Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Учусь оценивать себя» для обучающихся 1 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА








Рабочая программа
метапредметного образовательного модуля
«Учусь оценивать себя»
для обучающихся 1 классов




Разработала:
Полковникова Т.Ю.,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории










Братск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа образовательного модуля «Учусь оценивать себя» для учащихся 1 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МБОУ «СОШ № 35» на 2015 – 2016 учебный год, в соответствии с ФГОС НОО.
Цель программы: формирование у первоклассников адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Задачи:
– помочь учащимся самостоятельно определять, насколько успешно они овладевают умениями по использованию полученных на уроке знаний (то есть насколько обучение соответствует современным целям образования);
– развивать у учеников умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать учеников на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психическое здоровье детей.

Образовательный модуль «Учусь оценивать себя» является межпредметным, реализуется через часть, формируемую участниками образовательных отношений и учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, технология, музыка, изобразительное искусство обязательной части учебного плана ООП НОО МБОУ «СОШ № 35».
Срок реализации модуля: 1 год.
Общее количество часов на 1 год: 48 часов
Название модуля
Часть учебного плана
Учебные предметы
Количество часов




1 класс

Образовательный модуль
«Учусь оценивать себя»
Обязательная часть
Русский язык
8



Литературное чтение
8



Математика
8



Музыка
8



Изобразительное искусство
8



Технология
8


Итого
48


Реализация данного образовательного модуля в образовательном процессе планируется по 2 варианту - модуль, как совокупность фрагментов существующих учебных курсов и предполагает разделение отведенных на модуль часов между предметами в указанной пропорции. При этом ученики не ставятся в известность о том, что они изучают некую целостную тему на уроках по разным предметам. Реализация модуля длится в течение всего учебного года.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств  стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока) с помощью учителя;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя;
– планировать деятельность с помощью учителя;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям.

Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов;
– классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления;
– устанавливать причины явлений;
– устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема), в т.ч. используя ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– излагать своё мнение, аргументируя его;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов; участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном виде;
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя;
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.);
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 этап (Подготовительный)

1. Введение в мир оценивания. Беседа. Знакомство первоклассников с оцениванием и самооцениванием, потребностью в оценивании своих учебных действий.
2. Знакомство с первым видом самооценивания «Смайлик». Оценивание настроения до урока и в конце урока.
3. Оцени своё настроение. Рефлексия прошедшего урока (дня), как основа для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики.
4. «Смайлик» Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность. Алгоритм самооценки.

2 этап (Основной)
1.«Волшебная линеечка» Контрольно-оценочная деятельность учителя; контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении самих себя (самоконтроль и самооценка);  контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка). Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания.
2. «Лесенка знаний» Контрольно-оценочная деятельность учителя; контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении самих себя (самоконтроль и самооценка);  контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка). Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания.

3 этап (Заключительный)

1. Прогностическая самооценка. Право отказа от отметки. Право пересдачи. Обязанности учащихся. Контрольный срок.
2. Рефлексивная оценка. Уровни успешности. Простые и сложные задания. Задания необходимого уровня. Задания повышенного уровня. Задания максимального уровня сложности. Полный алгоритм самооценки. Таблица уровней сложности. Оценивание по уровням успешности. Итоговая оценка. Заполнение страницы дневника «Чему я научился в первом классе»
Виды и формы организации деятельности учащихся

Виды деятельности
Формы организации деятельности


Познавательная деятельность
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации


Рефлексивная деятельность
(контрольно-оценочная деятельность)
Дневник достижений
Самооценка участия в работе класса, группы и др.
«Волшебная линеечка»
«Лесенка знаний»


Коммуникативная деятельность
Беседа, дискуссия


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки проведения: сентябрь-май


Тема
Учебные предметы



Русский язык
Литература
Математика
Музыка
Изо
Технология

1 этап (Подготовительный)

1
Введение в мир оценивания. Беседа.




1


2
Знакомство с первым видом самооценивания «Смайлик»





1

3
Оцени своё настроение.


1
1
1


4
«Смайлик» Учимся сравнивать цель и результат.
1



1


5
«Смайлик» Устанавливаем порядок оценки своей работы.

1



1

6
«Смайлик» Учимся признавать свои ошибки.



1

1

7
«Смайлик» Учимся признавать свою неудачу.


1

1


8
«Смайлик» Используем умение самооценки.

1

1



2 этап (Основной)

9
«Волшебная линеечка» Ретроспективная оценка – 1 шаг. Самооценка.
1
1
1




10
«Волшебная линеечка» Ретроспективная оценка – 2 шаг. Самооценка.

1

1


1

11
«Волшебная линеечка» Ретроспективная оценка – 1 шаг. Взаимооценка.
1

1

1


12
«Волшебная линеечка» Ретроспективная оценка – 2 шаг. Взаимооценка.
1
1

1



13
«Лесенка знаний» Ретроспективная оценка – 1 шаг. Самооценка.

1
1

1


14
«Лесенка знаний» Ретроспективная оценка – 2 шаг. Самооценка.
1


1

1

15
«Лесенка знаний» Ретроспективная оценка – 1 шаг. Взаимооценка.
1

1


1

16
«Лесенка знаний» Ретроспективная оценка – 2 шаг. Взаимооценка



1
1
1

3 этап (Заключительный)

17
«Волшебная линеечка» Прогностическая самооценка.
1
1
1




18
«Лесенка знаний» Прогностическая самооценка.


1

1
1

19
«Главное, чему я научился в первом классе» Рефлексивная оценка.
1
1

1



Итого
8
8
8
8
8
8



15