Выступление на заседании МО Формирующее оценивание в начальной школе


Формирующее оценивание в начальной школе «Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать причину: от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть» Г.А. Цукерман Алгоритм самооценкиКакое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) Примеры вопросов для самооценивания: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…Наиболее трудным мне показалось…Я думаю, это потому, что…Самым интересным было…Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…Я бы хотел попросить своего учителя… Использование при самооценке «волшебных линеечек» - оценка учителя оценка ученикаЛесенкаСветофор, цветовые сигналыЗнаковая символика (+, +/-, - ) «Волшебные линеечки»На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.1 2 3 4 Критерии оценки П А Самооценка П П П Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньОчень высокий уровень

Оценка учителя П П П


Оценка родителя П П П


Цветовые сигналы «Светофор» зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь. «Лесенка достижений»Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
ppt_yppt_yppt_y Лист индивидуальных достиженийУченик_____________________ . Школа _____________________________Класс ______________________. Учитель ____________________________ № п/п Формируемые навыки и умения СтартОкт.Дек.Янв.Февр.Итог Чтение слогов Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения Листы индивидуальных достижений (чтение, русский язык, математика)Это позволяет ученику: видеть своё продвижение;формировать навык самоконтроля и самооценки;Это позволяет учителю: наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;сделать оценку работы оптимистичной. Оценивание учителем и учеником В ходе анализа можно определить:На каких уроках ребёнок в большей степени активен;Какой предмет ребёнку интереснее других;Какова результативность учебной деятельности учащегося;Каково качество усвоения отдельных тем;Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы; Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период. Основные правила формирующего оценивания, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь эффекта «оценивания для обучения»:1. Необходимо регулярно обеспечивать обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.2. Важно, чтобы учащиеся принимали активное участие в организации процесса собственного обучения.3. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся необходимо менять техники и технологии обучения.4. Необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Определили 4 основных направления своей деятельности:1. Эффективная постановка вопросов.  Вопросы могут служить двум целям: проверить усвоение знаний и побудить мысль. 2. Обсуждение критериев вместе с учениками. Критерии оценки «устный ответ»:1. Правильность ответа.2. Его полнота.3. Наличие примеров.3. Обеспечение обратной связи. сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…4. Оценивание одноклассников и самооценивание.Работая в группе, дети учатся не только планировать совместные действия, но и контролировать, и оценивать их. Спасибо за внимание!