Окружающий мир Земля — кормилица (4 клласс)
Окружающий мир 4 класс
Тема "Земля - кормилица"
Цель:
- сформировать представление учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли.
Задачи:
-узнать о разнообразии почв;
определить почвы нашего края;
научиться грамотно охранять почвы, знать профессии, связанные с родным краем и земледелием, воспитывать трудолюбие.
Ключевые слова: типы почв, охрана почв.
Технология: продуктивное чтение.
Оборудование: Учебники, рабочая тетрадь №1, "Великан на поляне", карта Калужской области, проектор, ноутбук, индивидуальные и групповые задания.
Ход:
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые гости. Ребята, сегодня у нас в гостях учителя школ нашего района. Давайте поздороваемся и начнём работу.
Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять!
2. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Тема "Наши подземные богатства".
1) Выступления учащихся о полезных ископаемых по плану:
1. Название.
2. Условное обозначение на карте.
3.Основные свойства.
4. Применение.
5. Места и способы добычи в нашем крае.
2) Выполнение теста (на листах)
3) Самопроверка по эталону.
1. б
2. в
3. б
4. а
5. в
4) !Листы самооценки:
Заполните пункт 1 в листе самооценки.
"+" нет ошибок или 1 ошибка,
"-" 2 - 3 ошибки.
3. Актуализация знаний.
Для изучения нового материала, нам необходимо вспомнить учебный материал из темы "Почва" 3 класс.
- Что такое почва?
- Что входит в состав почвы?
- Назовите главное свойство почвы.
Вывод: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка , глины и минеральных веществ. Если перегноя в почве много, то такая почва считается плодородной.
4. Изучение нового материала.
1) Постановка темы урока и целей:
I этап.
Работа с текстом до чтения
- Сегодня на уроке объектом нашего изучения будет почва. Давайте послушаем, как учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев говорит о почве. " Почва - кормилица человека. Она для нас дороже нефти, угля, золота".
- Как учёный называет почву?
Тема урока: Земля - кормилица (ОТКРЫВАЮ ДОСКУ)
Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Давайте поставим цели: -*** учащиеся сами ставят цели.
Я сейчас подведу итог вашим мыслям.
- Сегодня на уроке мы должны:
узнать о разнообразии почв;
определить почвы нашего края;
научиться грамотно охранять почвы,
знать профессии, связанные с земледелием и родным краем, будем воспитывать в себе такое качество как трудолюбие.
- РАБОТАТЬ МЫ БУДЕМ ПО ПЛАНУ.
- В природе существует несколько типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Более 100 лет назад В.В.Докучаев доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждой природой зоне соответствует свой тип почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.
1) Работа по учебнику стр. 160.
Рассмотрим образцы почв. Прочитаем их названия, сравним между собой.
- Какие из этих почв плодородны? Почему? Начинаем работу.
II этап.
1) Работа с текстом во время чтения
Рассмотрим основные типы почв. Познакомьтесь с тексом учебника стр. 161 (читают "про себя" самостоятельно)
На полях пометы карандашом:
«+» - это я знал;
«-» - это новое для меня;
«!» - этим я удивлён;
«*» - это было интересно;
- Что вы знали о почве?
- Какая информация была новой?
- Что было интересно?
- Чем были удивлены?
- Какие почвы и где распространены?
Работа с текстом стр.162 "Охрана почв".
Показ СЛАЙДОВ.
- Как растения защищают почву от ветра и воды?
- Задайте вопрос по тексту товарищам.
(учащиеся задают вопросы)
***- Как защищают почву на полях?
***- Чего боится почва?
! Лист самооценки.
- Заполните пункт 2 в листе самооценки. Оцените свою работу: поставьте "+", если считаете, что материал вами усвоен и понятен, если есть ещё вопросы, то "-".
ФИЗМИНУТКА проводит ученик.
***
А сейчас всё по порядку.
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули.
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое плечо.
Дружно присели.
На носочки поднялись
Опустили руки вниз.
И за парту вновь садись.
2) Обращение к презентации - охрана почв.
3) Работа в рабочей тетради стр.76
-№3 - впиши цифры в текст (самостоятельно)
Проверка.
!Лист самооценки.
- Заполните пункт 3 в листе самооценки "+" если вы дополнили текст правильно, "-" нет.
III этап.
Работа с текстом после чтения.
- Какова главная мысль всей полученной информации?
Работа в группах.
- Напомню правила работы в группе: oперативно, тихо, уважать мнение своего товарища.
- Сейчас мы с вами проведём исследование
(КОМАНДИРЫ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЯ)
Работа с дополнительными источниками "Великан на поляне" статья "Дороже жемчуга и злата" Гильмиянов Тимур.
- Почему земля дороже жемчуга и злата?
Работа с картой Калужской области - Романов Максим.
- Типы почв Калужской области?
1 группа:
- Почему землю называют "волшебной кладовой"?
2 группа:
- Что полезно, что вредно почве?
3 группа:
- Люди каких профессий необходимы в сельском хозяйстве?
- Каким качеством должны обладать люди любой профессии?
Выступление учащихся по проблемам.
- Почему земля дороже золота? - Тимур
- Какие типы почв встречаются в Калужской области?- Максим
1 группа- Почему землю называют "волшебной кладовой"?
2 группа - Что полезно, что вредно почве?
- Вы знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться. Труд был, есть и будет основой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши!
3 группа- Люди каких профессий необходимы в сельском хозяйстве?
- Каким качеством должны обладать люди любой профессии?
Оценка работы групп командирами.
Лист самооценки.
- Заполните пункт 4 в листе самооценки "+" если вы считаете, что работали в группе или индивидуально плодотворно, поставленной цели достигли, "-" если нет.
Воспитание гордости за земляков.
Слайд с Героями Социалистического Труда
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе профессию по душе. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки! Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь!
Анастасия Илларионовна Разуваева и Василий Николаевич Цветков - Герои Труда. Люди, которые трудились на нашей родной земле.
5. Итог работы.
А теперь вернемся к теме нашего урока.
-Почему землю называют кормилицей?
И она, наша кормилица, нуждается в защите.
-Что необходимо делать для защиты почвы?
- Назовите профессии человека, связанные с почвой.
6. Рефлексия.
1) Оцени свою работу (слайд)
- Выберите одно из утверждений и продолжите его.
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Материал урока мне был
2) Игра "Комплимент"- оцени работу одноклассников.
-Чья работа вам понравилась?
3) Лист самооценки.
- Поставьте в 5 пункте "+", кто считает, что урок был познавательным , а вы работали активно.
Посчитайте свои баллы:
"5"- те, кто получил 5 +,
"4" - те, кто получил 4 +,
"3" - те, кто получил 3 +.
- Встаньте те, кто сегодня выполнил работу на "4" или на "5".
Поставьте отметки в дневник.
7. Д.з.стр.160-163. тетр. №1,4.
статья "Уважайте жизнь дождевого червя" стр. 51 ("Великан на поляне").
8. Заключительная часть.
Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь в жизни стать?
Где работать, кем трудиться,
На кого пойти учиться?
Да, вопросы сложноваты,
Но решенье есть, ребята!
Нужно пробовать, мечтать,
О профессиях читать,
В разные кружки ходить,
Чтоб понять, кем хочешь быть!
- Спасибо всем за работу на уроке!
1 группа: Прочитайте текст.
О волшебной кладовой.
Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля.
Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит.
Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули , что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
Ответьте на вопросы:
Почему землю называют волшебной кладовой?
Какова главная мысль текста?
2 группа:
Задание: заполни таблицу, определив, что вредно, а что полезно почве.
Запиши в таблицу.
Посадка растений, образование оврагов, снегозадержание, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.
Что полезно? Что вредно?
3 группа:
Прочитайте текст.
В России сельским хозяйством занимались и занимаются в наше время более половины жителей страны. Это и не удивительно, ведь на её территории раскинулись широкие просторы степи, великие равнины, протекают многочисленные реки, несущие воду для всякого живого.
Проезжая по территории нашей страны, можно увидеть виноградники и сады, распаханные земли, на которых выращиваются пшеница, ячмень, просо, кукуруза, рожь, рис, гречиха. На полях также выращивают овощные культуры.
Определите по тексту и запишите, люди каких профессий необходимы в сельском хозяйстве (не менее 4 -х): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________