, психотерапевты, врачи прибегают к таким терминам, как хромотерапия, цветотерапия, цветолечение, звукотерапия, словотерапия, музыкотерапия и т. д. Практика подобного воздействия в лечебных целях вызывает дискуссии в научных кругах, поскольку в медицине еще не сложилось единого мнения на этот счет, однако благотворность влияния приятных для человека цветов и звуков на его эмоциональное состояние невозможно отрицать.
Таким образом, воздействие цветом и звуком имеет значительный педагогический потенциал, и сегодня многие педагоги это понимают. Любому педагогу, а не только учителю ИЗО или технологии, необходимо иметь представления о свойствах цвета и цветосочетании. Отсюда следует, что нам нужны новые знания о цвете и новые педагогические приемы использования его в природосообразном развитии ребенка, особенно если речь идет о ноосферном образовании.
В свете этого целесообразно иметь в виду и взгляды людей искусства на уникальность явлений, связанных со слухом и зрением.
Так, например, Н. К. Рерих, обращаясь к читателю в статье «Знак Эры», пишет: «Кроме исследований психической энергии на цвет, испытывайте ее на звук и аромат. Можно получить показательные воздействия музыки, при этом замечайте и расстояния, и самые музыкальные гармонии. Нужно испытывать различные музыкальные произведения. Само качество гармонизации даст лучшие указания о путях звука и жизни человека. Также необходимо исследовать влияние ароматов. Нужно приближать как цветы пахучие, так и разные составы, которые должны возбуждать или понижать психическую энергию. В конце концов, можно соединить цвет, звук и аромат и наблюдать сотрудничество всех трех видов» [Рерих, 2005, с. 132].
Один из крупнейших художников XX века Василий Кандинский, начавший историю современного абстрактного искусства, также делится своими наблюдениями о цвете: «При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие, которое исчезает вскоре после того, как прекратилось раздражение. Но и в этом состоянии это простейшее воздействие может иметь различный характер. Глаз больше и сильнее привлекается светлыми красками, а еще сильнее и больше более светлыми и теплыми тонами: киноварь притягивает и манит нас, как огонь, на который человек всегда готов жадно смотреть. От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу <...> некоторые цвета могут производить впечатление чего-то неровного, колючего, в то время как другие могут восприниматься как что-то гладкое, бархатистое, так что их хочется погладить (темный ультрамарин, зеленая окись хрома, краплак). Само различие между холодными и теплыми тонами красок основано на этом восприятии. Наконец, понятие слышания красок настолько точно, что не найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепиано или сравнивал бы краплак со звуками сопрано. Краски таят в себе мало исследованную, но огромную силу, которая может влиять на все тело, на весь физический организм человека <.. > Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу[Кандинский, 1995].
Здесь также уместно привести в пример сведения о явлении синестезии - таком явлении восприятия, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств [Лупенко, 2007; Прокофьева, 2010 и др.]. По мнению некоторых ученых, мы все рождаемся синестетиками, но наиболее яркие и одаренные в этом отношении личности становятся поэтами, художниками, музыкантами. На страницах газеты «Комсомольская правда» приводится любопытная информация о классификации типов синестезии в зависимости от их редкостности, автор - исследователь Шин Дэй из Калифорнийского университета: цветовые ассоциации могут быть вызваны цифрами и буквами - в 69 % случаев, промежутками времени - в 24 %, звуками - в 13 %, музыкальными нотами - в 9 % случаев, болевыми ощущениями - в 3,4 %, запахами - в 3 % случаев и т. д. [Кузина, 2006]. Приведем также результаты одного экспериментального лингвистического исследования: испытуемым предлагалось соотнести гласные буквы с каким-либо цветом - «окрасить» буквы в разные цвета, и почти все респонденты были единодушны в своем выборе (А - густокрасный; Я - ярко-красный; О - желтый; Е - зеленый и т. д.) [Журавлев, 1981, с. 101-138].
Наиболее интересные сведения о цвете и звуке, об их воздействии на человека следует использовать при подготовке занятий с детьми при реализации полисенсорной технологии ноосферного образования.
Также школе «Азъ Буки Веди» используется уникальная здоровьесберегающая система обучения В.Базарного. О секрете этой системы сам академик В.Базарный говорит так: «Известно, что в обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Наверное, все наши читатели помнят, как на малейшее движение тут же следовал жесткий учительский окрик типа «не вертись!».
Система же Базарного построена на раскрепощении. Во время уроков дети периодически меняют позы (стоя, сидя и даже лежа).
Отличия «системы Базарного» от обычных методик обучения:
1. Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.
2. Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
3. Развитие творческого воображения.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также для развития внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры.
Благодаря данной технологии достигается:
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечнососудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
На уроках естественно-математического цикла, в частности, биологии и химии в 8-9 классах применяются следующие педагогические технологии:
Педагогика сотрудничества;
Здоровьесберегающие технологии (BrainGym, здоровьесберегающая система обучения В.Базарного, специальные офтальмотренажеры);
Информационно – коммуникационные технологии;
Технология проблемного обучения;
Технология развивающего обучения;
Личностно-ориентированное обучение;
Мотивация к деятельности с опорой на креативный потенциал личности;
«Сократические» беседы;
Интеграция способов познания себя и окружающего мира на основе взаимодействия естественнонаучного, технического, гуманитарного знаний и искусства;
Межпоколенный многомерный диалог (опора на опыт и знания наших предков).
Однако для решения всех задач ФГОС и повышения эффективности урока необходимо совместно с педагогическими технологиями применять современные образовательные ресурсы.
Электронные приложения к учебникам издательства «Просвещение».
Школьная библиотека - обеспечивает свободный доступ к информации посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
Логотип Ресурс Основные разделы
Федеральный портал "Российское образование" Вузы Каталог университетов, академий, институтов
Ссузы Каталог колледжей, техникумов, училищ
Учебные карты: карты России и мира, контурные карты, образовательная статистика.
Актуальное для выпускников школ и абитуриентов: Нормативные документы, ЕГЭ, ГИА, рейтинги, тестирование, профориентация
Атрибутный и контекстный поиск документовРаспорядительные и нормативные документы системы российского образования
Федеральные государственные образовательные стандартыФГОС общего; среднего, высшего профессионального; послевузовского образования
НовостиНовости в сфере образования
Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА on-line
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Каталог Интернет-ресурсов
Полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов
Глоссарий педагогических терминов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Каталог и Хранилище Цифровых образовательных ресурсов
Тематические коллекции Цифровых образовательных ресурсов
Электронные издания на CD
Цифровые образовательные ресурсы, подготовленные учителями
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Каталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС).
Российский общеобразовательный портал Дошкольное образование
Начальное и общее образование
Каталог интернет-ресурсов
Коллекции
Образование в регионах
Каталог образовательных ресурсовсети Интернет для основного общего и среднего общего образования Федеральные образовательные ресурсы
Региональные образовательные ресурсы
Учебное книгоиздание и образовательная пресса
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады
Инструментальные программные средства
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии
Ресурсы для администрации и методистов
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Информационная поддержка ЕГЭ
Ресурсы для абитуриентов
Ресурсы по предметам образовательной программы
Внешкольная и внеклассная деятельность
Российский совет олимпиад школьников Дипломы РСОШ; Мир олимпиад в зеркале прессы; Совет олимпиад; Нормативно-правовые акты; Актуальная информация об олимпиадах школьников; Дистанционные интернет-туры олимпиад;
Официальный информационный портал ЕГЭ Общие сведения; Выпускникам 11 классов; Поступающим в вузы и ссузы; Организаторам;
Официальный информационный портал ГИА Общие сведения; ВыКоллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ruЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков http://window.edu.ruЭлектронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ruВсероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. http://www.konkurs-eor.ru/materialsРоссийский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ruПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки http://pedsovet.org/mРесурсы, осуществляющие дистанционное образование
Московский институт открытого образования. http://mioo.seminfo.ruПортал «Единой образовательной информационной среды» является проектом Департамента образования города Москвы. http://eor.it.ru/eorОбразовательная программа Intel «Обучение для будущего». http://www.iteach.ruПравильное сочетание современных педагогических технологий и образовательных ресурсов приводит к повышению эффективности урока
Литература
Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. - Москва : Советская энциклопедия,1986. - С.568.
Журавлев А. П. Звук и смысл : книга для внеклассного чтения : 8-10 класс / А. П. Журавлев. - Москва : Просвещение, 1981. - 160 с.
Кандинский В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс] / В. Кандинский. - Москва, 1995. - Режим доступа : http://www.e-reading.club/book.php?book=150067
Кузина С. У каждого звука свой цвет / С. Кузина // Комсомольская правда. - 2006. - 24 июля.
Лупенко Е. А. Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии / Е. А. Лупенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - № 2. - С. 119-127.
Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме / Л. П. Прокофьева // Известия Саратовского университета. Серия : Филология. Журналистика. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 3-10.
Рерих Н. К. Человек и природа : сб. ст. / Н. К. Рерих. - 2-е изд., ис- прав. - Москва : Международный центр Рерихов, 2005. - 140 с.
Сикорская Г. П. Полисенсорная технология взаимодействия с миром природы в практике ноосферного образования / Г. П. Сикорская // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16) : Психология. Педагогика. - С. 109-125.
Сикорская Г. П. Проектирование педагогической системы ноосфер- ной ориентации / Г. П. Сикорская // Экологическое и ноосферное образование в социокультурном пространстве Урала : материалы первой Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2010. - С. 26.