Экологический проект В царстве комнатных растений


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №1 «Чайка» г.ЛобняСОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
__________________ приказом№______от__________2017г.
зам.зав. по УВР Н.П.Шовина__________заведующий М.И.КлочковаЭкологический проект
в старшей – подготовительной группе №10
«В царстве комнатных растений»
Разработала:
воспитатель
Орехова С.В.
2017 г.
Проект «В царстве комнатных растений».
Тип проекта: среднесрочный.
Вид проекта: познавательный практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта: дети группы «Фантазёры», воспитатель, родители.
Сроки реализации: 03.04.2017-28.04.2017 г.
Актуальность проекта:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «В царстве комнатных растений» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта: Вызвать интерес к миру комнатных растений. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, отношения к миру природы.
Задачи проекта:
1. Углубить знания о видах комнатных растениях, уходе за ними;
2. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
3. Учить детей правильно сажать и выращивать комнатные растения;
4. Отметить значение, роль комнатных растений для жизни и деятельности человека;
5. Продолжать учить различать и называть комнатные растения.
6. Познакомить с необходимыми условиями жизни растений, способами ухода за комн. растениями.
7. Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации, зарисовывать строение комнатных растений;
8. Развивать познавательный интерес к миру природы;
9. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
10. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении комнатных растений, применяя разные материалы и техники изготовления;
11. Воспитывать любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному миру;
12. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Формы работы с детьми: исследовательские опыты, наблюдения, беседы, чтение художественной и научной литературы, слушание музыки.
Прогнозируемый результат:
Дети знают названия комнатных растений, умеют находить их по описанию;
Умеют отмечать внешние признаки и потребности комнатных растений, выделять светолюбивые, тенелюбивые и влаголюбивые растения, знают правила ухода за комнатными растениями;
Могут составить описательный рассказ о комнатном цветке с опорой на его паспорт;
Научились передавать свои чувства и результаты наблюдений в художественном творчестве(рисунках, аппликациях и различных поделках из бумаги и бросового материала);
Интересуются особенностями жизни и развития растения, самостоятельно выполняют поручения по уходу за цветами.
Реализация проекта:
Этапы проекта:
Организационный этап с 03.04.17г. по 05.04.17г.
Основной этап с 06.04.17г. по 25.04.17г.
Заключительный этап с 26.04.17г. по 28.04.17г.
Название мероприятия Цель, задачи мероприятия Ответственные за проведение, дата
I этап - Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы.
- Пополнение уголка Природы комнатными растениями силами родителей воспитанников группы.
-создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач
- привлечение родителей к проектной деятельности в группе Воспитатель
03.04.2017г-
05.04.2017г.
II Этап
III Этап
- Консультация для родителей «Для чего нужны комнатные растения?»
- Анкетирование «Как вы считаете, нужны ли комнатные растения в детском саду?»
- ООД на тему «Наши друзья живут на подоконнике»
ООД «Уход за комнатными растениями».
- Наблюдения за растениями №1, №2, №3 (см.приложение №1)
Дид.игры:
- «Угадай растение по описанию»;
- «Где спряталась матрёшка?».
- Беседа «Растение – живой организм».
- Просмотр презентации «Комнатные растения».
- Беседа – рассуждение «Маленький сад на нашем окне»
Наблюдение за растениями №4, №5,№6 (см. прилож. №1)
- Дид.игры «Что изменилось?», «Найди такой же» (см. прил. №2)
- Чтение художественной литературы:
- Е. Благинина «Огонек»,
- А. Латулина «Комнатные цветы»,
- Б.Заходер «Алоэ», - М.Марусин «Фикус».
- Вечер загадок о комн.растениях.
- Наблюдение за растениями №7 (см. прилож.№1)
Дид.игры «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу» (см. прил. №2)
- Рисование «Фиалка».
- Рисование «Щучий хвост».
1. Выставка детских работ: «Маленький сад на нашем окне»
2. Изготовление картотеки «Комнатные растения».
3. Изготовление картотеки дидактических игр по теме «Комнатные растения». - разъяснить родителям необходимость экологического воспитания ребенка и его роль в развитии ребенка
- расширить знания детей о комнатных растениях, уходом за ними, способами подкормки
- Развивать интерес к комнатным растениям.
- систематизировать знания детей о конкретных растениях.
- систематизировать знания о комнатных растениях.
- развивать любознательность,
мышление и речь
детей
-активизировать словарь.
- Уточнить представления детей об условиях среды.
- систематизировать знания о комнатных растениях.
- обсуждение и сравнение внешнего вида различных комнатных растений, которые находятся в группе.
- Расширить знания детей о комнатных растениях.
- Углублять знания о комнатных растениях
- Чтение и обсуждение прочитанных произведений
- пересказ некоторых описательных отрывков из произведений
- Обобщить знания детей.
- Закреплять знания детей о комнатных растениях.
- прививать бережное отношение к цветам
- учить рисовать фиалку
- Учить рисовать сансивьеру.
- формировать бережное отношение к цветам
Воспитатель.
06.04.
Воспитатель.
07.04.
Воспитатель.
14.04.
Воспитатель.
10.04.
10.04
11.04.
Воспитатель.
07.04.
Воспитатель.
14.04.
17.04.
Воспитатель
18.04. - 22.04.
19.04.
21.04.
07.04.
10.04.
12.04.
26.04.
24.04.
22.04.
25.04.
06.04.
19.04.
27.04.
Приложение №1.
Наблюдения за комнатными растениями.
№1
Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
Ход наблюдения:
- предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.
- показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?
- что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.
- подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.
№2
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.
Ход наблюдения:
- сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?
№3
Цель: закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.
Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.
№4
Цель: дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.
№5
Цель: знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.
Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.
№6
Цель: познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.
Ход наблюдения:
Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (Бабочка садится на цветы, дети называют цветок. Дети показывают как за ним ухаживать).
№7
Цель: обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.
Ход наблюдения:
Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.
Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.
Приложение №2.
Дидактические игры по теме «Комнатные растения»
Название игры Задача Правило Оборудование Ход игры
«Что изменилось?» Найти предмет (растение) по сходству. Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание. Одинаковые растения расставлены на двух столах. Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем
Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе.

«Найди такой же» Найти предмет (растение) по сходству. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя. На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
«Угадай растение по описанию» Найти предмет (растение) по перечисленным признакам. Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное
«Где спряталась матрёшка?» Найти предмет (растение) по перечисленным признакам. Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя. На столе расставляют 4-5 растений. Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
«Найди растение по названию» Найти растение по слову – названию. Смотреть, куда прячут растение, нельзя. Все растения группы. Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.
«Опишите, я отгадаю» Найти растение по описанию. Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его. Все растения группы. Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.
«Найди, о чём расскажу» Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Называть загадываемое растение нельзя. Все растения группы. Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.