Анализ работы МО учителей начальных классов Арзамасской средней школы за первое полугодие 2015-2016 учебный год.


Анализ работы МО учителей начальных классов
Арзамасской средней школы
за первое полугодие 2015-2016 учебный год.
В состав учителей начальных классов входит 4 педагога. Из них 3 учителей имеют высшее образование, 1 средне-специальное образование. Молодой специалист Талапова Д.М.. окончив Рудненский гуманитарный колледж, является классным руководителем 2 класса и учителем каз.яз. 1-3 классов. Высшую квалификационную категорию имеют 1 педагог, 2 педагога с I категорией и 1- без категории, 2 сертифицированных учителя Лазенюк Н. А. и Сорокина С.В.
Темой деятельности методического объединения на 2015-2016 уч.год выбираем тему «Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс»
Данная тема согласуется с методической темой школы «Активизация УВП как средство развития и самовыражения личности учащихся»
Цель работы МО учителей начальных классов - повышение качества знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:
Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов государственных, областных и районных уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;
Все учителя работали по индивидуальным программам, в соответствии ГОСО-2013 и учебной программе «О внесении изменения и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 27 сентября 2013 года №400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования», с учетом СанПиНа и требований к подготовке обучающихся.
Повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентация их на решение современных задач образования способствуют курсы повышения квалификации.
Так, в сентябре- ноябре 2015-2016 году Сорокина С.В. прошла обучение по программе курсов НИШ третьего уровня, краткосрочное обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Костанай. Представила доклад «Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи с целью личностного развития ребёнка» на августовской районной конференции. В сентябре приняла участие в областной научно- практической конференции «Использование ИКТ в преподавании и учении», где предоставила электронную презентацию и банк электронных учебников, обучающих программ и тренажёров для учащихся начальной школы. Стала участников международного семинара общественного фонда «Билимкана» (Кыргызская республика) по теме «Оценивание учебных достижений учащихся. Формативное оценивание». Является участником III республиканского форума сертифицированных учителей «Жарқын белес»
Лазенюк Н.А. приняла участие в дистанционной олимпиаде учителей начальных классов. На конкурс «Педагогическая копилка» предоставила урок по математике.
Шубенок О.Н. на конкурс авторских программ предоставила лицензионный проект «Этот загадочный водный мир» На конкурс «Педагогическая копилка» предоставила электронную презентацию.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока в начальной школе, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания отдельных предметов в начальной школе было организовано взаимопосещение уроков учителей начальных классов на Неделе младших школьников . Цель проведения недели: развитие познавательной активности учащихся, формирование положительной мотивации к учению, вовлечение всех детей в процесс обучения и воспитания через занимательные формы проведения уроков и мероприятий.
Задачи проведения недели начальных классов:
повышение уровня преподавания в условиях современной школы;
внедрение новых образовательных технологий;
стимулирование познавательного интереса учащихся;
деятельностный подход в обучении;
формирование оценочных умений учащихся;
логичность и дозировка домашнего задания.
К проведению недели были привлечены учителя начальных классов, психолог, библиотекарь, вожатый, медработник, учитель каз.яз .В недели принимали активное участие все учащиеся начальной школы (1-4 классы)
В течение данного периода все учителя начальных классов провели открытые уроки с использованием ИКТ и других технологий (ситемно-деятельностный и компетентностный подходы, здоровьесбережение).
План проведения недели заранее обсуждался на методической летучке учителей начальных классов, где была поддержана идея проведения панорамного урока. Апробация данной формы урока позволила определить свои плюсы и минусы
По результатам проведения панорамного урока можно сделать следующие выводы:
Учителя применяли на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания.
Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
Учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.
Возможность за ограниченное время проследить большее количество приёмов и методов для активизации и мотивации обучающихся
Но новая форма урока также вскрыла и недостатки:
Младшие школьники очень восприимчивы на лишние шумы, в силу своих возрастных особенностей вхождение и выход гостей отвлекали от целенаправленной работы;
Творческие задания не всегда совместимы с временными рамками определённого этапа;
Продумывая урок, необходимо было взять за основу один предмет во всех классах и раскрыть общую тему, например «Имя существительное», учитывая степень сложности на определённом этапе
20 ноября учителя начальных классов пригласили учащихся начальной школы и гостей на открытое внеклассное мероприятие «Скоро, скоро Новый год», где царили творчество, фантазия и хорошее настроение. Учащимся и гостям предстояло пройтись по четырём гостиным.
Лазенюк Н.А. пригласила в музыкальную гостиную «Ходит песенка по кругу», где ребята разучили музыкальную композицию «Шёл весёлый Дед Мороз»
Талапова Д.М. предложила за короткий срок освоить несложные приёмы оригами «Снежинки спускаются с неба»
Сорокина С.В. пригласила в творческую мастерскую. Использую нетрадиционное рисование пальчиками, ребятам предложено оригинально украсить свою ёлочку
Шубенок О.Н. провела новогоднюю игротеку с использованием подвижных игр
Каждый день недели позволил выявить определённые наклонности учеников Методические цели, поставленные учителями при подготовке к проведению недели, были достигнуты. Участие учителей в методической неделе составило 100%.
Все уроки и запланированные мероприятия прошли на достаточно высоком уровне с использованием игровых и компьютерных технологий, что вызвало интерес учащихся к данным урокам.
Анализируя работу, можно сделать вывод, что у учителей начальных классов сложился индивидуальный стиль профессиональной деятельности, прослеживается предпочтение определённым современным педагогическим технологиям: обучению в сотрудничестве, разноуровневому и проблемному обучению, компьютерной и игровой технологиям.
Можно отметить высокую активность учащихся. Это связано с тем, что учителя грамотно, своевременно меняют формы работы (самостоятельные, индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные). Применяют игровые и занимательные упражнения, загадки, ребусы, кроссворды, на уроках достаточно иллюстративного материала (использование презентаций). Все учителя продумывают каждый этап урока, дифференцируют домашние задания, интересно организуют начало урока и итог, этап
рефлексию.
Проведённые мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с обучающимися.
При проведении внеклассных мероприятий были отмечены:
четкое ведение мероприятия,
тщательный отбор и лаконичная подача материала,
использования различных методов и способов активизации внимания и
познавательной активности учащихся,
богатое расширение кругозора учащихся,
грамотная речь учителей.
На МО начальных классов были проанализированы уроки и мероприятия.
Подведенные итоги недели показали, что у педагогов начальной школы хороший творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют творить.
Были предложены рекомендации:
1. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, чаще
использовать игровые технологии, что позволит разнообразить урок, повысить
познавательную активность учащихся.
2. Всем учителям начальных классов:
Больше времени уделять развитию монологической и диалогической речи
учащихся.
Вводить в практику творческие и индивидуальные домашние задания.
Активнее использовать компьютерные технологии.
Можно сделать вывод, что неделя вызвала положительный отклик среди учителей
и способствовала не только профессиональному росту, но и сплоченности коллектива.
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения.
В течение первого полугодия 2015-2016 учебного года было организовано и проведено 2 заседания (протоколы прилагаются )Основное внимание при подготовке и проведении заседаний методического объединения уделялось совершенствованию технологии проведения современного урока в начальной школе, организации учебной деятельности младших школьников, качеству образовательной подготовки младших школьников.
В первом полугодии 2015-2016 года контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля, проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, чтению, математике в виде административных контрольных работ и срезов. На конец первого полугодия 2015-2016 уч. года результаты таковы:
Ф.И. учителя класс качество по предметам
рус.язматемлитература позн.мираЛазенюк Н.А. 1 - - - -
Талапова Д.М. 2 100 100 100 100
Шубенок О.Н. 3 76 88 88 88
Сорокина С.В. 4 78 78 78 78
Анализируя сводную ведомость успеваемости учащихся 2 класса необходимо отследить реальное положение качества обученности. Наставнику Шубенок О.Н. необходимо посетить уроки учителя Талаповой Д.М. с консультативной целью и оказанием методической помощи, ЗУВР Шуманской В.А. вовлечь в работу ШМУ.
В целях создания условий для организации работы с одарёнными детьми, в конце первой учебной четверти были проведены олимпиады по русскому языку, математике и познанию мира для обучающихся 2-4 классов. Учащиеся нач. кл. принимают самое активное участие в интеллектуальных играх, марафонах, конкурсах.
Рекомендации:
Продолжить целенаправленную работу по развитию интеллектуальных способностей младшего школьника.
Привлекать и готовить к участию в олимпиадах высокомотивированных школьников.
Рекомендации: Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.