Роль телепередач в обучении иностранным языкам.
Роль телепередач в обучении иностранным языкам.
Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность.
Потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением вызвала к жизни новые формы и методы обучения.
Одним из наиболее эффективных форм обучения иностранному языку являются нетрадиционные формы уроков, которые проводятся на основе ролевых игр, организованных на основе телепередач. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют телепередачи.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством телепередач является его эмоциональное воздействие на учащихся.
Использование телепередач помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
Во время игры, организованной на основе телепередач, в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.
Интерес к телепередачам повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
Таким образом, психологические особенности воздействия телепередач на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Ролевые игры, основанные на телепередачах, помогают вовлечь в учебный процесс даже слабого ученика, так как в них проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Именно такие ролевые игры учат нормам речевого общения, обеспечивают владение теми коммуникативными единицами, которые необходимы в общении.
Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Уроки с применением ролевых игр обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся и в благоприятной психологической атмосфере.
Игры, организованные на основе телевизионных передач, получили в настоящее время большую популярность в силу своей эффективности. Используя такую форму обучения иностранному языку, учитель в любое время может провести контроль знаний учеников без их ведома, так как фрагменты отдельных телепередач можно использовать на всех ступенях обучения как форму скрытого контроля знаний и навыков учащихся как по одной теме, так и по блоку тем.
Ролевая игра способствует расширению сферы иноязычного общения, говорения. Это предполагает в свою очередь предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.
В процессе ролевой игры, организованной на основе телепередач, происходит одновременно совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но это на данном этапе – периферийная задача, главное – это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.