Формирующее оценивание на уроке немецкого языка в начальной школе


Формирующее оценивание для обучения немецкому языку
в начальной школе: из опыта работы
Ищенко И.Н.- учитель нем.языка МАОУ СОШ№28, г. Томска

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем новую задачу. Необходимо изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Традиционная система оценивания зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. Стратегии и техники формирующего оценивания могут стать эффективными способами повышения образовательных достижений каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими обучающимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее оценивание - это «оценивание для обучения, в которое педагог вовлекает каждого ученика».Оно мотивирует учащегося и помогает ему шаг за шагом улучшать свои достижения. К основным методикам формирующего оценивания относятся: критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов.
Одной из методик формирующего оценивания является критериальное самооценивание. Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
обеспечивает обратную связь;
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Как сделать такую работу эффективной? На первом этапе урока вводятся критерии для оценивания работы. Важный момент: критерии обсуждаются совместно. Далее педагог показывает, что степень достижений по каждому критерию может быть различной и вводит показатели, по которым она будет определяться. Далее необходимо подробно ознакомить учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание. Полезно будет обсудить результаты оценивания учащихся и сравнить их с тем, как оценил эти работы
учитель.
Более того, учащимся необходимо, и они хотят видеть сами свои достижения пусть даже самые незначительные. Для них важно, чтобы и учитель оценил их работу. Работу по самооцениванию мы начинаем с карт самооценивания. В конце каждого урока ученики заполняют данную карту, в которой прописаны критерии, и ученики оценивают свои знания по каждому критерию с позиции могу – не могу. Карта самооценивания выдается в конце урока, после того как подведены итоги, то есть мы еще раз вернулись к задачам, поставленным в начале урока и проговорили о том, чему мы научились на уроке.
Таблица №1. Карта самооцениванияУМК «Немецкий язык. Первые шаги».И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева
Критерий kannkann nichtНазвать все цвета, которые изучили, на немецком языке Составить рассказ о животном по схеме Составить рассказ о животном без схемы Назвать гласные буквы немецкого алфавита Назвать согласные буквы немецкого алфавита Назвать буквы немецкого алфавита Далее в карте расширяется критериальный спектр. Появляются другие «оттенки» оценочной деятельности ученика. Карта самооценки имеет следующий вид:
понял
сомневаюсь
понял и могу применить
свои знания

Критерий 90170165100 84455165100 20320161925
Знаю все буквы немецкого алфавита Могу рассказать о моем любимом животном Могу сказать, что я делаю каждый день Могу сказать, что мой друг делает каждый день Анализируя данные карты, я вижу, что усвоено учащимися, а над чем нужно поработать, на что нужно обратить внимание. И уже следующий урок я планирую согласно результатам анализа карт самооценивания предыдущего урока.
Наиболее простым вариантом критариального самооценивания является метод «Светофор». Педагогам начальной школы он хорошо знаком, так как широко используется при безотметочной системе в первых классах. Данный метод очень хорош и для уроков немецкого языка в начальной школе. Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, насколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи урока.
Итак, регулярно проводящееся критериальное самооценивание:
даёт возможность учителю точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, увидеть действительную картину усвоения материала обучающимися;
формирует ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по продвижению вперед;
Список литературы:
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М: Просвещение, 2013.-80 с.
HYPERLINK "http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf Пинская М.А" http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf
Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода.
http://pedagog.kzИльясова Д. Использование формирующего оценивания в начальной школе.