Сценарий урока памяти Дети войны, посв.70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Муниципальная общеобразовательное учреждение
города Джанкой Республики Крым
«средняя школа №3»
Сценарий «Дети Войны»
урок памяти для учащихся 4 -5 классов.
Оформление: 1.Рисунки «Победа глазами ребенка»,
2. Книжная выставка «У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство страшная война».
Слово библиотекарю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны много их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.
Показ слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери -от голода и бомбёжек.
Ведущий.Дети войны.Им с пелёнок досталосьПознать беспределы невзгод.Был голод. Был холод. Ночами не спалось.От гари чернел небосвод.От взрывов и плача земля содрогалась.Не знали вы детских забав.И летопись лет страшных в память вписалась.Боль, отклик у Эха нашла.
Ведущий.А мы не стали памяти перечить.Вспомним дни далёкие, когдаУпала им на слабенькие плечиОгромная не детская беда.Была зима и жёсткой, и метельной,Была судьба у всех людей одна.У нас и детства не было отдельно,А были вместе детство и война.И нас большая Родина хранила,И нам Отчизна матерью была.Она детей от смерти заслонила,Своих детей для жизни сберегла.
Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:
Дети войны, и веет холодом.Дети войны, и пахнет голодом.Дети войны, и дыбом волосы.На чёлках детских седые волосы.Земля омыта слезами детскими.Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.Трава поникла, где дети плакали.Дети войны, боль и отчаяние.И сколько надо им минут молчания?
Ведущий:Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
-«Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики».
-«Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности».
-«Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в конюшнях и сараях»
-«Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.
Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода».
-«В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели».
-«Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями».
Ведущий.Словно призраки, бледны,Они крепились не кричали,Дети страшной той войны,Дети гнева и печали.
Война прошлась по детским судьбам грозно,Всем было трудно, трудно для страны,Но детство изувечено серьёзно:Страдали тяжко дети от войны.Нужны были и смелость и отвага,чтоб жить под оккупацией врага,Всегда страдать от голода и страха,Прошла где неприятеля нога.В тылу страны нелёгким было детство,Одежды не хватало и еды,Страдали от войны все повсеместно,Хватило детям горя и беды.
Ведущий.Их гнали фашисты по пыльным дорогам.И в рабство везли их, как скот.Кому-то из плена бежать удавалось.И даже по несколько раз.Как зрелые воины, дети сражались.Кто шёл в партизаны из нас.И горели лица их отвагой.И глаза светились их огнём.Прибавлялись годы на бумаге.Детям были пули ни по чём.Трудные задачи выполняя,Шли они в разведку, рвались в бой,Бой вели, наград не ожидая.Был любой мальчишечка герой!
Ведущий.Война. Страшней нет ничего на свете,«Для фронта всё!» девиз страны таков,Трудились все: и взрослые, и детиВ полях и у мартенов, у станков.Станки «малолетки», как крепости брали,На цыпочки встав во весь рост.И навыки взрослых они обретали.Со всех одинаков был спрос.
Ведущий.Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта.
Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):
Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Ведущий.Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Ведущий.Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги. (Дети выходят с портретами пионеров –героев)
Ведущий.Не было на фронте человека, которого бы не коснулась война. Трудно было, тяжело. Но выжить помогали пропахшие порохом письма. В них дыхание войны и нежность солдатского сердца, вера в Победу. Вот одно из писем майора Дмитрия Петракова своей дочери Миле: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь растёт цветок. И вдруг очередной взрыв. Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.
Инсценировка стихотворения: «Девочка с мишкой». Автор Лора Тасси. Ведущий: Оборванного мишку утешала Девчушка в изувеченной избе: Девочка: "Не плачь, не плачь. Сама недоедала, Полсухаря оставила тебе. Снаряды пролетали и взрывались, Смешалась с кровью черная земля. Была семья, был дом. Теперь остались Совсем одни на свете - ты и я. " .Ведущий:. А за деревней рощица дымилась, Поражена чудовищным огнём, И Смерть вокруг летала злою птицей, Бедой нежданной приходила в дом. Девочка: "Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу, И мне дадут на фронте автомат. Я отомщу за то, что слезы прячу, За то, что наши сосенки горят. " Ведущий: Но в тишине свистели пули звонко, Зловещий отблеск полыхнул в окне. И выбежала из дому девчонка: Девочка: Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. " Ведущий:. Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна. А сколько их, девчонок и мальчишек, Осиротила подлая война?.
Инсценировка стихотворения: «Сын и отец». Автор В. Попов. Я отца попросил: - Расскажи, как сражался, Как поганых фашистов В боях убивал. Но отец о войне Говорить отказался, Только брови нахмурил И тихо сказал: - Ты что думаешь, сын, Убивать очень просто? Так в кино лишь бывает И то не всегда. - Но ведь это ж враги! Я б их всех шашкой острой Покрошил, если б только Был взрослым тогда. - Да, то были враги, Но они тоже люди,
И у каждого дома Детишки и мать. Их погнали, как скот, К нам фашисты - нацисты Их заставили силой Всех нас убивать. Но уж тут кто кого. Жить нам тоже хотелось, Да к тому же свой дом нам Пришлось защищать. На войне было все – Кровь, жестокость и смелость. И поверь, нелегко мне Войну вспоминать.
Ведущий.Дети могут гордиться тем, что отстояли свою Родину вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
В одном из городов России, в Ленинграде, когда началась блокада, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи медалями «За оборону Ленинграда».
Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке блокаднице на Пискарёвском кладбище
Ведущий.Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) это была суточная норма.
(показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию.)
Ведущий.Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.
(Слайды из дневника)
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка это брат Тани.«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».«Умерли все»«Осталась одна Таня»После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
(звучит баллада о Тане Савичевой в исполнении Эдиты Пьехи)
Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.Дети войны. Ленинградский трубит метроном.Дети войны. Неумолчный гремит метроном.Дети войны набивались в теплушки открытые.Дети войны хоронили игрушки убитые.Никогда я забыть не смогуКрошки хлеба на белом снегу.Ведущий.
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены. И сейчас продолжают гибнуть дети в Донбассе.
Скажите, люди, кому всё это нужно?Что есть на свете дороже детей?Что есть у любого народа дороже?У любой матери? У любого отца?
На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:
-Я хочу, чтоб на нашей планете-Никогда не печалились дети.-Чтоб не плакал никто, не болел,- Только б хор наш веселый звенел.-Чтоб забыла планета Земля,-Что такое вражда и война.
(звучат стихи учащихся, посв. Дню Победы)
Библиотекарь.На Земле самый лучший народ- это дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.
Показ отрывка из кинофильма «Судьба человека».
В честь всех погибших в годы Великой Отечественной Войны объявляется минута молчания. (Звучит метроном). Скоро наступит великий праздник всего нашего народа годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны.
(Звучит песня «Спасибо деду за Победу»).
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 215