Формирование культуры социальной компетенции на уроках литературы




Формирование культуры социальной компетенции школьников на уроках литературы

1 Теоретические понятия
1.1. В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначальное значение было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация применительно к человеку , очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году употребил его значение близкое к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.
1.2.Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫМ ( общество-субъект воздействия, а человек его объект) У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Второй подход исходит из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, Но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули, Джорджа Герберта Мида.
Основываясь на субъект- субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

1.3. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальна адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление- процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых,( ценностная автономии) потребность иметь собственные привязанности ( эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Таким образом в процессе социализации заложен внутренний . до конца неразрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
1.4. Факторы социализации
Мегафакторы ( мега- очень большой, всеобщий) – космос , планета, мир, который в той или иной мере через группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы (макро-большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Мезофакторы ( мезо-средний, промежуточный)условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут ( регион, село, город, поселок) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидение) по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Микрофакторы (микро- малый) факторы, влияющие непосредственно на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные , государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

1.5. Средства социализации.
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального строя, то ли иного возраста социализируемого. К ним можно отнести_ способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности- общении, игре, познании, предметно-практической деятельности, спорте, а также семейной профессиональной, общественной, религиозных сферах. Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способ выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведения человека целых групп людей приводится в соответствии с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

1.6.Механизм социализации
К психологическим и социально- психологическим механизмам относятся следующие.
Импринтинг (запечатление)- фиксирование человека на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
Экзистенциальный нажим – языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами .
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае- одним из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление)- процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия- внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам.

К социально- педагогическим механизмам относятся следующие.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение норм эталон поведения, взглядов. Стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает «как надо», «что надо», но это его знание противоречии традициям ближайшего окружения. « мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». ( Мишель Монтень) Усвоенные в детстве, те или иные элементы социального опыта, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека и институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.
Средства массой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представления определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Стилизированный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.п. Значимыми лицами могут быть родители ( в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, и др.

Составляющие процесса социализации.
В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результат которой определяется социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой социализацией, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменения возможностей и характера развития на жизненный путь тех или иных возрастных групп.( минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.)
- относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных материальных и духовных условий для развития человека;
- более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор ( самостроительство, самосовершенствование, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни

1.6. Человек как объект социализации.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация). Создал прочную семью ( семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация).
Человек как субъект социализации.
Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе передним встают задачи для решения которых он более или менее осознано, а чаще несознательно. Ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъективность и субъектность.
В определенной мере условно выделяются три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.
Естественно-культурные задачи- достижения определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи- познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые –специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период в его истории.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом этапе имеют специфические содержание и способы их решения.



2. Социальная компетентность на уроках литературы.

Программа самовоспитания и саморазвития.

Цель программы:
Помочь школьникам овладеть знаниями и правилами жизни в обществе, сформировать у них готовность к принятию осознанных решений.

Программа самовоспитания состоит из:
1.Раздел программы «мой мир знаний» направлен на формирование культуры познавательной компетенции школьников. Он объединяет учебную и внеурочную деятельность по самообразованию

2. Раздел «Мой мир умений и навыков» объемлет ориентиры-направления, формирующие у школьника учебные знания и умения.


Направление деятельности
1 полугодие
2 полугодие

Улучшить успеваемость по русскому языку.
намечено
результат
намечено
результат


Мой мир знаний







Улучшить успеваемость по литературе.






Получить дополнительные знания






Самостоятельное изучение биографии писателя, поэта, художника, композитора.





Подготовить сообщение по творчеству писателя, поэта, художника, композитора





Участие в конкурсе чтецов





В олимпиаде по литературе





В олимпиаде по русскому языку





В конкурсах








Направление деятельности
1 полугодие
2 полугодие

Научить делать
намечено
результат
намечено
результат


Мой мир умений и навыков







Техника чтения






Скорость письма





Составление плана ответа





Владение пересказом





Ведение читательского дневника.





Электронные презентации









1-уровень
2- уровень
3 уровень
Намечено и результат по четвертям


Учебные умения и навыки

Скорость осмысленного чтения (слов в минуту)
90
120
150





Скорость аккуратного письма (знаков в минуту)
40
60
80






Рубежи по учебным предметам


Выполнение заданий по образцу
Выполнение заданий без образца
Выполнение заданий с измененными условиями.





Русский








РИКО









Прочитать
пересказать
Ответить на вопросы





Литература








Внеклассное чтение









Персональные дополнительные задания учителя































III. Формирование социальных понятий.

« Нельзя допустить, чтобы преподавание русского слова превратилось в «информацию». Весь смысл изучения литературы вовсе не в том, чтобы, научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие» от стилистических красот. Высокая культура – это прежде всего система высоких ценностей.

В. Непомнящий.
(пример)

Дом, который построю Я














Г.Андерсен «Старый дом»
Короленко «В дурном обществе»
А.Толстой «Детство Никиты»
Л.Н.Толстой «Детство»



Бездомье как трагический итог «свихнувшейся жизни»


« Счастлив тот дом, где пребывает мир где брат любит брата,
родители пекутся о детях, дети почитают родителей.
Там благодать Господня..»
(И.Шмелев. гл «Михайлов день»)



Творческие задания:
«Что я хочу изменить у себя дома?»
« Когда я буду взрослый»



15