Презентация для учителей, родителей, психологов.


ПСИХОЛОГ: МОЛТЯНИНОВА В. С.Проблема дезадаптации в подростковом возрасте. СодержаниеПонятие дезадаптации.Признаки дезадаптации.Особенности подросткового возраста.Проблема дезадаптации.Список литературы. 1. Понятие дезадаптации Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. продолжение Иными словами, школьная дезадаптация подразумевает нарушения в приспособлении ребенка к школьным условиям, которые влекут за собой снижение способностей к обучению и проблемам в общении со сверстниками, учителями, одноклассниками. 2. Признаки дезадаптации.нежелания выполнять домашние задания;усталый утомленный внешний вид;нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне в школе;стремление сменить школьную тему разговора;негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;жалобы на некоторые события, произошедшие в школе;беспокойный сон;тяжелое пробуждение, вялость, пассивность;постоянные жалобы на плохое самочувствие. 3. Особенности подросткового возраста В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции:реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желаниях вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартом и ценностями; стремление поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу; не воспринимают даже справедливую критику со стороны других;реакция группирования со сверстниками; выделяют: смешенные, неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией; такие группы обладают "своей территорией", свободное время проводят в стычках с подобными объединениями;реакция увлечения - хобби - реакция может быть сильной, что целиком заставляет подростка, снижает интерес к учёбе; увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесным (спорт, туризм, рукоделие); лидерским (поиск ситуации, компании, где можно предводительствовать), накопительским (коллекционирование), эгоцентрическим (выделиться модной одеждой, внешностью, увлечение литературным или философским чтением), азартным (карты, пари, ситуация риска), коммуникативным (болтовня, сплетни и т.п.);реакция гиперсексуальности - повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе, порнографии; влюблённость, ухаживание подчас сопровождается, ранней половой жизнью. Если родители и учителя не готовы к закономерным подростковым реакциям, с негодованием воспринимают их, то конфликт неизбежен. продолжение За короткий срок, происходят многочисленные сдвиги в развитии, которые проявляются в ломке прежних интересов, отношений, особенностей ребёнка, т.е. развитие имеет скачкообразный, бурный характер. Происходящие изменения не редко сопровождаются появлением трудностей у самого подростка и в его воспитании: он не поддаётся воздействию взрослого, в поведении появляются разные формы сопротивления и протеста, упрямство, грубость, негативизм, замкнутость.  С точки зрения Д. Б. Эльконина у подростков дезадаптация может наступить, когда:не удовлетворяется потребность подростка в новой интимно-личностной деятельности, приводя к отчуждению;не удовлетворяется положительно или хотя бы нейтрально чувство взрослости и потребность в самоутверждении;своевременно не усваиваются положительные нравственные ценности и не берутся на вооружение достойные образцы для подражания;не совпадают "Я - концепция" и идеал, формируя неадекватную самооценку;не формируются необходимые психологические "защитные механизмы" при дезадаптирующих влияниях. 4. Проблема дезадаптации в подростковом возрасте Неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учёбе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей, живущих в неблагополучных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной и физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к серьёзному учению. Поэтому, чтобы ребёнок лучше адаптировался, мог преодолевать трудности, чувствовал себя счастливым ему необходимо иметь положительное представление о себе самом. продолжение Самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом, а также таких качеств, как уверенность в себе, настойчивость в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность и некритическое отношение к себе. В подростковый период не только складывается устойчивая самооценка, но и возникает потребность сохранить её во всех жизненных ситуациях. Если школьник сталкивается с фактом неуспеха, это требует от него снижения уровня притязаний, а значит, и снижения самооценки. В этом случае расхождение уровня притязаний и реальных возможностей порождает острые аффективные переживания. Именно в этих случаях ребёнок становится "трудным", что почти не поддаётся педагогическому воздействию, вызывая конфликт учителя и ученика. продолжение Немаловажной является проблема, в основе которой заложено проявление агрессии. Исследования дезадаптивных подростков и молодёжи позволяют утверждать, что у истоков проблем, в том числе агрессии, в более чем 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью в основном виде деятельности в период становления характера - в учении. Господствовавшие долгие годы взгляды на школу как на источник лишь благотворных положительных влияний, все более уступают место обновлённому мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска, местом передачи негативного социального опыта. продолжение Роль межличностных отношений (отношения с одноклассниками, с учителями, родителями) достаточно велика особенно в старших классах. Хотя учение остается для старшеклассника главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью. Не сложившиеся отношения с товарищами в этом возрасте несут особую опасность: подросток пытается вне школы удовлетворить острую потребность быть принятым сверстниками. продолжение Потребность в самоутверждении настолько выражена, что может сопровождаться социально-психологической дезадаптацией: поведение подростка может противоречить его взглядам и убеждениям; он может совершать действия, которые расходятся с его моральными установками. Подросток готов утверждать себя в глазах товарищей любым путём. продолжениеПроявления самоутверждения подросткаПоложительныеНейтральныеОтрицательныедостижения в учёбе, уровне знаний, в спорте, искусстве и т.д.бравирование физической силой, положение родителей, красивые вещигрубость, хамство, курение, пьянка, воровство продолжение Таким образом, можно заключить, что дезадаптация в подростковом возрасте влечет за собой ряд проблем, которые мешают нормальному развитию личности, возможно «ломают» ее. Низкая самооценка приводит подростка к замкнутости, одиночеству, уходу в себя; проблемы в отношениях с учителями и одноклассниками влекут за собой развитие девиантного поведения, негативного отношения к школе; проявление агрессии подталкивает подростка к необдуманным поступкам и действиям; наличие конфликтов в семье приводит к нервозности, расстройствам, срывам, уходам из дома. Список литературыБодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М., 1975.Кондракова И.Э. Агрессивное поведение подростков в современной школе. - Спб., 2001.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.