Рабочая программа внеурочной деятельности Учусь оценивать себя


\s
Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО
_______________И,В Гирон
Протокол № ____
от«_____» _________2014 г. Согласовано
Зам. директора по УВР
__________Н.С.Пономаренкоот «_____»_________ 2014 г. Введено в действие приказом
от «31» августа 2013г. №108
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«УЧУСЬ ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ»
Составитель:
Ярославцева Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014 / 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Учусь оценивать себя» для 2-4 классов реализует социальное направление духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с ними система оценки должна
1) фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата: – духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), – формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), – освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами – возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования;
2) фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
3) фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Новая система оценки, отвечая современным требованиям образования, ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали и апробировали технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Внеурочная деятельность в рамках программы “Учусь оценивать себя”» заключается в том, что самостоятельно освоить представленную технологию учителю и детям не всегда легко. Особых усилий требует «разъяснительная» работа среди родителей учащихся, которые в своё время привыкли ПОЛУЧАТЬ отметки от учителя.
Цель программы – обеспечение на этапе контроля реализации принципов развивающей личностно-ориентированной Образовательной системы «Школа 2100» и требований ФГОС НОО.
Основные задачи:
– помочь учащимся самостоятельно определять, насколько успешно они овладевают умениями по использованию полученных на уроке знаний (то есть насколько обучение соответствует современным целям образования);
– развивать у учеников умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать учеников на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психическое здоровье детей.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что впервые дети смогут познакомиться с технологиями преподавания, которыми раньше должен был владеть только педагог, более осмысленно смогут подойти к самому процессу образования, поучаствовать в создании урока, дополнительно поработать с «Дневником школьника», научиться собирать «Портфолио обучающегося». У учителя и учащихся появится дополнительное время на освоение технологии образовательных достижений, а родители всё чаще будут получать развёрнутый ответ на излюбленный вопрос к ребёнку «За что получил отметку?».
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, в связи с этим в основе реализации представленной внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает активное участие в уроке самих детей. На занятиях дети смогут овладеть основными правилами технологии оценивания. Каждое из занятий поможет ответить на вопрос осваивающим данную технологию: как различать оценку и отметку, как оценивать свою работу, как пользоваться алгоритмом самооценки, сколько отметок можно получить за один урок, сколько отметок можно получить за письменную работу, как нам помогает «Дневник школьника», как пользоваться своими правами, как выполнять свои обязанности, как определить уровень сложности задания, как пользоваться полным алгоритмом самооценки, как определить четвертные и годовые отметки.
Основой работы может стать пособие из серии «Как мы учимся» – «Учусь оценивать себя» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова; М.: Баласс, 2012).
При организации занятий рекомендуется использовать такие формы работы, как групповые и индивидуальные занятия детей с учителем или родителями, самостоятельная индивидуальная работа учащихся и работа в группах, подготовка проектов.
Программа разработана для учащихся 2–4-го классов. В программу включены 17 занятий, которые будут проводиться в часы внеурочной деятельности по 1 занятию раз в 2 недели в течение учебного года.
Каждое занятие будет носить практический характер. Полученные на занятиях умения дети смогут применять на различных уроках, при решении жизненных задач. Итогом реализации программы станет индивидуальный или групповой проект по технологии оценивания образовательных достижений, а также созданный в совместной работе портфолио учащихся, а возможно, и целого класса.
Способы реализации программы
Определить результативность работы по данной программе методом наблюдения учитель сможет на уроке, когда учащиеся смогут продемонстрировать:
– владение алгоритмом самооценки;
– умение объективно оценить выполненную работу;
– умение аргументировать свою оценку;
– умение адекватно своим возможностям выбрать уровень заданий для самостоятельной и контрольной работы;
– умение самостоятельно выполнить работу над ошибками.
Показателем результативности могут стать и презентации проектов, а также выставка по теме «Учусь оценивать себя», подготовленные к обобщающему занятию.
Ожидаемые результаты
Использование данной программы во внеурочной деятельности позволит учителю, детям и родителям:
– избежать стрессообразующих ситуаций, связанных с оцениванием работы учащихся не только в школе, но и вне образовательного учреждения, сохранив тем самым психическое и физическое здоровье ребёнка;
– освоить технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов); – сформировать у учащихся мотивацию на достижение высоких образовательных результатов;
– научить детей объективно оценивать результаты своей работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
– научиться работать самостоятельно и в группе;
– научиться собирать «Портфолио» учащегося и класса.Содержание разделов программы
Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки? Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность. Алгоритм самооценки.
Раздел 2. Как фиксировать результаты контроля? Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания. «Портфель достижений» (портфолио). Самооценка творческого дела (проекта). Самооценка предметных достижений.
Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку? Право отказа от отметки. Право пересдачи. Обязанности учащихся. Контрольный срок.
Раздел 4. По каким критериям оценивать? Уровни успешности. Простые и сложные задания. Задания необходимого уровня. Задания повышенного уровня. Задания максимального уровня сложности. Полный алгоритм самооценки. Таблица уровней сложности. Оценивание по уровням успешности. Итоговая оценка. Итоговая отметка.
Раздел 5. Обобщение Проект «Учусь оценивать себя».
Предполагаемые результаты реализации программы
(прямой шрифт – необходимый уровень для 2–4-го кл., курсив – повышенный уровень для 2–4-го кл.)
Познавательные универсальные учебные действия:
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
– классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
– объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
– строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел Кол-во часов УУД
1 Что оценивать, а за что ставить отметки? 4 Познавательные УУД
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
Регулятивные УУД:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели; 2 Как фиксировать результаты контроля? 4 Познавательные УУД
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные УУД:
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
Регулятивные УУД:
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
Личностные результаты:
– отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
3 Когда можно, а когда нужно ставить отметку? 2 Познавательные УУД
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные УУД:
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
4 По каким критериям оценивать? 5 Познавательные УУД
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные УУД:
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
5 Обобщение 2 Познавательные УУД
– находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
– классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
– сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их следствия;
– устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Регулятивные УУД:
– определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
– планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
– работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Личностные результаты:
– отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
– объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
– осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
– строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
– выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
– признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
5 17 Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема раздела, тема занятия Кол-во часов Содержание деятельности
Теоретические занятия Форма занятия Практические занятияФорма занятия Воспитательная работа
Раздел 1. Что оценивать, а за что ставить отметки?
1 05.09/
12.09 Вводное занятие 4 1 беседа– развивать умение работать самостоятельно, в постоянной паре, в паре сменного состава и в группе;
-анализировать поступки литературных героев и оценивать как правильные и неправильные;
2 19.09/
26.09 Как различать оценку и отметку 1 групповая работа 3 03.10/
10/10
Как оценивать свою работу 1 парная работа 4 17.10/
24.10 Как пользоваться алгоритмом 1 беседаРаздел 2. Как фиксировать результаты контроля?
5 31.10/14.11 Сколько отметок можно получить за один урок, за письменную работу. 4 1 беседа с практикумом – развивать умение собирать «Портфолио» учащегося и класса;
-мотивировать активное участие учащегося в делах класса, школы, посёлка;
-систематизировать работу учащихся с собственным «Портфолио»;
6 21.11/28.11 Как нам помогает «Дневник школьника». 1 групповая работа 7 05.12/12.12 Как собирать «Портфель достижений» 1 ролевая игра 8 19.12/26.12 Практическая работа с «Портфелем достижений» 1 практическая работа Раздел 3. Когда можно, а когда нужно ставить отметку?
9 16.01/23.01 Как пользоваться своими правами 2 1 ролевая игра -определить правила поведения при самооценке своих оцениваемых работ;
-выбрать правила выполнения своих обязанностей в процессе обучения и воспитания;
10 30.01/06.02 Как выполнять свои обязанности 1 ролевая игра Раздел 4. По каким критериям оценивать?
11 13.02/20.02 Как определить уровень сложности задания. 5 1 беседа с практикумом – развивать у детей умение использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
-сформировать у учащихся мотивацию на достижение высоких образовательных результатов;
–развивать у детей умение объективно оценивать результаты своей работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
12 27.02/06.03 Практическая работа с учебниками «Уровень сложности задания» 1 практическая работа 13 13.03/20.03 Как пользоваться полным алгоритмом самооценки 1 индивидуальная работа 14 03.04/10.04 Использование полного алгоритма самооценки 1 парная работа 15 17.04/24.04 Как определять четвертные и годовые отметки 1 групповая работа Раздел 5. Обобщение
16 08.05/15.05 Подготовка и презентация проекта. 2 1 практическая работа -определение результатов своего обучения;
-освоение технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
17 22.05/29.05 Итоговое занятие «Учусь оценивать себя» 1 групповая работа 17 4 13 Методическое обеспечение
• Учусь оценивать себя: Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова); М.: Баласс, 2012;
• Дневник школьника, 2, 3, 4-й классы;
• Новые результаты и их проверка (диск);
• Образовательные технологии: Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.74
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер;
медиапроектор;
СD диски
Мобильный класс
Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010.
2. Образовательные технологии : Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. – 160 с.
3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельд- штейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.
4. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.