Доклад тема: Использование ИКТ на уроках в школах на современном этапе
Тема: Использование ИКТ на уроках в школах на современном этапе
Подготовила учитель ГСКОУ РО коррекционной школы интернат №11 VIII вида г. Гуково: Руденко Светлана Анатольевна
Цель доклада: Распространение опыта работы учителя по применению ИКТ
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: • усилить образовательные эффекты; • повысить качество усвоения материала; • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ. I. Создание презентаций к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентации позволяют учителю: • наглядно представлять материал; • интенсифицировать процесс объяснения нового материала; • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; II. Использование ресурсов Интернет Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Интернет:• Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета) – это нам пока не доступно; • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; • Дает возможности для профессионального роста; • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. Я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.К результативности данного опыта можно отнести: • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; • Повышение уровня использования наглядности на уроке; • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; • Рост качества знаний