Методическая разработка интеллектуальной математической игры Счастливый случай для учащихся 7-8 классов
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
интеллектуальной математической игры
«Счастливый случай»
для учащихся 7 - 8 классов
Учитель-составитель: Горшкова Татьяна Андреевна,
учитель математики
2014 год
Внеклассное мероприятие для 7 – 8 классов.
Форма занятия – математическая игра: «Счастливый случай».
Цели занятия
образовательная–повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор; уметь переносить математические знания в новые условия;формировать эмоционально — ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путём разнообразных методов и приёмов;
развивающая – развивать у обучающихся познавательный интерес к занятиям математикой;развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности;
воспитательная – воспитывать культуру математической речи; формировать морально-этические стороны личности, эстетическое сознание; воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Оборудование
Плакат «Математика + Удача = Счастливый случай», плакаты с названиями геймов: «Дальше… Дальше… Дальше», «Заморочки из бочки», «Темная лошадка»,«Перевертыши»,«Литературная мозаика»,«Гонка за лидером»; плакаты с пословицами:«Обдумай цель раньше, чем дело начать»,«Видит око далеко, а ум дальше»; мешок с нумерованными бочонками; игровой кубик (на пяти гранях кубика нанесены единицы, на одной грани – подкова); секундомер; компьютер; мультимедийный проектор; экран; приложения: карта ответов, грамоты.
Правила проведения игры.
В игре принимают участие две команды смешанного состава – учащиеся 7 – 8 классов. Каждая команда придумывает название и девиз. Заранее определяется состав жюри из учителей и учеников старших классов.
Игра состоит из пяти геймов:
«Дальше… Дальше… Дальше». В этом гейме каждая команда поочерёдно бросает игровой кубик 6 раз (на пяти гранях кубика нанесены единицы, на одной грани – подкова):«1» - 1 балл за правильный ответ;«подкова» - 3 балла за правильный ответ.
Если вы не знаете ответ на заданный вопрос, то говорите: «Дальше».
«Заморочки из бочки». В мешке шесть пронумерованных бочонков. Каждая команда поочерёдно вынимает по одному бочонку три раза. Начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает вопрос, номер которого указан на бочонке. За правильный ответ – 2 балла.
«Темная лошадка». Игра с командами. Им предлагается угадать, кто проведёт этот гейм. В этом гейме за правильный ответ команда получают 5 баллов.
«Литературная мозаика». Гейм состоит из трех этапов. За каждый этап, в случае выигрыша, команды получают по 2 балла. Первый этап «Русские пословицы». Команды по очереди называют русские пословицы, поговорки, афоризмы, где фигурируют числа. Они должны использовать натуральные числа подряд в порядке возрастания. Начинает команда, у которой меньше очков. Побеждает команда, которая последней назовет пословицу.Второй этап«Музыкальная пауза». Команды по очереди поют строчки из песен, где фигурируют числа. Побеждает команда, которая последней споет строчку из песни.Третий этап«Кинофестиваль». Команды по очереди произносят названия фильмов, где фигурируют числа.
«Гонка за лидером». Этот гейм начинает команда – лидер игры. За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на заданные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
План проведения занятия:
Этапы игры Формируемые универсальные учебные действия
I.Организационный момент. Коммуникативные УУД:организация сотрудничества.
II. Сообщение названия игры, постановка цели и задач. Регулятивные УУД: постановка цели, прогнозирование результатов.
Личностные УУД:смыслообразование. Познавательные УУД:целеполагание
Коммуникативные УУД:планирование сотрудничества с членами команды.
III. Проведение игры.
На каждом этапе Регулятивные УУД:формулирование познавательных целей, планирование коллективного сотрудничества.
Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи.
Личностные УУД: формирование лидерских навыков.
Игра состоит из пяти геймов: «Дальше… Дальше… Дальше»; «Заморочки из бочки»; «Темная лошадка»; «Литературная мозаика»; «Гонка за лидером».
Проговариваются правила игры перед каждым геймом.Участники отвечают на вопросы. Познавательные УУД:структурирование знаний, моделирование, формулирование цели.
Регулятивные УУД:целеполагание и планирование.
Коммуникативные УУД:коррекция и оценка действий партнёра, стрессоустойчивость, удерживание цели.
IV. Выступление болельщиков команд Личностные УУД: эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Регулятивные УУД:самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование.
Ход мероприятия
1 Ведущий:Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на математической игре «Счастливый случай».
2 Ведущий:Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.
1 Ведущий:Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
2 Ведущий:Наши команды приготовились идти по нелегкому пути к победе и бороться за счастливый случай. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы: «Обдумай цель раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше».
1 Ведущий:Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята Счастливый случай! Перед тем, как начать игру, мы предлагаем командам представиться.
Первый гейм «Дальше…Дальше… Дальше».
2 Ведущий:В этом гейме каждая команда поочередно бросает игровой кубик 6 раз (на пяти гранях кубика нанесены единицы, на одной грани – подкова):
«1» - 1 балл за правильный ответ;
«подкова» - 3 балла за правильный ответ.
Если вы не знаете ответ на заданный вопрос, то говорите: «Дальше».
Вопросы первой команде:
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
Делится ли число 111 ∙ 121 ∙ 131 ∙ 141 – 151 на 10? (Да, т.к. оно оканчивается на ноль)
Он бывает натуральным. (Ряд)
Другое название угломера. (Транспортир)
Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных? (Решето)
Один отец дал своему сыну, у которого уже была некоторая сумма денег, 2000 рублей, а другой отец своему сыну, у которого не было денег, - 1000 рублей. Сразу же после этого сыновья подсчитали, сколько всего у них денег. Оказалось, что всего 2300 рублей. Как такое могло произойти? (В обмене денег участвовали три человека – «дед», «отец», «сын».«Отец» был «сыном», которому дали 2000 рублей).
Вопросы второй команде:
Назовите число обратное 2.
Сколько концов у 3,5 палок? (8)
Место, занимаемое цифрой в записи числа.(Разряд)
Назовите числа, у которых столько же цифр, сколько и букв. (100 «сто», 1000000 «миллион»)
Назовите, пожалуйста, геометрическую фигуру, про которую известно, что если разрезать её определённым образом, то получится известная китайская головоломка «Танграмм». (Квадрат)
Что стоит посоветовать археологам, нашедшим монету, датированную 35 г. до н.э.? (Ничего. Монета фальшивая. Чеканщики 35 г. до н.э. не могли предполагать о введении нового летоисчисления)
Второй гейм «Заморочки из бочки».
1 Ведущий: Переходим к следующему гейму. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 6 бочонков. Каждый из 6 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить.
2 Ведущий:Вытаскивать «заморочки» начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ.
1 Ведущий:Если ответили верно, то прибавляется два балла. Если же ответ неверный, то ответить могут ваши болельщики, но за правильный ответ вы получите 1 балл.
2 Ведущий:Но наша игра – «Счастливый случай», поэтому в мешочке под номером 6 прячутся два балла. То есть, если вы вытащите «заморочку» под номером 6, то без решения задачи получаете два балла. Но у вас есть возможность заработать еще два балла, решив эту задачу.
Задачки- «заморочки».
Вычислите: (2 + 4 + 6 + … + 2006) – (1 + 3 + 5 + … +2005).(1003)
Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить её, перевернув часы минимальное количество раз?
Решение:
15 = (11 – 7) + 11. Одновременно перевернём часы, через семь минут начинаем варить кашу. После четырех минут (песок в часах за 11 минут закончится) вновь перевернём часы на 11 минут.
Над озёрами летели гуси. На каждом озере садилась половина гусей и ещё полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей?(127)
Отцу и сыну вместе 65 лет.Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын? (45 и 20)
Разрежьте квадрат на две равные фигуры по ломаной линии, состоящей из трёх равных отрезков. Начало разреза в точке А.
Решение:
А
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке было всего лишь две парикмахерских. Заглянув к одному мастеру, он увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно подстрижен. В салоне второго мастера было чисто, а сам владелец был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно подстрижен. Тем не менее, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Почему?
Решение:
Так как в городе только две парикмахерских, а второй хорошо выбрит и подстрижен, то подстриг его первый мастер.
Третий гейм «Тёмная лошадка».
1 Ведущий: Сейчас мы узнаем, кто проведет этот гейм. Для этого вы должны по нашим подсказкам узнать о ком идет речь. Итак, начинаем.
2 Ведущий:Он – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель…
Родился приблизительно в 580 году до н.э. на острове Самос у берегов Малой Азии (Эгейское море)….
У своего первого учителя Гермодамоса он получил знание основ музыки и живописи…
У Ферекида он учился астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине…
В Египте ему удаётся проникнуть в «святая святых» - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Для этого он принял посвящение в сан жреца…
Затем попал в персидский плен. В плену в Вавилоне он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов…
Через двенадцать лет его освободил персидский царь Дарий. На Кротоне он создал собственную философскую школу. Жители Кротона единодушно избрали его цензором нравов, духовным отцом города…
В какой-то момент ребята догадываются, что речь идет о Пифагоре. На сцену выходит старшеклассник в костюме «Пифагора».
Пифагор:Да, друзья мои, я основал уникальную школу! В ней я учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и т.д. я развил теорию музыки и акустики, проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов. Найденные соотношения я выразил на языке математики. В моей Школе впервыевысказана догадка о шарообразности Земли. Особенное внимание я уделял числам и их свойствам. Посредством чисел я даже пытался осмыслить такие категории бытия,как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее. Пифогорейцы знали также совершенные и дружественные числа.
А знаете ли вы, что это за числа? Назовите их. Как назывались другие числа?
Совершенным называется число, равное сумме своих делителей. При этом делитель 1 Пифагор брал, а само число не брал.Уже во времена Пифагора были найдены такие числа, как 6, 28, 496.
Дружественные – числа, каждое из которых – сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название. «Дружат» числа 220 и 284.
Если сумма делителей оказывалась меньше числа, оно объявлялось недостаточным, а если больше – то избыточным. Например, число 10 оказалось недостаточным. Его делители – 1, 2 и 5. А число 12 – избыточным.
1 Ведущий:Личность Пифагора имела неограниченный авторитет. Его философия весьма длительное время преподавалась исключительно членами союза.
Пифагор:Да, большинство принципов союзаносило тайный характер и было доступно только членам союза. Но для этого нужно было обладать логикой и умением зашифровывать и расшифровывать свои сообщения. Предлагаю вам ещё два задания. Посмотрим, сумеете ли вы справиться с ними?
Задание первое.На острове два города. В одном живут честные люди, говорящие только правду, а в другом – лжецы. Встретились три человека А, В и С. А говорит: «В – лжец». В говорит: «Я и С из одного города». Кто такой С?
Решение:Рассмотрим два случая.
Пусть А говорит правду, тогда В – лжец. Так как В – лжец, то В и С не из одного города, поэтому С – честный человек.
Пусть А – лжец, тогда В говорит правду. Следовательно, В и С из одного города, поэтому С – честный человек.
Ответ:С – честный человек.
Задание второе.В этом зашифрованном примере одинаковым фигурам соответствуют одинаковые цифры. Расшифруйте пример. Подсказка: чаще всего встречается цифра 5.
+
Ответ: 5 3 5
+ 3 4 5
8 8 0
Пифагор:Молодцы! Думаю, что некоторых из вас я бы взял в свой союз.
Четвертый гейм «Литературная мозаика».
2 Ведущий:Пятый гейм состоит из трех этапов. За каждый этап, в случае выигрыша, вы получите по 2 балла. Первый этап «Русские пословицы». Команды по очереди называют русские пословицы, поговорки, афоризмы, где фигурируют числа. Вы должны использовать натуральные числа подряд в порядке возрастания. Начинает команда, у которой меньше очков. Побеждает команда, которая последней назовет пословицу.
1 Ведущий:Второй этап «Музыкальная пауза». Здесь вам надо по очереди спеть строчки из песен, где фигурируют числа. Побеждает команда, которая последней споет строчку изпесни.
2 Ведущий:Третий этап «Кинофестиваль». Вам по очереди предстоит вспомнить названия фильмов, где фигурируют числа.
Пятый гейм «Гонка за лидером».
1 Ведущий:Этот гейм мы начинаем с лидера игры. За одну минуту вы должны дать как можно больше ответов на заданные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы команде – лидеру (на 1,5 мин)
Высший балл в школах России (5)
Направленный отрезок (вектор)
Одна сотая метра (1 см)
Геометрия, в которой изучаются фигуры на плоскости (планиметрия)
Сумма одночленов (многочлен)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
Наименьшее четное число. (2)
Сумма углов треугольника. (180◦)
Геометрическая фигура в любовных делах. (треугольник)
Параллелограмм, у которого все стороны равны. (ромб)
Что является графиком функции у=к/х? (гипербола)
Треугольник, у которого есть прямой угол. (прямоугольный)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (синус)
Дробь, у которого числитель меньше, чем знаменатель. (правильная)
Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (радиус)
Масса кубического метра воды. (кг)
Соперник нолика (крестик)
Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (ломаная)
Вопросы второй команде.
Очень плохая оценка знаний. (1)
Простейшая линия в геометрии (прямая)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
Наука о свойствах геометрических фигур (геометрия)
Равенство с переменной. (уравнение)
Сколько музыкантов в квартете? (4)
Наименьшее натуральное число. (1)
Сотая часть числа. (процент)
Треугольный платок. (косынка)
Параллелограмм, у которого все углы прямые. (прямоугольник)
Сколько пьес во «Временах года» Чайковского? (12)
Что является графиком функции y = kx + b. (прямая)
Треугольник, у которого все стороны равны. (равносторонний)
Отношение противолежащего катета к прилежащему. (тангенс)
Уравнения, имеющие одни и те же корни. (равносильные)
Объем килограмма воды. (литр)
Часть прямой. (полупрямая, луч)
Сумма всех сторон п- угольника. (периметр)
2 Ведущий:Вот и закончилась наша игра. Обе команды показали свои знания в области математики. Вы МОЛОДЦЫ. Сейчас мы предоставим возможность нашему жюри подвести итоги нашей игры. А также выделить из каждой команды «ЛУЧШЕГО ИГРОКА». Пока жюри занято подсчетами, мы посмотрим выступления болельщиков наших команд.
1 Ведущий: (после подведения итогов, называет победителя игры и «лучших игроков»).Скажите ребята, что вам сегодня понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Какого человечка вы выбираете для того, чтобы передать свое настроение?
Литература:
Григорьева Г. И. Математика. Предметная неделя в школе. М.: Глобус, 2008.
Глейзер Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981.
Кордемский Б. А. На уроках и вечерах математики.М.: Просвещение, 1981.
Барсукова Н.Л. Открытые уроки алгебры: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Музыкальная заставка игры «Счастливый случай».