Урок Понятие о деепричастии
Понятие о деепричастии.
Цели:
Изучить признаки деепричастия как самостоятельной части речи.
Учить находить деепричастия и глаголы, к которым они относятся; образовывать деепричастия от глаголов, составлять предложения с использованием деепричастий, строить монологическое высказывание, работать с учебником.
Развивать творческое воображение, аналитическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативную компетенцию.
Воспитывать любовь к родной природе, литературе, уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблицы с опорными сведениями, фотографии и иллюстрации зимнего пейзажа.
Тип урока: объяснение новой темы.
Технология: традиционная
Ход урока
1.Актуализация темы.
Учитель. Ребята, сейчас уже наступила зима, и я вам предлагаю взглянуть в окно и вспомнить замечательные строки о зиме А. С. Пушкина (читает учитель или подготовленный ученик, у каждого учащегося текст стихотворения):
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.
Беседа.
-Какую картину представили вы, прослушав эти строки?
-Найдите слова, обозначающие действия (торжествуя, обновляет, почуя, плетётся и т.д)
-К каким частям речи относятся эти слова?( глаголы)
- Есть и другие слова, которые тоже обозначают действия .(Назвать эти слова)
Это новая часть речи.
Называется она деепричастие.
Учащиеся формулируют тему и задачи урока, делают записи в тетрадях
2. Создание нового знания.
Беседа( постановка проблемы)
- Что обозначает деепричастие?
- На какие вопросы отвечает?
-Какие имеет морфологические признаки?
Высказывания, предположения учащихся.
Самостоятельная работа.
Работа в парах, индивидуальная работа.
(Учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями, работают в парах)
Прочитайте в учебнике «Русский язык. Теория.5-9 классы» § 141 с. 179 и найдите ответы на вопросы:
Что обозначает деепричастие, вопросы, на которые оно отвечает( позже- на доске карточка с вопросами). Укажите, что обозначает и поставьте вопросы к деепричастию торжествуя из стихотворения Пушкина
Признаки каких частей речи объединяет деепричастие? Назовите эти признаки. Укажите признаки глагола и наречия у деепричастия почуя из стихотворения Пушкина.
Назовите общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастий. Покажите на примере одного из деепричастий из стихотворения Пушкина.
Заслушиваются монологические ответы учащихся. Взаимооценивание.
Обратимся к стихотворению Пушкина
Задание: определить, к какому объекту относятся действия глагола-сказуемого и деепричастия. Привести примеры из стихотворения.
Сформулируйте вывод, вставив на месте пропусков недостающие слова( текст на партах или записан на доске):
1.Деепричастие –часть речи, которая обозначает действие при ..действии, выраженном глаголом.
2.Деепричастие не изменяются.
3.В предложении деепричастие является..
2.Применение знаний.
Задание. От какой части речи образуется деепричастие. Записать глаголы, от которых образовались деепричастия из стихотворения. Как отличить деепричастие от глагола . ( На доске табличка с суффиксами )
Перечислить суффиксы деепричастий. –а, -я, -в,- вши.-ши
Работа с учебником с 83. упр 223.
Прочитать алгоритм нахождения деепричастия в предложении.
Вывод:
Деепричастие образуется от глагола при помощи суффиксов –а,-я, -в,-вши,-ши
Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с последующим самооцениванием по ключам.
1.Задание: выписать глаголы вместе с деепричастиями, которые они поясняют.
Вариант 1
Я смотрю на небеса.
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далёкие леса. ( В. Жуковский)
Вариант 2
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод. ( Н.Заболоцкий)
Вариант 3
Жизнь потоком светящейся пыли
Всё текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звёзды светили,
Заливая лучами кусты. ( Н. Заболоцкий)
Вариант 4
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли. ( Н. Заболоцкий)
Вариант 5.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь на всём.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом. ( Ф.Тютчев)
Вывод: эти упражнения иллюстрируют общее грамматическое значение деепричастия( добавочное действие при основном , выраженном глаголом- сказуемом) и подтверждают нам мысль о выразительности деепричастия .
4. Итог урока.
Творческая работа.
Задание:
1 вариант. Выбрать из слов деепричастия и составить с ними предложение. Составьте предложения (4-6) на тему «Зимний лес», используя существительные и деепричастия:
снег, сугробы, тропинка, дорога, лес, небо, ветви, тени ,солнце;сияя, сверкая, блестя, голубея, огибая, отбрасывая, уснув, наклонясь.
2 вариант. Составьте предложения (2-4) на тему «Лес зимой», используя существительные и образуя деепричастия от глаголов:
снег, сугробы, тропинка, дорога, лес, небо, ветви, тени, солнце; сиять, сверкать, блестеть, голубеть, огибать, отбрасывать, уснуть, наклониться.
Зачитать свои примеры, взаимооценивание работы.
Рефлексия:
- Сегодня на уроке было
-Теперь я знаю о.
-Трудным для меня оказалось
-Я могу
Выставление оценок, комментарий.
Дома:( на выбор)1. упр 215 или 217, учить признаки деепричастий.
2. Выписать из учебника литературы предложения с деепричастиями, подчеркнуть их .
( резервная работа)
(Учитель зачитывает начало предложения, ребята заканчивают его и записывают деепричастия)
Вспомнить строчки из стихотворений Пушкина, закончить их, записать деепричастия
Под голубыми небесами великолепными коврами... (блестя на солнце снег лежит).
Раз царевна молодая, милых братьев ... (поджидая, пряла, сидя у окна).
Олег усмехнулся-однако чело
и взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой( опершись) на седло,
С коня он слезает, угрюмый
- Ребята, а для чего нужны деепричастия?
(ответы учеников)(4-6 м)
Дидактическая игра «Определи очередность действий»( резервное задание)- Давайте поиграем в игру. Я буду указывать на человека, ему необходимо будет выполнить какое-либо простое действие, которое я назову, а вы будете отвечать на вопрос: что он делает, делая, или что сделав, он сделал? Записывая полученные предложения в тетрадь.1-ое действие: взять ручку (карандаш), потом встать- Что он сделал сначала? (взял ручку) Потом? (встал). Итак, что он, сделав, сделал? (взяв карандаш,встал)2-ое действие: сесть, потом взять карандаш.- Что он сделал сначала? (сел) Потом? (взял карандаш). Итак, что он, сделав, сделал? (сев, взял карандаш)3-е действие: открыть книгу (тетрадь), начать читать- Что он сделал сначала? (открыл книгу) Потом? (начал читать). Итак, что он, сделав, сделал? (открыв книгу, начал читать). Здесь возможна другая последовательность действий? (нет, нельзя читать, не открыв книгу)4-ое действие: вставать и одновременно говорить: «Я знаю, что такое деепричастие!»- Какое действие было произведено ранее? (одновременно оба)Какие варианты возможны? (вставал, говоря / говорил, вставая.) - Итак, давайте подведем итог нашей игры. Какой признак деепричастия мы проиллюстрировали?( добавочное действие)
Итог: - Какую тему изучали?
- Что можете сказать о новой части речи?
-Что оказалось трудным ?
Оценивание. ( общая оценка за выполненную работу)
Дома: упр 215 или 217, учить признаки деепричастий.
15