МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ» ТЕМА: «КАК ОТКРЫВАЛИ АМЕРИКУ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ им.Р.К.ЩЕДРИНА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ»
ТЕМА: «КАК ОТКРЫВАЛИ АМЕРИКУ»







Разработал: Панина Ольга Владимировна, учитель географии и биологии
















Тольятти, 2014

Аннотация
Содержание занятия, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих умений: умения работать в группе, задавать вопросы, давать определения понятиям, проводить наблюдения, защищать свои идеи.
Занятие способствует расширению кругозора учащихся, углубляет их знания об открытии и освоении Северной Америки, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Все использованные формы работы, виды организации деятельности учащихся направлены на практическую реализацию целей и задач занятия, носят творческий характер.
Применение информационных технологий способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения информации.
При планировании мероприятия учтены возрастные особенности школьников.
Участие в практической работе и дискуссии заинтересовывает детей, побуждает к проявлению высокой познавательной активности на протяжении всех этапов занятия. Работа в группах позволяет учащимся развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения.
При подготовке к мероприятию необходимо заранее раздать роли учащимся (1 пират, Христофор Колумб), проверить как учащиеся выучили свои роли. Найти необходимые аудиозаписи, совместно с учащимися подготовить карту, компас.



Технологическая карта мероприятия

1. Класс 7 (внеклассное бинарное мероприятие по географии и истории).
2. Тема занятия «Как открывали Америку»
3. Методическая цель: активизировать познавательную деятельности обучающихся в процессе работы в группах, работы с географическими и историческими картами; продолжить формирование страноведческих знаний.
4. Задачи мероприятия:
- образовательная: дать представление обучающимся об интересных фактах открытия Северной Америки, народах и исторических личностях, которые связаны с открытием этого континента;
- развивающая: закрепить у обучающихся навык работы в группах, а также навыки по работе с географическими и историческими картами;
- воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе работы с картографическим материалом, а также продолжить формирование творческого подхода к изучению нового материала.
5. Форма занятия: сюжетно-ролевая игра.
6. Методы: словесные (объяснение, беседа, дискуссия); практические (работа с географическими картами, атласами); наглядные: (использование ТСО, сюжетно-ролевая игра).
7.Средства обучения: физическая карта Северной Америки, карта по истории «Великие географические открытия», презентация, аудиозаписи, карточки с вопросами, компас, «талеры», игровое поле для игры (см.Приложение).
8. Формы работы: индивидуальная, групповая.

                                                                    
Ход занятия

1. Вступительная часть
Здравствуйте, ребята. На уроках географии мы с вами закончили изучать Северную Америку…
(звук рынды, грохот выстрелов, крики пиратов).
Пират: Полундра! На абордаж! Свистать всех наверх!
Колумб: Это возмутительно! Вы не знаете с кем имеет дело! Я Христофор Колумб. Я открыл Америку!
Пират: Ха-ха-ха! Насмешил! Америку открыли гораздо раньше.
Колумб: Это уму непостижимо. Я буду жаловаться в Академию наук!
Пират: Да хоть в Страсбургский суд!
Колумб: У меня есть доказательства. Это было в 1492 году, я и моя команда моряков на 3 каравеллах пересекла Атлантический океан и зашла в Карибское море. Я открыл все Большие Антильские острова – центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова – множество мелких островов Тринидад у берегов Южной Америки – этот факт подтвержден во всех книгах по истории путешествий.
Пират: говорят же тебе – ты не первый. Америку открыли за полвека до тебя – скандинавские норманны. На Руси их называли варягами, соседи прозвали норманнами, а сами себя они называли викингами. Они также как и мы занимались разбоем в Атлантическом океане, и постепенно перебираясь из Европы в Исландию, затем в Гренландию, в конце концов оказались на Северо-Восточных берегах Северной Америки. Они как бы растворились среди местного населения. Впоследствии лишь старинные предания Исландии и Гренландии сохранили память об этих походах.
Колумб: я вызываю вас на турнир. (Обращается к учащимся) Ребята, кто согласен со мной – будьте моей командой.
Пират: мы принимаем вызов! Кто с нами?
Учитель: я думаю, вы уже догадались, какую информацию нам сегодня предстоит выяснить?
Учащиеся должны самостоятельно с помощью учителя назвать основную цель урока (Мы выясним как же открывалась Северная Америка. Нам предстоит познакомится с историческими персонажами, которые совершали путешествия по Атлантическому океану в разные времена и выяснить, кто же на самом деле открыл этот материк; также мы с вами будем работать с географическими и историческими картами).

После этого учащиеся делятся на две части.
1-я команда – на стороне Х.Колумба, 2-я команда – на стороне пиратов.

2. Проведение игры
Учитель: игра состоит из двух туров. В первом туре вы поучаствуете в трех конкурсах по географии и истории. За каждый правильный ответ в конкурсах первого тура участники команд получают талер. В конце подсчитывается их количество у каждой команды. В I туре побеждает та команда, у которой талеров больше. Если их одинаковое количество, задаются дополнительные вопросы (например, на определение географических координат какого-либо объекта).
Во втором туре – игра «Морской бой» - побеждает та команда которая выполнила свои задачи (которые будут оговорены в правилах игры).
Результат команд оценивается по 2-м турам. Если обе команды получат одинаковые результаты, то объявляется дружественная «ничья».

1 ТУР
1 конкурс на знание путешественников-первооткрывателей
Учитель: с целью повторения изученного до этого материала по первооткрывателям команды по очереди должны называть первооткрывателей и вкратце рассказать о них, та команда, которая назовет путешественника последней, и побеждает (Возможные варианты ответов: Дж.Кабот, Э.Кортес, Дж.Верацанно, Ж.Картье, Г. Гудзон, В.Беринг и А.Чириков, А.Маккензи, Р.Амудсен, М.Поло, Ф.Магеллан и многие другие).

2 конкурс на знание морских терминов
Учитель: давайте посоревнуемся в знании морских терминов. Команды задают друг другу вопросы, приготовленные заранее на карточках.
Назовите основные морские румбы (Север – Норд, Юг – Зюйд, Восток – Ост, Запад – Вест).
Назовите четвертные румбы (Северо-Запад – Норд-Вест, Северо-Восток – Норд-Ост, Юго-Запад – Зюйд-Вест, Юго-Восток – Зюйд-Ост).
Как называется ветер, дующий прямо в нос корабля? («Противный»)
Как называется ветер попутный? («Фордевинд»)
Как называется ветер, дующий перпендикулярно к борту корабля? («Галфино»)
Как называется ветер, дующий между кормой и ботом, почти попутный? («Багштаг»)
Как называется ветер, дующий между носом и кормой, т.е. почти противный? («Бейдевинд»)
Как назывался один из старейших астрономических инструментов для определения широты (Астролябия)

3 конкурс на знание морских терминов
Учитель: я буду задавать вопрос, после краткого обсуждения командой (1-3 мин.), капитан поднимает руку. После этого один из участников команды дает ответ. Если ответ неверный, то на вопрос может ответить другая команда. За правильный ответ команда получает талер, которые, как вы помните, копятся у вас для определения победителя.
Какой древнегреческий ученый первым высказал предположение, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
Одним купцов-путешественников был венецианец Марко Поло (1254-1324). Он много путешествовал. Какая часть света была исследована им и описана в его книге? (Азия)
Первое кругосветное путешествие совершил португалец ... (1480-1521) во главе испанской морской экспедиции. (Фернан Магеллан, шарообразность Земли, Мировой океан един)
Прославились и русские путешественники. В XV веке купец из Твери...совершил путешествие в Индию. Какие три моря он преодолел на пути туда и обратно? В какой книге Никитин изложил свои впечатления? (Афанасий Никитин, "Хождение за три моря", Черное, Каспийское, Аравийское).
Северную Америку открывали трижды. Кто и представители каких стран это были? (Норманны, достигли ее берегов в X - XI вв.; испанские, английские и французские экспедиции в 1-й половине XV - XVIII вв.; русские и английские экспедиции XVIII – XIX вв.)
Когда была составлена первая карта Америки? (Первая географическая карта Америки появилась в 1507 г., через 15 лет после путешествия Христофора Колумба. Ее составил Мартин Вальдзеемюллер, и теперь она является собственностью Библиотеки Конгресса, которая находится в Вашингтоне).
Почему же новый материк был назван Америкой? (Всё дело в письмах знатным друзьям, в которых Веспуччи описывал свои путешествия и географические открытия. А друзья Веспуччи старались распространять сведения о его путешествиях. Любознательная публика встретила эти первые сообщения о Новом Свете с большим интересом. А Колумб широко не распространял сведения о своих путешествиях. Кроме того, Колумб в четырёх своих экспедициях обследовал только небольшую часть центральной Америки и считал это восточным краем Азии. А Веспуччи – центральную и большую часть побережья Южной Америки. Он собирался в своей четвёртой экспедиции двинуться дальше на юг и найти проход в Южный океан, что позднее сделал Магеллан. Кроме писем Веспуччи издавались и много книг, дневников его путешествий. Хотя он не имел к ним отношения, реклама сделала своё дело – именно его имя стали связывать с вновь открытым материком. И в 1507 г. картограф Вальдземюллер приписал открытие нового континента, сделанное Колумбом, Веспуччи и назвал его Америкой. А в 1538 г. Меркатор назвал этим именем и северную часть материка).
О мореплавателе, открывшем Америку, напоминают 5 одноименных городов США и река. Найдите и покажите их на карте (г. Коламбус, шт. Небраска; г. Колумбия, шт. Калифорния; г. Колумбия, шт. Миссури; г. Колумбия, шт. Тенесси; р. Колумбия)

2 ТУР – ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»
Учитель: а сейчас я предлагаю вам, уважаемые команды, поиграть в настольную игру «Морской бой». Кто знает, кем, когда и как была придумана эта игра? (Моряк и художник Владимир Михайлович Голицын, играя со своими сыновьями в игры-путешествия, он придумывал и рисовал их сам. Обычно это были игры из истории географических открытий. Играть в них было невероятно интересно не только детям, но и взрослым. В эту игру уже более 50 лет играют люди всех возрастов и профессий).
А знаете ли вы, что одним из первых научился играть в «пиратов» А.М.Горький. Он очень любил игру, с которой мы сейчас познакомимся. Сразу уточню, я немного упростила правила игры, так мы играем с вами в нее первый раз.
Итак, правила игры: игру начинает испанский адмирал, которого выбирает команда «испанцев» (т.е. команда Христофора Колумба). Испанцы должны перевезти условный груз в Испанию (порт Кадис), отплывают испанские корабли из Мексики (порт Вера-Круц) и Панамы (порт Порто-Белло). А пираты должны захватить груз и доставить его своему главарю (выбирается командой «пиратов») в порт на о. Черепахи.
Пиратских кораблей вдвое больше, остальные – испанские. Груз тайно погружен на 1 галеон и листочек с названием этого корабля прячется под карту. Пираты не знают, на каком галеоне спрятан груз, и им придется гоняться за всеми кораблями. Но испанцы, применяя военную хитрость, могут делать вид, что груз находится на другом корабле.
Адмирал руководит передвижением кораблей, пользуясь картами атласа, называют географические координаты квадрата, на который надо переставить корабль. Капитан конкретного корабля ищет эти координаты на общей карте и делает ход.
Каждый ход начинается со сброса кубика. Направление движения обсуждается на совете капитанов и адмирала. В океане есть течения, они указаны стрелками. Если корабль попадает на встречное течение, то он пропускает ход, а если на попутное, то ходит на 3 квадрата дальше.
Корабли вооружены пушками: у испанцев они вдвое мощнее и бьют в любую сторону на 2 клетки. У пиратов пушки стреляют только на 1 клетку в любую сторону.
Чтобы узнать – попадание или промах – надо раскрутить компас (изготавливается заранее – см.приложение). Если стрелка показывает на Север, Юг, Запад, Восток – то значит попадание. Если на Северо-Восток, Северо-Запад, Юго-Восток, Юго-Запад, то значит промах.
После выстрела можно продвинуть корабль по компасу. Для этого его опять надо раскрутить. Пиратская бригантина топится с 2-х попаданий (даже если выстрелы сделаны не подряд), а испанский галеон с 3-х попаданий идет ко дну.
Поврежденный в результате попаданий корабль может доплыть для ремонта в один из дружественных портов, где ремонтируясь, пропустить 1 ход.
На 1 квадратике (за исключением портов) более 1 корабля находиться не может. Перепрыгивать корабли нельзя, можно только обходить их. Заходить в чужие порты запрещается.
Если испанский корабль с грузом доплывает до порта, значит выиграли они. Если же пираты затопили его, значит победа на их стороне.
Итак, свистать всех наверх!

3. Подведение итогов
Учитель: ну как понравилась игра? (Очень важно, чтобы учащиеся на этом этапе самостоятельно сформулировали выводы). Я надеюсь, что помимо удовольствия от самой игры, вы получили возможность более детально узнать карту, вспомнить как определяются географические координаты, одним словом закрепили свои знания по географии и истории.
Молодцы ребята, вы очень были активны на нашем занятии. Понравилось вам оно? А что понравилось больше? Ну что ж, а теперь в честь примирения я предлагаю всех в кают-компанию на совместное чаепитие (дети заранее приготовили угощения).










Список использованной литературы

Аржанов С.П. Занимательная география. М.: Книга по требованию, 2012. – 192 с.
Атлас. 7 класс. География материков и океанов. – Омск: ФГУП Омская картографическая фабрика, 2012. – 26 с.
Душина И. С., Смоктунович Т.Л. Книга для чтения по географии. – М.: БАЛАСС, 2004. – 272 с.
Колпаков С.В., Пономарев М.В. Новая история XVI-XVIII веков. 7 класс. Часть 1. Атлас с контурными картами и контрольными заданиями. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2012. – 24 с.
Пармузин Р.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994. – 536 с.
Юдовская А. Я. Книга для чтения по новой истории, 1500-1800: Пособие для учащихся 7 класса. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
















Приложение

Фото игрового поля и компаса (для II тура), сделанного учащимися-345440271145