Влияние групповой формы работы на преодоление барьеров в обучении
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта» г.ТемиртауГУ «Общеобразовательная средняя школа №4» г.ТемиртауДоклад на августовскую конференцию
«Влияние групповой формы работы на преодоление барьеров в обучении»
Абикенова Айнур Адильжановнаучитель русского языка и литературы
Темиртау,2015
Свое выступление я бы хотела начать с одной поучительной истории. В дремучем лесу жило одно племя, отрезанное от всего мира. Из поколения в поколение они передавали знание о мире своим потомкам. Это знание сводилось к тому, что мир опасен и единственный способ выживания в этом коварном и, полном опасностей мире, – это овладение умением прятаться. Люди этого племени так и не пришли к цивилизации, потому что не умели бороться с трудностями внешнего мира и не стремились к познанию нового. Им мешали их страхи и барьеры.
Тема моего выступления: « Влияние групповой работы на преодоление барьеров в обучении». Я хочу рассказать о том, как помогаю своим ученикам преодолевать барьеры в изучении русского языка.
Будучи учителем с 10-летним стажем, я понимала, что в системе образования необходимы изменения, но не понимала какие. Несмотря, что в своей прежней педагогической практике я уделяла, как мне казалось, больше времени развитию речи, проблемы в овладении русской речью учащимися-казахами оставались. Дети говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои мысли, их активный словарный запас был довольно скуден .До прохождения курсов на своих уроках основной акцент я делала на преподавание предмета, то есть, я ставила цели урока объясняла тему , давала учащимся упражнения на закрепление урока, и в конце оценивала. Я была уверена, что на верном пути.
Роль учителя для меня сводилась в основном к подаче знаний на «блюдечке». А ведь у каждого ученика свой уровень подготовки, свое понимание, восприятие информации, и соответственно свои …барьеры.
Что же такое языковой барьер? “Под языковым барьером понимается ситуация, когда человек, владеющий необходимым лексическим запасом и знанием грамматики (что он способен продемонстрировать в щадящих условиях, например, в письменных тестах), оказывается неспособным к продуцированию и воспроизведению разговорной речи”. (Википедия, http://kk.wikipedia.org/).
Одной из главных причин языкового барьера считается психологическая неуверенность учащихся, боязнь сделать ошибку, чувство дискомфорта при общении, на не родном языке. Для преодоления языкового барьера, вызываемой этой причиной необходимо создание условий на уроках, при которых ученики чувствовали бы себя комфортно, в которых бы раскрывались, психологически расслаблялись и говорили без страха на любую тему. Страх сделать ошибку, развивается, на мой взгляд, из-за неправильно созданных условий обучения языку.
Я считаю и уверена в том, что преодоление барьеров в обучении у детей связаны и с тем как организована деятельность учащихся и форма работы на уроке. Еще одной причиной возникновения языкового барьера я считаю низкую мотивацию к изучению языка. Если детям на уроке не интересно и скучно, то само собой не может идти речи о преодолении данного барьера и о мотивации в познании нового.
Поэтому обдумывая, какой из методов или форму работы определить для решения проблемы я в первую очередь думала о том, чтобы детям было интересно и они стали бы активными участниками познавательного процесса. На мой, взгляд, одним из путей решения проблемы может стать групповая форма работы.
Создание коллаборативной среды позволило мне с помощью учащихся свободно владеющих русским языком (количество которых в каждой группе не превышает 20%) и опережающих заданий успешно активизировать детей на учебную деятельность. Такая форма организации урока им нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке.
В своем докладе я хочу представить тему «Род имени существительного». Выбор данной темы обусловлен отсутствием категории рода в казахском языке, что вызывает определенные трудности в изучении и соответственно – барьеры. Для изучения данной темы и предупреждения барьеров я использовала такие формы работ как «Жигсо», «Презентация».
Организация групповой работы дает положительный результат на всех этапах урока, способствует развитию общения и решения проблем, а так же повышает к активному участию в собственном обучении. При групповой работе учеников сразу ощущается разница, нежели они бы работали в стандартной форме работы. На уроках с новыми подходами присутствовал свободный стиль общения, доброжелательное отношение. Работа в группах показала результат: способность быстрого восприятия информации, высокие темпы выполненных заданий. Сильные ученики на таких уроках самореализовывались, а помогая слабым при изучении нового материала, повышали уверенность в себе слабых учеников. В 7 классе использование групповой формы работы привело к созданию групповой научной работы.
Мониторинг качества знаний за 2013-2014, 2014-2015 гг.
Мониторинг участия в НПК школьников
учебный год Ф.И участника Класс Результат
2013-2014 Жуманов Алихан6 3 место
2014-2015 Игликов Адиль, Бирликова Саяжан7 1место