Рабочая программа по внеурочной деятельности Учусь оценивать себя


I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (от « 6 » октября 2009 г. № 373);
Программой внеурочной деятельности «Учусь оценивать себя» для 2-го класса составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы И.В. Кузнецовой (Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2012);
Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 19 декабря 2012 г. N 1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Новизна представленной в программе технологии заключается в том, что она является одной из современных технологии деятельностного типа, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, способствует достижению нового образовательного результата и имеет социально-педагогическую направленность.
Цель программы – обеспечение на этапе контроля реализации принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100» и требований ФГОС НОО.
Основные задачи:
– помочь учащимся самостоятельно определять, насколько успешно они овладевают умениями по использованию полученных на уроке знаний (то есть насколько обучение соответствует современным целям образования);
– развивать у учащихся умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать учащихся на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психическое здоровье учащихся.
II. Общая характеристика курса
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что впервые учащиеся смогут познакомиться с технологиями преподавания, которыми раньше должен был владеть только педагог, более осмысленно смогут подойти к самому процессу образования, поучаствовать в создании урока, дополнительно поработать с «Дневником школьника», научиться собирать «Портфель достижений учащегося». У учителя и учащихся появится дополнительное время на освоение технологии образовательных достижений, а родители всё чаще будут получать развёрнутый ответ на излюбленный вопрос к учащемуся «За что получил отметку?».
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. На занятиях учащиеся смогут овладеть основными правилами технологии оценивания. Каждое из занятий поможет ответить на вопрос осваивающим данную технологию: как различать оценку и отметку, как оценивать свою работу, как пользоваться алгоритмом самооценки, сколько отметок можно получить за один урок, сколько отметок можно получить за письменную работу, как нам помогает «Дневник школьника», как пользоваться своими правами, как выполнять свои обязанности, как определить уровень сложности задания, как пользоваться полным алгоритмом самооценки, как определить четвертные и годовые отметки.
Программа внеурочной деятельности «Учусь оценивать себя» для учащихся младшего школьного возраста 8-9 лет рассчитана на 1 год обучения.
В основной образовательной программе начального общего образования нашей школы разработана и утверждена новая система оценки результатов. Главное достоинство новой системы оценки результатов в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Новая система оценки, отвечая современным требованиям образования, ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались этими вопросами, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Программа «Образовательные технологии. Технология оценивания образовательных достижений учащихся (учебных успехов)» разработана на основе результатов совместного эксперимента Российской академии образования и Учебно-методического центра Образовательной системы «Школа 2100», проведенного в 2004–2007 годах. Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Актуальность программы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна
1) фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
– формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами – возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования;
2) фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
3) фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Педагогическая целесообразность программы «Образовательные технологии. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). “Учусь оценивать себя” заключается в том, что самостоятельно освоить представленную технологию учителю и детям не всегда легко. Особых усилий требует «разъяснительная» работа среди родителей учащихся, которые в своё время привыкли ПОЛУЧАТЬ отметки от учителя.
Организационно-педагогические основы обучения
При организации занятий рекомендуется использовать такие формы работы, как групповые и индивидуальные занятия детей с учителем или родителями, самостоятельная индивидуальная работа учащихся и работа в группах, подготовка проектов.
III. Описание места учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю). Программа разработана для учащихся 2-го класса.
В программу включены 34 занятия, которые будут проводиться в часы внеурочной деятельности по 1 занятию в неделю в течение одного года. Каждое занятие будет носить практический характер. Полученные на занятиях умения дети смогут применять на различных уроках, при решении жизненных задач. Итогом реализации программы станет индивидуальный или групповой проект по технологии оценивания образовательных достижений, а также созданный в совместной работе портфолио учащихся, а возможно, и целого класса.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные
результаты освоения учебного курса
Познавательные универсальные учебные действия:
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
– классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
– объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
– строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
Способы реализации программы:
1. Внеурочная деятельность.2. Самостоятельные занятия родителей с детьми.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, в связи с этим в основе реализации представленной внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает активное участие в уроке самих детей. На занятиях дети смогут овладеть основными правилами технологии оценивания. Каждое из занятий поможет ответить на какой-то из вопросов: как различать оценку и отметку, как оценивать свою работу, как пользоваться алгоритмом самооценки, сколько отметок можно получить за один урок, сколько отметок можно получить за письменную работу, как нам помогает «Дневник школьника», как пользоваться своими правами, как выполнять свои обязанности, как определить уровень сложности задания, как пользоваться полным алгоритмом самооценки, как определить четвертные и годовые отметки.
Основой работы является пособие из серии «Как мы учимся» – «Учусь оценивать себя» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова; М.: Баласс, 2012). Авторы пособия ведут живой диалог с читателем, привлекают ребёнка к активной работе. «Волнуешься ли ты, когда идёшь в школу? Что беспокоит тебя больше всего? Что ты чувствуешь, когда взрослые спрашивают тебя, какую отметку ты получил сегодня в школе?» – вопросы к ученику, с которого начинается книга. Именно они могут стать мотивацией к началу занятий по освоению технологии оценивания. В пособии учащиеся встретятся с героями, которые уже знакомы им по двум первым пособиям серии «Как мы учимся»: учительницей Галиной Ивановной и её учениками Катей, Светой Володей и др. Весь материал представлен в жанре комикса, привлекательном современным детям. В то же время в специальных рамках размещён материал для учителя, осваивающего технологию оценивания. Много интересного откроется и родителям.
Важным показателем работы ребёнка является «Портфель достижений ученика». Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. «Портфель достижений» включён в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт как обязательный компонент определения итоговой оценки. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений. В связи с этим отдельная глава пособия «Учусь оценивать себя» посвящена созданию «Портфеля достижений». Выполняя задания по каждому разделу пособия, который авторы назвали «Проверь себя», учащиеся смогут попрактиковаться в умении отличать оценку и отметку, как в классе, так и вне школы; усвоить алгоритм самооценки устных ответов и письменных работ, осознать необходимость этого умения за пределами урока; отличать предметные умения от универсальных учебных действий; решить жизненные задачи, связанные с правом отказом от отметки и правом пересдачи; научатся самостоятельно выводить свои итоговые отметки.
VI. Содержание учебного курса «Учусь оценивать себя»

Основные разделы программы внеурочной деятельности
«Учусь оценивать себя»

п/п Содержание Открытие
новых
знаний Практи-
ческая
работа Всего
часов
1 Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки? 1 - 1
2 Раздел 2. Как фиксировать результаты контроля? 2 14 16
3 Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку? 2 - 2
4 Раздел 4. По каким критериям оценивать? 1 7 8
5 Раздел 5. Обобщение 1 6 7
Всего 7 27 34
Тематическое планирование (34 ч)
№ п/п Тема раздела
Тема занятия Количество часов Дата проведения
теория практика план факт
Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки? 1 - 1 Вводное занятие. Как различать оценку и отметку. Как оценивать свою работу. Как пользоваться алгоритмом. 1 - Раздел 2. Как фиксировать результаты контроля? 2 14 2 Сколько отметок можно получить за один урок. Сколько можно получить отметок за письменную работу 1 - 3 Как нам помогает «Дневник школьника» - 1 4 Что я хочу рассказать о себе (самооценка) - 1 5 Учусь планировать дела (на неделю, месяц) - 1 6 Учусь ставить цель на неделю (общеучебные – УУД - и предметные умения) - 1 7 Самооценка дня – для чего она нужна? - 1 8, 9, 10, 11, 12, 13 Как работать с таблицами требований по предметам
(Мои достижения) 1 5 14 Чему я научился по всем предметам в этом учебном году (самооценка сформированности УУД) - 1 15, 16 Как собирать «Портфель достижений». Практическая работа с «Портфелем достижений» - 2 17 Мои успехи в этом году - 1 Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку? 2 - 18 Как пользоваться своими правами 1 - 19 Как выполнять свои обязанности 1 - Раздел 4. По каким критериям оценивать? 1 7 20, 21, 22, 23 Как определить уровень сложности задания. Практическая работа с учебниками -
4 24 Как пользоваться полным алгоритмом самооценки 1 - 25 Как определять четвертные и годовые отметки - 1 26 Что я хочу рассказать о себе (самооценка) - 1 27 Чему я научился по всем предметам в этом учебном году (самооценка сформированности УУД) - 1 Раздел 5. Обобщение 1 6 28, 29, 30 Как собирать «Портфель достижений». Практическая работа с «Портфелем достижений» - 3 31, 32 Мои успехи в этом году 1 1 33, 34 Подготовка и презентация проекта «Учусь оценивать себя». Итоговое занятие - 2 Всего 7 27 Содержание разделов программы
Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки?
Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность. Алгоритм самооценки.
Раздел 2. Как фиксировать результаты контроля?
Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания. «Портфель достижений» (портфолио). Самооценка творческого дела (проекта). Самооценка предметных достижений.
Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку?
Право отказа от отметки. Право пересдачи. Обязанности учащихся. Контрольный срок.
Раздел 4. По каким критериям оценивать?
Уровни успешности. Простые и сложные задания. Задания необходимого уровня. Задания повышенного уровня. Задания максимального уровня сложности. Полный алгоритм самооценки. Таблица уровней сложности. Оценивание по уровням успешности. Итоговая оценка. Итоговая отметка.
Раздел 5. Обобщение. Проект «Учусь оценивать себя».
VII. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1. Учусь оценивать себя: Пособие из серии «Как мы учимся» (авто-
ры Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова); М.: Баласс, 2012
2. Новые результаты и их проверка (диск);
3.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru№ п/п Содержание Автор Издательство Год издания
1 Дневник школьника Баласс2014
2 «Учусь оценивать себя» Баласс2014
3 Методические рекомендации для учителя. Баласс2012
4 Компьютер 5 Медиапроектор6 МФУ Планируемые результаты внеурочной деятельности «Учусь оценивать себя» (личностные, метапредметные и предметные)
Познавательные универсальные учебные действия:
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
– классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
– объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
– строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
Использование данной программы внеурочной деятельности «Учусь оценивать себя» позволит учащимся и родителям:
– избежать стрессообразующих ситуаций, связанных с оцениванием работы учащихся не только в школе, но и вне образовательного
учреждения, сохранив тем самым психическое и физическое здоровье учащегося;
– освоить технологию оценивания образовательных достижений
(учебных успехов);
– сформировать у учащихся мотивацию на достижение высоких
образовательных результатов;
– научить учащихся объективно оценивать результаты своей работы
как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
– научиться работать самостоятельно и в группе;
– научиться собирать «Портфель достижений» учащегося и класса.
Определить результативность работы по данной программе методом наблюдения учитель сможет на уроке, когда учащиеся смогут
продемонстрировать:
– владение алгоритмом самооценки;
– умение объективно оценить выполненную работу;
– умение аргументировать свою оценку;
– умение адекватно своим возможностям выбрать уровень заданий для самостоятельной и контрольной работы;
– умение самостоятельно выполнить работу над ошибками.
Показателем результативности могут стать и презентации проектов, а также выставка по теме «Учусь оценивать себя», подготовленные к обобщающему занятию.
Список литературы
1. Учусь оценивать себя: Пособие из серии «Как мы учимся» (авто-
ры Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова); М.: Баласс, 2012;
2. Дневник школьника для 2 класса;
3. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М.: Ба-
ласс, 2012. – 160 с.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п Тема урока
Кол-во
часов Основные виды деятельности учащихся Примечания
1. Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки?(1ч)
1 Вводное занятие. Как различать оценку и отметку. Как оценивать свою работу. Как пользоваться алгоритмом.
1 Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Различать оценки и отметки. Оценивать себя по алгоритму. Составить алгоритм самооценки (из 4 основных и дополнительных пунктов): 1) В чем заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки? 6) Какую сам себе поставишь себе отметку? Раздел 2. Как фиксировать результаты контроля? (16ч)
2 Сколько отметок можно
получить за один урок.
Сколько можно получить
отметок за письменную работу 1
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Определять учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением. Познакомиться с правилом «Одна задача-одна отметка». Определять 3 исключения в правиле «Одна задача-одна отметка». 3 Как нам помогает «Дневник школьника» 1 Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Работать с «Дневником школьника». Рассматривать страницы и выполнить инструкции по заполнению дневника, оформить 1-ую страницу.
4 Что я хочу рассказать о себе (самооценка) 1 Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Работать с «Дневником школьника». Читать инструкции по заполнению дневника, составить план действий, оформить 2 -ую страницу. Рассказать о себе (самооценка).
5 Учусь планировать дела (на неделю, месяц) 1 Определять цели учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления. Составить режим дня. Планировать дела на неделю, на месяц. 6 Учусь ставить цель на неделю (общеучебные – УУД - и предметные умения) 1 Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Работать с таблицами требований ( предметные и общеучебные умения). 7 Самооценка дня – для чего она нужна? 1 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Работать с «Дневником школьника». Оценить свой день. 8-13 Как работать с таблицами требований по предметам
(Мои достижения) 6 Работать с «Дневником школьника». Изучить таблицы требований по предметам и находить информацию. Заполнить таблицу образовательных результатов после выполнения предметных контрольных работ и диагностики метапредметных умений. 14 Чему я научился по всем предметам в этом учебном году (самооценка сформированности УУД) 1 Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью таблиц. Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. Работать с «Дневником школьника».(Таблицы метапредметных результатов).Оценивать сформированность УУД по алгоритму.
15,16 Как собирать «Портфель достижений». Практическая работа с «Портфелем достижений» 2 Рассматривать разделы «Портфеля достижений». Собрать работы и результаты, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение , здоровье, полезный труд и т.д.) Анализировать свои текущие достижения и недостатки. Определять цель своего дальнейшего развития. 17 Мои успехи в этом году 1 Работать по алгоритму: Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:
-мои главные достижения сейчас-это…
-мне хочется добиться…, стать…
-мне нужно научиться делать лучше…
-в этом году я постараюсь научиться прежде всего:…
-этого я смогу добиться, если буду делать так: 1. … 2. … 3. … Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку? (2ч) 18 Как пользоваться своими правами 1 Работать с текстом в группах. Знакомиться с «Правом отказа от отметки и правом пересдачи». Определять правило «Когда ставится и не ставится отметка?» Познакомиться с порядком действий при отказе от выставления текущей отметки. Определять исключения при отказе от отметки, право пересдачи. Составить алгоритм действий ученика при отказе от отметки и пересдаче. 19 Как выполнять свои обязанности 1 Работать в группах с инструкциями «Обязанности при пересдаче материала контрольной работы», «Организация пересдачи контрольной работы». Составить порядок действий в группах. Раздел 4. По каким критериям оценивать? (8ч) 20, 21, 22, 23 Как определить уровень сложности задания. Практическая работа с учебниками 4 Работать в группах. Выполнять задания и распределять по уровням сложности с опорой на слова: «просто», «посложнее», «трудно». Обозначать каждый уровень новыми словами «необходимый», повышенный(программный), максимальный. Практически работать с учебниками. Определять уровни сложности заданий. 24 Как пользоваться полным алгоритмом самооценки 1 Понимать и объяснять полный алгоритм (план действий) самооценки. Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
6 шаг. Каков был уровень задачи-задания
- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необходимый уровень)
- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень)
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали? (Максимальный уровень)
7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
25 Как определять четвертные и годовые отметки 1 Работать в группах. Познакомиться с правилом определения четвертных и годовых отметок. Определять свои четвертные отметки. 26 Что я хочу рассказать о себе (самооценка) 1 Работать по алгоритму: Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:
-мои главные достижения сейчас-это…
-мне удалось добиться…, стать…
-мне удалось научиться делать лучше…
-в этом году я научился прежде всего:…
-этого я смог добиться, потому что делал так: 1. … 2. … 3. … 27 Чему я научился по всем предметам в этом учебном году (самооценка сформированности УУД) 1 Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью таблиц. Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. Работать с «Дневником школьника».(Таблицы метапредметных результатов).Оценивать сформированность УУД по алгоритму.
Раздел 5. Обобщение(7ч)
28, 29, 30 Как собирать «Портфель достижений». Практическая работа с «Портфелем достижений» 3 Рассматривать разделы «Портфеля достижений». Собрать работы и результаты , которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение ,здоровье, полезный труд и т.д.) Анализировать свои текущие достижения и недостатки. Определять цели своего дальнейшего развития. 31, 32 Мои успехи в этом году 2 Работать по алгоритму: Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:
-мои главные достижения сейчас-это…
-мне удалось добиться…, стать…
-мне удалось научиться делать лучше…
-в этом году я научился прежде всего:…
-этого я смог добиться, потому что делал так: 1. … 2. … 3. … 33, 34 Подготовка и презентация проекта «Учусь оценивать себя». Итоговое занятие 2 Выступать с презентацией проекта « Учусь оценивать себя». Всего 34ч