Использование интеллект-карт на уроках русского языка


Использование интеллект-карт
на уроках русского языка в начальной школе.
Если взрослого человека попросить нарисовать воду, то он обязательно нарисует либо речку, в виде двух-трех волнистых линий, либо овал, издали напоминающий лужу, озеро…..
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.
А пока они думают вот так…
   Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Для успешного обучения сейчас не достаточно системы «доска-учебник-тетрадь» Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Внешне интеллект-карта напоминает …нейроны головного мозга во взаимосвязи. А на самом деле… - структурно это оно и есть!
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.
Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ представления информации:
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐразноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
           Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении, т.е на всех этапах урока.
Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.
Правила создания интеллект-карт:- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. - Основная идея, проблема или слово располагается в центре. - Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. - Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. - Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). - Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово. - Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. - Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Я хочу вам представить Интеллект-карты которые мы составляли на уроках русского языка с учащимися 2 В класса по темам «Наша речь» и «Текст» на этапе повторения.
Вот что у нас получилось…

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка да идругих предметов способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.
Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, делает процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.