Методическая рекомендация по математике Использование компьютера на разных этапах урока по геометрии


Использование компьютера на разных этапах урока геометрии
Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на остальных уроках. Я пытаюсь в своей деятельности применять элементы информационных технологий при сборе, хранении, накоплении, передачи информации, а также применяю непосредственно на различных этапах урока.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Обучающиеся на уроках математики анализируют условие задачи. Затем решают её. Однако похожую задачу на «контрольной» многие учащиеся класса не могут решить. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия обучающиеся не могут. Причём, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены. То при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе.
Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.
Ученый-педагог В. П. Беспалько предложил тесты как один из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.
Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, оn-line тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оn-line тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа-генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков математики, затем распечатать готовый материал на принтере.
Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создание новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии.
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
развивать логическое мышление обучающихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. При составлении чертежей можно пользоваться инструментами панели рисования: прямая, полилиния, кривая и др. Можно добиться филигранной точности можно с помощью замечательного инструмента «начать изменение узлов». А использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи просто путешествием в сказку.
Не соглашусь с мнением «математика дело аскетичное, медитации некоторой требует, красивость тут – не по существу». Использование цвета в геометрическом чертеже в PowerPoint делает его, несомненно, более информативным. И не только цвет. Используя презентации, учитель может создавать интерактивные модели для доказательства теорем, решения задач.
Интерактивность слайдам дают гиперссылки, запись времени анимации с помощью триггера. Это дало возможность составлять игровые слайды, тренировочные тесты и задания с мгновенной обратной связью, которые очень нравятся детям в седьмом классе.
Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций, считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач.
Помогут анимационные слайды при изучении задач на построение. Конечно, в классе я пользуюсь большим циркулем. А дома ученики могут рассматривая слайды, вспоминают последовательные шаги построения. Куда поставить ножку циркуля, как провести дугу. По учебнику разобраться очень сложно! Другое дело посмотреть слайд-фильм, где его Величество циркуль все покажет.
Компьютер на уроке геометрии становится незаменимым техническим средством.
Какие преимущества в работе на уроке получает учитель и обучающиеся, если используется презентация-сопровождение.
В ходе урока высвобождается время у учителя. Значит, есть возможность пройти лишний раз по классу, заглянуть детям в тетради, поработать индивидуально. Я считаю это очень важно: учитель не привязан к доске, у него появляется дополнительное время для индивидуальной работы на уроке.
Чертежи в тетрадях обучающихся значительно улучшились.
Чертеж, представленный на слайде бесспорно более информативен, за счет цветового выделения и анимаций «сюжета» задачи. А значит, затраченный труд на создание презентации, даст знания большему количеству обучающихся в данном классе.
Чертеж четкий, всем все видно. С последней парты обучающиеся перестали нарушать ритм урока репликами: «Что там написано?», «Не видно!» Всем все видно, ничто не отвлекает от главного – осмысления решения задачи.
Методика работы над геометрической задачей.
В курсе геометрии есть множество задач «по готовым чертежам». Презентации PowerPoint незаменимы при такой работе. Научить детей «читать» чертеж поможет компьютер. Скептики скажут, что можно и на доске чертежи «Быстренько так чирк-чирк, кружок, окружность» нарисовать. Кстати, на перемене иногда быстренько и не получается.
Когда появились цветные учебники по стереометрии, учителя математики были очень довольны. Плоскости желтые, голубые, розовые. Цветной чертеж, несомненно, более информативен.
А
В
С
D
О
А
В
С
D
О
Сравним два рисунка, где представлены вертикальные углы. И ответим на вопрос, какой чертеж более информативен?

Наблюдая за учениками в классе, замечаю, что когда у доски отвечает сильный ученик, у детей со слабыми способностями быстро пропадает интерес к происходящему, они перестают следить за ходом рассуждений. Ученик с указкой у доски показывает накрест лежащие углы … при параллельных прямых … и секущей … Указка мелькает перед глазами, что я сама иногда прошу показать еще раз – не успела разглядеть. Замечательно, что есть ученики, которые лихо «читают» чертеж. Но это время для других обучающихся превращается в скуку. На слайдах презентации можно с помощью анимаций, иллюстрированием цветом, сопровождать ответ ученика. Такое представление решения задачи на готовых чертежах делает их доступными значительно большему числу обучающихся. Представляя геометрическую задачу на слайдах, я ставлю цель: активизировать внимание не только отличника Мамедова (он и мелом на доске и ручкой на бумаге разберется с любой задачей, решит ее «головой»), я ставлю более тяжелую задачу, чтобы Гергов УВИДЕЛ вертикальные углы.
Опишу несколько приемов работы над задачей, представленной в презентации.
Решение задач на готовых чертежах, устно.
Варианты организации этого фрагмента урока.
Фронтальная работа. Дети комментируют с места возможные шаги решения.

Если предложенное решение совпадает с решением, представленным в презентации, то, делая клик мышкой, демонстрирую анимации слайда. Если дети предлагают решение, отличное от моих домашних заготовок, то, выслушав оригинальное решение, предлагаю осмыслить то, что предложит компьютер.
Другой вариант – индивидуальный ответ ученика.

3.Работа с игровыми интерактивными слайдами.
Приглашаю к компьютеру ученика. Работая с мышкой, он рассуждает вслух, обосновывает свой выбор ответа. Ошибку увидят все, поэтому методом «наудачу» обычно не пользуются.

Решение задач с оформлением в тетради, письменно.
Варианты зависят от уровня подготовки класса. Если сильный класс, то по тексту задачи, предлагаю перевести задачу на язык чертежа. Далее предлагаю посмотреть, как представлен чертеж в презентации. Выбираем лучшее. Если класс слабый, то рисуем чертеж вместе с компьютером, копируем. Для многих детей скопировать – это тоже сложно.
Часто работаем с двумя чертежами – чертеж в презентации, чертеж мелом. Оформление решения задачи – на доске мелом.
Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе…», «Наложим мысленно треугольник…», а если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник. Вот и придет на помощь этому ученику компьютер. Презентации составлены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с компьютером. Множество игровых заданий не дадут ученику скучать. Я хотела, чтобы мои ученики полюбили геометрию.
Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении определённого класса задач).
Применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу. Я применяю, в основном, при изучении нового материала и для наглядности при проведении интегрированных уроков.
Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Рассмотрим методические принципы, положенные в основу электронных изданий (ЭИ). Компьютерная поддержка курса любого предмета создает дополнительные возможности для организации усвоения содержания курса. Она позволяет и обогатить содержание, и обеспечить новые активные формы и способы овладения этим содержанием. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, ЭИ обладает собственными дидактическими функциями.
Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами; особенное значение это приобретает на этапе введения нового знания.
Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.
Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.
Электронное издание позволяет:
учитывать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
стимулировать разнообразную деятельность учащихся;
воспитывать навыки самоконтроля;
увеличивать долю содержательной работы учащихся за счет снятия проблем технического характера;
повышать удельный вес исследовательской деятельности в учебном процессе;
учитывать возможность увеличения информации и собственной практической деятельности ученика
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.
Предусмотрены рациональные и эргономичные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.
Информационное наполнение ЭИ опирается на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, при этом были отобраны и включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима.
ЭИ не привязано жестко к какому-либо конкретному учебнику. В нем представлены наиболее значимые вопросы содержания, которые учитель может использовать при любой последовательности изложения материала в учебнике. Основную роль играет задачный материал, использование которого и варьируется учителем. В тоже время, ЭИ содержит рекомендации по привязке к некоторым учебникам, входящим в федеральный учебный комплект.
С другой стороны, учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования. Иными словами, работа с программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями. Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой урока математики.
Использование компьютера на разных этапах урока
При анализе использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Можно выделить некоторые дидактические функции компьютера в преподавании математики:
1. Выполнение упражнений, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания.
Электронная доска, использование мультимедиа–проектора на уроках математики.
Моделирование.
Исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение.
Математические расчеты в курсах других дисциплин.
и т.д.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Учителя математики имеют возможность использовать компьютер на различных этапах урока. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме в индивидуальном режиме и в дистанционно-индивидуальном режиме. Я применяю компьютер на своих уроках (пока) в основном в демонстрационном режиме. (см. Приложение)
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
при работе над ошибками и т.д.
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:
при индивидуальном счете;
при закреплении;
при тренировке;
при отработке ЗУН;
при повторении;
при контроле и т.д.
3. Использование компьютера в дистанционно-индивидуальном режиме:
в исследовательской деятельности;
в проектной деятельности учащихся;
при проверке домашней работы;
при проверке контрольной работы и т.д.
Учитель может использовать подсказки и текстовые справочники, расширить знания по справочникам; проводить контроль учащихся; составить индивидуальную программу обучения для каждого ученика; научить владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. Обучающие программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «Геометрия», позволяют давать такие наиважнейшие понятия курса геометрии на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами. Мои ученики обычно активно на уроках реагируют на применение мной электронных учебников на разных этапах урока.
Использование компьютера на уроках геометрии способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера способствует большей осознанности учебного процесса, повышает его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.
Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. Ошибки, фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом школьника. Учитель освобождается от необходимости выявлять слабые стороны в знаниях учащихся, его отношение к детям становятся более позитивными.
Во-вторых, компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого. Благодаря этому учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять внимание отдельному ученику.
Обучение геометрии в средней школе с использованием компьютера дает основные понятия:
по моделированию и исследованию геометрических объектов;
автоматизацию графических работ;
развивает творческое мышление школьников и формирует новый тип мышления направленный на выбор оптимальных решений;
готовит школьников к практической деятельности;
формирует навыки использования информационных технологий.
Учащиеся имеют возможность исправить ошибку в процессе работы, не переделывая ее заново. Для проведения уроков математики, алгебры или геометрии на более высоком уровне с использованием информационных технологий необходима четкая организация проведения каждого этапа урока. Такой организации можно добиться при использовании на уроках алгоритмов каждого шага выполнения работы, так как учащиеся при работе с компьютерной средой не могут запомнить сразу все команды меню программы. Алгоритмы разрабатываются учителем и раздаются в начале урока.
Использование информационных технологий применяется на факультативных занятиях по математике, в исследовательской деятельности учащихся. Можно создавать проекты по алгебре и геометрии. Проекты дают возможность развивать логическое, образное мышление, пространственное воображение обучаемых. Особенно удачен для интерпретации геометрический материал. У учащихся появляется возможность самим создавать фигуры, преобразовывать их, конструировать различные объекты. Для этих целей можно использовать программу CorelDraw. Особой формой виртуального проектирования является презентация проекта. При проведении уроков презентаций особое внимание обращается на развитие способностей учащихся: формулировать проблемы, размышлять и рассуждать о своих действиях и оценивать их, ставить задачу самому себе, внятно и кратко разъяснять суть своей деятельности, делать выводы по результатам проделанной работы. Для поддержания интереса к предмету математики, для развития познавательных способностей целесообразно использовать материал, связанный с историей математики.
Этап усвоения новых знаний
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Некоторые мои ученики после увиденного в компьютерном классе начинают активнее заниматься математикой, берут у меня электронные издания домой, чтобы еще раз насладиться красотой, доступностью, наглядностью того или иного материала.
Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий.
Использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики могут поочередно работать в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Также можно применять обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
Этап проверки знаний, умений, навыков
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся можно использовать тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому необходимо использовать программы-тестировщики, которые можно найти в Internete. Некоторые из этих программ очень удобны: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.
Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.
Проектная деятельность учащихся
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности можно предложить учащимся выполнить проектные и творческие работы. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы должны представляться и защищаться перед учащимися класса.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
При подборе информации учитель должен использовать не только традиционные учебники, задачники и т.д., но и материалы Интернета, электронных учебников и т.д. Через Интернет учитель находит полезный материал не только для себя (разработки уроков, методические рекомендации, обмен опытом с другими учителями, связь с образовательными центрами), но и для учеников (научно-познавательная информация, требования ВУЗов, интерактивное тестирование, последние новости науки), вовлекая их тем самым в процесс подготовки урока. Таким образом, дети становятся партнерами, и уровень общения – взаимообмен.
Техническое оснащение некоторых кабинетов математики не позволяет проводить опыты (например, при изучении геометрии). А компьютерное моделирование может прочно занять вполне определённую нишу. Даже моделирование геометрических явлений, в принципе доступных непосредственному наблюдению, имеет определённую педагогическую ценность. Компьютерное моделирование даёт учащимся один из важнейших инструментов, облегчающих проникновение в тайны науки. Это все можно реализовать с помощью обучающих программ.
Для того чтобы учащиеся лучше усвоили полученные знания, необходимо их систематизировать. По каждой теме можно составлять постер со структурой и содержанием темы, обобщающие таблицы, схемы, «шпаргалки» с формулами, памятки, алгоритмы и т.д. Учителю необходимо наглядно представить весь изучаемый материал учащимся; сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале; перевести усвоенные знания в долговременную память. О том, насколько хорошо усвоена данная тема, можно судить с помощью контролирующих программ, осуществляя контроль знаний в виде самостоятельных работ, контрольных работ, индивидуальных заданий, зачетов.
С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но и позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с обучающимися, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом - к более творческой работе.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует развитию интереса к учебе. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Хочется заметить, что система образования в нашей стране также как и высококвалифицированные педагоги, всегда очень высоко ценились. Но в настоящее время мы находимся в ситуации, что учитель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области математики, но не владеющий информационными технологиями, стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Главное в сложившейся ситуации – это обучение учителей новейшим компьютерным технологиям.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует развитию интереса к учебе. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Появление понятия - новая информационная технология - связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании, которые включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций. Применение программного обеспечения в учебном процессе подтверждает само определение: информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществлением которого является компьютер. Такой подход и отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических программных средств в обучении.
Использование новых информационных технологий позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующею интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.
Я благодарна таким учителям как Савченко Е.М. МОУ гимназия №1, г. Полярные Зори, Мурманской обл., Каратанова Марина Николаевна, МОУ СОШ №256, г.Фокино, советы и методические разработки, которых я применяю на своих уроках, так как считаю, что учиться надо всем и никогда не поздно.