Применение технологии интеллект- карт на уроках иностранного языка
Применение технологии интеллект- карт на уроках иностранного языка
Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать.
Как же научить всему этому школьника и как сформировать УУД, а затем их диагностировать? Какие новые технологии могут быть использованы учителями в учебном процессе в условиях введения ФГОС, когда мы ставим цели не только предметные, но и метапредметные?
Одной из таких современных технологий является универсальная технология –интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Если приглядеться к рисунку, можно вспомнить, из курса биологии, строение нейрона коры головного мозга. Карта очень похожа на этот самый нейрон. Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.
Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен, он и стал основоположником теории интеллект карт. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом
Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей. Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.
Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы. В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество. При создании обычных заметок мы используем только левое полушарие, а при создании интеллект-карт мы задействуем оба полушария. Ментальная карта объединяет текст с изображениями.
Карты можно использовать для:
-запоминания содержания книг и курсов,
-создания заметок,
-поиска новых идей,
-решения сложных проблем,
-запоминания речей,
-структурирования идей,
-запоминания фильмов,
-для тренировки памяти
-для развития творческих способностей,
-для организации мероприятий,
-для запуска проекта.
Интеллект-карты предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации мы усваиваем таким способом, тем сильнее становятся наша память и интеллект.
Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой
Создание интеллект-карт.
Интеллект-карта - это неотъемлемая часть ассоциативного мышления, отправной точкой которого является центральный объект. Суть создания интеллект-карт заключается в следующем: берется основная тема, от нее строятся различные идеи как ветви от дерева или лучи от солнца. Устанавливаются связи между различными ветвями. От каждой новой идей (слова) может исходить новая идея, связанная с ней. Основой карт могут стать также и символы, и знаки, и рисунки.
Правила создания интеллект-карт:
1.Начинать нужно с основной идеи (темы), которая записывается в середине. Можно использовать текстовыделители для выделения цветом.
2.Находим наиболее важные общие идеи, относящиеся к основной теме, располагаем их вокруг основной идеи.
3.Каждую тему развиваем таким образом далее.
4.Используем стрелочки для связи объектов.
5.Неоднократно работаем с созданной интеллект-картой, запоминаем информацию, тренируем память, упрочняем знаний.Применение интеллект-карт в обучении дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Технология интеллект-карт помогает учителю при проведении урока систематизации и обобщения лексико-грамматического материала, урока введения новых знаний, и т.д.
Они могут быть большими, сложными, охватывающие весь лексический или грамматический материал раздела, что позволяет раскладывать по полочкам весь объём информации, и в то же время даёт возможность удерживать этот большой объем в поле зрения. Можно использовать мини- карты, позволяющие увидеть взаимосвязь между словами.
На уроках иностранного языка интеллект – карты используются для:
1) работы с лексическим материалом:
• введение новой лексики
• закрепление новой лексики
• контроль лексики.
Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее, процесс расширения словарного запаса становиться более интересным и увлекательным.
2) работы с грамматическим материалом.
Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания
3) работы с текстовым материалом.
составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.
Кроме того, по этим картам мы в любое время можете восстановить содержание текста и повторить новые слова.
4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
5) представления результатов проектной деятельности.
Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.
Преимущества применения интеллект-карт:
•Применение интеллект-карт избавляет от огромного количества лишней работы в деятельности учителя и учеников.
•Учащиеся могут применять данный метод при подготовке к экзаменам, для запоминания ключевой информации.
•Интеллект-карта позволяет провести «мозговой штурм» на уроке, мобилизовать мыслительную деятельность и развивать интеллектуальную(умственную) деятельность.
•Метод интеллект-карт делает мышление более гибким и четким, развивает интуицию, творческие способности учащегося.
На уроках немецкого языка мы создаем интеллект-карты тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач. В любом случае интеллект-карты – это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия.
1.Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные диаграммы со множеством лучей. У кого-то они больше похожи на деревья. Вкус составления и внешняя привлекательность интеллект-карт приходят с опытом, т.к. перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам (если возможно), показать эти связи графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.
3.Это могут быть карты-опоры для пересказа текста. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.
4.Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент.
В чём же результативность ментальных карт?
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее
Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.
В сети Интернет предлагаются 3 бесплатных сервиса по созданию интеллект – карт:
http://teachtech.ru/intellekt-karty-i-onlajn-doski/3-besplatnyx-servisa-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html
На сайте YAZIK 2.RU можно найти видеоролики по теме «Интеллект - карта планирования урока»:
http://yazyk2.ru/tp2zu6SPW90/intellekt_karta_planirovaniya_uroka.html
Источники:
http://www.mind-map.ru/http://www.myshared.ru/slide/719001/http://vkjournal.ru/doc/653114http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/III/uch_2010_III_00031.pdfhttps://www.mindmeister.com/ru/276064412/4