ЭССЕ по теме: Преодоление барьеров учащихся через групповую работу
Как утверждал Л.Выготский: «…когнитивное развитие становится боле эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития». ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно.
(Руководство для учителей с.144). В подтверждении данных слов я стала
использовать групповую работу, работу в паре, мотивационные игры, которые помогли мне раскрыть каждого ученика, его личностные качества. Ученики высказывали на уроках свое мнение, но это не всегда получалось. В рамках обозначенного модуля в процессе собственного обучения я выделила проблему – как развить речь у первоклассника? Я заметила, что мои ученики дают однократные, неполные ответы.
Например: на уроках я у них спрашиваю: «К какому виду животных относится кошка?».
-К домашним.
-Почему, кошка является домашним животным?
-Потому что она живет с хозяином, который ее кормит.
Мне необходимо было снова искать пути решения по этой проблеме. Тогда им была предложена стратегия «Джигсо», (2 слайд) где ученики делились по группам (находили животного), что позволило создать коллаборативную обстановку в классе, затем найти те растения, которыми питается их животное, а затем необходимо было рассказать и защитить свой постер. В данной стратегии использовалась кумулятивная беседа, где каждый принимал и соглашался с тем, что говорят другие. Данная беседа использовалась для обмена знаниями. После проведения данной стратегии я была удовлетворена ответами. Ученики не только выполнили свою работу, но и смогли дополнить фактами.
Одна из групп рассказала о медведе: «Медведь питается ягодами (выбрали картинки с ягодами и наклеили к медведю), любит мед, впадает в спячку, а еще он ест арбуз, так как арбуз - это ягода».
Затем были предложены ученикам вопросы: Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая). Какую роль в жизни животных выполняют растения? Ученики ответили: «…главную, так как некоторые животные не смогут прожить без растений», а так же добавили, что и люди не смогут просуществовать длительное время без растений, потому что растения не только пища для человека, но и витамины, которые им необходимы. При выполнении этого задания я наблюдала, что большинство учеников были активны, но имелись такие ученик, которые не принимали участие в обсуждении, следовательно необходимо распределять работу таким образом, чтобы каждый был задействован в группе.
(3 слайд) 1 Учить работать в группе.2 Обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту - работе своего партнера ).3 Вооружить детей средствами внутригруппового общения. коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания, согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно. (Руководство для учителей с.117), в следствии этого моя задача заключалась в том, чтобы при помощи диалога, ученики смогли самостоятельно пополнить свой багаж знаний. С помощью диалога, включающего в себя открытые вопросы, я старалась подтолкнуть детей к определению темы урока.
Например, ученики читают текст. Учитель задает вопросы: «Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?»
-Почему, вы считаете, что растения необходимы для жизни животного? (Потому что растения являются пищей для животных).
-Что произойдет, если не будет на планете растений? (Не будет кислорода, не будет жизни на планете.)
-Как мы можем помочь природе? (необходимо ухаживать, оберегать природу. Один из мальчиков добавил, что настоящему мужчине необходимо посадить хотя бы одно дерево в своей жизни). Ответы на эти вопросы помогают ученикам развить речь, критическое мышление, умение анализировать и рефлексировать.
Так же на уроке познания мира я включила работу с пословицей: «Рощи да леса, всей планете краса». Ученикам необходимо было сложить пословицу из частей, а затем группой рассказать о ней: «Без рощ и лесов не будет жизни на планете. Необходимо ухаживать за природой, поливать, садить и не ломать ветки. Если не будем охранять природу, то не будет жизни на планете… », так ответила мне одна из групп. Удивило меня то, что ученики не только составили пословицу, но и сделали вывод о том, что без растений не будет жизни на планете. (создание коллаборативной обстановки, межпредметная связь).
Использование стратегии «Карусель» (4 слайд) было эффективно при закреплении темы. Ученики встают в два круга (внутренний, внешний), где внутренний круг задает вопросы внешнему кругу, затем они перемещаются по часовой стрелке. При использовании этой стратегии я наблюдала, что не все дети отвечают на вопросы, думаю, что это связанно с тем, что у первоклассников не развиты коммуникативные навыки. Данная стратегия дает возможность закрепить изученный материал, развивает диалоговое общение, а так же создает коллаборативную обстановку в классе, что очень для меня важно для сплочения первоклассников.
Из этого следует, что диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» очень часто теперь будут встречаться на моих уроках. Я поняла, что при помощи диалога ученики могут не только общаться друг с другом, но и высказываться и давать свои суждения.
Ученик 21 века должен быть независимым, коммуникабельным, успешным, с развитым критическим мышлением и умеющий свободно общаться. Для сплочения классного коллектива разделила учеников на рабочие группы, используя различные методики деления и при помощи диалогового бучения создаю коллаборативную обстановку в классе. Ученики сами создали правила в группе и смогли себя представить. Но некоторым ученикам далось с трудом, так как мы сделали вывод, что нам необходимо учиться говорить в аудитории. При работе по рубрикатору, ученики лучше справились с заданиями, так как видели, что конкретно от них требуется. Для себя я сделал вывод, что лучше ученикам раздавать рубрикаторы, где они смогут не только подготовиться по нему, но и проанализировать, насколько правильно они выполняют данное задание. В ходе беседы ученики в группе смогли обговорить, проанализировать данную тему и защитить свои проекты.
Для нормализации психологического климата в группе и преодоление трудностей общения использовались следующие стратегии:
«Дарю цветочек» - ученики дарят цветок тому, кто от них не ожидал, «Пожелание соседу» - желают соседу, «Дай совет»- дают советы по теме урока, а так же при закреплении. При создании коллаборативной среды, применяя групповую работу, я сделала вывод, что в группе снижается уровень тревожности, повышается учебная и познавательная мотивация, а так же происходит взаимообучение.
Как говорится в послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана (17 января 2014 г.) «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…», следовательно, необходимо ученику с 1 класса быть коммуникабельным, организованным и творческим человеком. Создание коллаборативной среды будет способствовать эффективной работе на уроке.
Подводя итог, могу отметить, что групповая работа является важным аспектом взаимодействия при котором, как учителя, так и ученики вносят существенный вклад в обучение. На сегодня, групповая работа выступает не просто педагогическим методом, а принципом образования. Идеи групповой работы и анкетирование способны улучшить обучение учащихся. Уроки, проводимые в группе, повышают интерес учеников к предмету, их общую культуру, расширяют кругозор, и, главное, углубляют понимание изучаемого материала.