ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Глухова Е. С, г. Иркутск

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: статья затрагивает вопросы, связанные с обучением иностранному
языку детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГ ОС.

Ключевые слова: иностранный язык, младший школьный возраст, игровые приемы

обучения, ФГ ОС.

С 1 сентября 2011 года введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях. Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 Не 373. Что касается предмета «Иностранный язык», то необходимо обратить внимание на приказ от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года Не 373, а именно в ФГОС НОО дополнен пункт 12.3 иностранный язык. Если ранее «Иностранный язык» входил в обязательную предметную область Филология как один из подпунктов, то после внесения изменений он выделяется в отдельную предметную область. Основными задачами реализации содержания предмета Иностранный язык являются формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование началь-
ных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,


В основе Стандарта лежит системно-деятельностый подход, который уже сам по себе близок к прир0де предмета «Иностранный язык», так как носит деятель-
ностный характер. Кроме того, деятельностный характер предмета «Иностран-
ный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир
целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную рече-
вую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного
возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и да-
ет возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми
в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые меж-
предметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык»
направлено на решение следующих задач:

формирование представлений об иностранном языке как о средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке,узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке,различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового,учебного общения;

духовно-нравственное воспитание школьника;

развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе;

формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивН ЫХ, познавательн ых И коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).

Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, и особое внимание должно быть уделено достижению личностных и метапредметных результатов. На уроках иностранного языка необхо-
димо ставить не только учебные, но и другие не менее важные и сложные цели.

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Известно, что младший школьный возраст (7-11лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного меха-
низма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности,
природная любознательность и потребность в познании нового, а также отсутствие так называемого «языкового барьера» способствует эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и
перед начальным образованием в целом. В процессе овладения учащимися новым
средством общения у них формируется понимание языка как общественного яв-
ления, развиваются их интеллектуальные речевые и эмоциональные способности, а
также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интере-
сы, воля и др. Кроме того приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка с другой культурой позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу
жизни.

Необходимо помнить, что дети данного возраста воспринимают мир целостно.
Их любимые занятия игра, пение, танец, придумывание сказок. Все это позволяет сделать занятие иностранным языком увлекательными и часто менять
в
·иды работы, перемежая их динамическими паузами и разнообразными играми.

Необходимо обращать особое внимание на взаимоотношение ученика с окружающими. Очень важно, чтобы ученик,вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Вятютнев М.Н. указывает, что ощибки это средство и условие успещного овладения коммуникативной компетенцией; их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они показывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие.

Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы
обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой
необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: груп-
повые, коллективные, а также проектные. Это могут быть различные тематические
вечера, праздники, посвященные стране изучаемого языка, изготовление стенга-
зет, выполнение собственных исследований.

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык.
Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и анало-
гом языковых упражнений для учителя,благодаря которым развиваются навыки
всех видов речевой деятельности. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка,облегчают учебный процесс, помогають усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и развивают необходимые компетенции. В любом случае ребенок учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим людям. В заданиях с соревновательным моментом дети неизбежно вступают в конфликты, но это хороший опыт по их преодолению.

Игра помогает обучить и устному и письменному видам речи. Готовя карточки с заданиями, приглащения или составляя меню, дети уже в раннем возрасте развивают коммуникативную компетенцию. Таким образом, элементы ролевой и
коммуникативный игры облегчают процесс социализации, так как в играх наряду с соревновательным моментом встречается и совместная работа, партнерство.
Игровые задания готовят детей одновременно к устному и письменному общению. Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальще, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, ыбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал.

Многие авторы рассматривают урок иностранного языка в качестве своеобразной коррекционно-логопедической тренировки. Речевой аппарат младшего школьника обладает больщой гибкостью, очень чувствителен и аппарат слухового восприятия. В этом возрасте дети, как губки, впитывают звуковое содержание окружающей среды, удивляются новым \nзвукосочетаниям, играют в звуки, сравнивают их, детский слуховой опыт порождает различные оригинальные ассоциии. На этом фоне велика восприимчивость и облегчена имитация звуков, звукосочетаний, слов и фраз неродного языка. Кроме того, некоторые звуки иностранного языка могут произноситься ребенком правильно в отличие от похожих (но не идентичных им) звуков родного (например, русское «р» и английское «г»). Это повышает самооценку ребенка и вселяет в него уверенность в успех.

Методика игрового обучения как один из факторов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников и являющаяся неоспоримой составляющей эффективного развивающего обучения иностранному языку позволяет современному педагогу по-новому взглянуть на проблему раннего обучения. Именно реализация данной составляющей применительно к младшему школьному возрасту с активным использованием игрового дидактического компонента, как показывают исследования, дает возможность не только разнообразить стандартный процесс обучения,но и сделать его более полноценным и интересным.

Урок иностранного языка с детьми младшего школьного возраста требует творческого отношения учителя к процессу обучения. Ведь как сказал Л.С. Вы-
готский «Если мы делаем что-то с радостью, мы и впредь будем стремиться
делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что
мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий», а потому при обу-
чении детей иностранному языку необходимо стремиться, в первую очередь,
развить их интерес к предмету. Если дети заинтересованы в обучении, они легко

преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются
прочные речевые умения И НЗВЬ1КИ.

Библиографический список:

1. Выготский, ЛС. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / ЛС.
Выготский // Вопросы психологии. Мб. 1966.

2. Вятютнев, МН Обучение иностранному языку в начальной школе /МН Вятютнев // Иностранные языки в школе. М) 6. 1990.

3. Димент, ЛГ Организация игр на уроке / ЛГ Демент // Иностранные языки в школе. МВ. 1987.

4. Логинова, ОБ. ФГ ОС НОО. Что нужно знать педагогу, что родителю /ОБ. Логинова, ГР Яковлева // Практика образования. М]. 2012.

5. Трапезникова, ГА. Формирование языковой личности младшего школьника на уроках английского языка в процессе реализации ФГ ОС нового поколения / ГА.
Т рапезникова // Использование современных технологий обучения иностранному
языку в учебно-воспитательном процессе при реализации ФГ ОС нового поколения в школе и в вузе. Сб. материал. Мар. Гос.ун-т. Йошкар-Ола, 2013.

6. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственной образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009г. МЗ 73» от 31 декабря 2015 г.

7. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 6 октября 2009 г.

15