Доклад к педагогическому совету


Развитие коммуникативных функций у детей с нарушением интеллекта на уроках СБО посредством сюжетно-ролевой игры. ГБОУ СКОШИ 7 VIII вида Докладчик – Дмитриева С.Н.Доклад на тему: 2014 год 1. Коммуникативная деятельность как основной фактор психического развития ребенка Общение - важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций. Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества, а присвоение этого опыта, в свою очередь, происходит не стихийным образом, а посредством именно общения, общения со взрослыми. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми Однако возникает и обратная ситуация. Дети с нарушениями интеллекта чаще всего нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками. «Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». М.И. Лисина Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка 2.1 Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью При социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Особенности общения снижение потребности и ограниченный круг общения среди сверстников и школьников излишняя избирательность и эмоциональность в общениинеадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими трудности в дифференциации деловых и личных взаимоотношений Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера 2.2 Особенности невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью Коммуникация затруднена расстройствами эмоциональной сферы и несформированностью навыков самоконтроля Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов затрудняют общение умственно отсталых лиц с другими людьми. Одним из основных процессов, обеспечивающих невербальную коммуникацию, является восприятие поз, мимики и жестов. В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки умственно отсталых детей играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Невербальная коммуникация у лиц с нарушением интеллекта становится компенсаторной возможностью для развития контактов с окружающими людьми. 3. . Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков, с целью дальнейшего их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе. Коррекционная работа фронтальная индивидуальная Основные направления коррекционной работы. 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавание; - развитие пространственных представлении и ориентировки; - развитие слухового внимания и памяти. 2. Развитие основных мыслительных операций; - формирование навыков соотносительного анализа; - развитие навыков группировки и классификации; - формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.) 4. Развитие речи, владение техникой речи. 5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 6. Совершенствование движений и сенсорного развития. - развитие мелкой моторики кисти 7. Развитие различных видов мышления; - наглядно-образного мышления - словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 3.1 Коррекционная работа на уроках СБО Коррекционная работа с учащимися на уроках СБО строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий. Коррекционная деятельность может осуществляться через: дидактические игры тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов моделирование реальных ситуаций Дидактические игры Четвёртый лишний Тренировочные упражнения: пеленание ребёнка Тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов Застилание постели Ручная стирка Ручной отжим Подметание Мытьё пола моделирование реальных ситуаций создание проблемных ситуаций В сюжетной игре: вызов врача на дом Составление маршрута в метро дидактические игры и упражнения 1.Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти, подчеркнуть и назвать эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн 2.Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала Например: Лиза, уборка, пылесос, девочки, прогулка. 3.Упражнение «Три слова». 1 вариант: картофель, соль, тарелка. 2 вариант: нитка, тесьма, фартук. 4.Упражнение. «Способы применения предмета» Например: Помидор: салат, борщ, украшение к блюду, фаршированный помидор, маска для лица и т.д. Щётка: чистить одежду, делать массаж, щекотать и т.д. 5.Упражнение. «Ситуация» Например: Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры... развитие мелкой моторики «пальчиковые игры» 3.2 Развитие коммуникативности у детей с ограниченными возможностями в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры Основные виды игровой деятельности предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные сюжетно-ролевые.Проблемно-игровая ситуация - наличие задачи, требующей решения; - необходимость мобилизации активности, настойчивости, целеустремлённости для её решения; - необходимость использования имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков. «Игровое начало создаёт дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь ошибок. Это очень важно, так как тревожность и боязнь допустить ошибку, сделать не так, как сказал взрослый, проявить инициативу, самостоятельность. Именно в проблемно-игровой ситуации ребёнок овладевает системой диалогических взаимоотношений со взрослым и сверстниками, развивается его самостоятельность, коммуникативность, способность к сотрудничеству». «Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра – это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не надо учить играть; не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определённых целей». сюжетно-ролевая игра В сюжетно-ролевой игре дети отражают социальные отношения взрослых. «Участвуя в совместных сюжетно-ролевых играх, ребёнок постепенно учится ориентироваться во взаимоотношениях людей, таким образом, игра имеет решающее значение в его социальном развитии». «Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе игровой деятельности происходит особая форма взаимодействия взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, активизируются их психические и двигательные сферы, происходит развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками и т. д.». Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами, игрушками, муляжами и обыгрывать действия с ними. Обогащение жизненного опыта детей с помощью экскурсий. В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, т. е. итоговыми. Эффективность экскурсий : - комфортные условия для восприятия изучаемых объектов и явлений - знакомство с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях - происходит естественное общение детей с взрослым, которое носит индивидуальный характер и способствует умению использовать речевые и неречевые средства (жест, мимика, пантомимика) общения. - дети учатся взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, развивается наблюдательность, внимание и память. - представления об окружающем мире уточняются, расширяются и конкретизируются. - закрепляют полученные знания в сюжетно-ролевых играх и способствуют развитию самостоятельности, адекватного поведения в общественных местах. Экскурсия в магазин «Канцтовары» Правила дорожного движения Век компьютерного общения АСЬКА СМАЙЛИК Даёшь живое общение!