Фрагмент урока — исследования по математике Решение задач на нахождение производительности труда (4 класс)


Фрагмент урока. Составила А.А. Захарова
УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ «Решение задач»
Цели урока: Создать условия для исследования и усвоения понятия производительность труда и формирования умения применять эти знания при решении задач данного типа. Задачи урока: - Продолжить развитие логического мышления, математической речи учеников, потребности и навыков совместного поиска ответа на вопрос, формирование исследовательских умений: способности анализировать условия задач и результаты, формулировать выводы, аргументировать свою собственную позицию, содействовать дальнейшему росту интереса к процессу познания. -Способствовать формированию коммуникативной культуры - умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, аккуратно вести рабочие записи. - Содействовать повышению работоспособности путем проведения физкультминутки благоприятной атмосферы в классе.  Ход урока: 
I Актуализация знаний
а) мотивация -Здравствуйте, ребята!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
-А важный наш урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. А я желаю вам успехов в работе.
1. - Посмотрите внимательно на экран и определите, какой у нас будет сегодня урок.
Слайд 1
Что я не знаю?
Сам найду способ. Д: Урок открытия нового знания
- Как вы понимаете урок-исследование? …………….
- Вы правы, добавлю, что исследование предполагает решение проблемы, выдвижение гипотезы (предположения), и на основе анализа делаются соответствующие выводы.
Слайд 2 б) фиксация затруднений - Рассмотрите диаграмму, отражающую успеваемость нашего класса по математике за входную контрольную и итоговые работы за 1 и 2 четверти. Что вы заметили? (успеваемость повысилась) - По какой причине это произошло? Ваши предположения? - Вы во многом правы, но есть еще одна причина. Хотите ее узнать исследовать?
 (Индивидуальная работа по рядам) 
64 : 4 12 х 4 42 х 2
11 х 5 23 х 3 2400 х 0
75 : 5 96 : 3 43 х 2
48 : 4 27 х 3 590 х 1
13 х 3 11 х 3 28 х 2
35 х 2 88 : 4 66 : 3
741 : 741 2000 : 2 50 : 10
406 х 1 74 х 0
Произво-----дительно-----сть труда- - = - - = - Перед вами листочки с заданием. Решите примеры по порядку, запишите их ответы с буквами в таблицу, в порядке возрастания. –Проверяем. (На слайде 3) Оценка каждого.
- Прочитайте, что у вас получилось? (произво-дительно-сть труда)
II Операционно-исполнительский этап - Как вы понимаете выражение «производительность труда»? - Сравните ваши предположения с информацией в словаре. Карточка: (Скорость работы за определенное время называют производительностью), (производительность труда - это работа, выполненная за единицу времени); толковые словари- Следовательно, что такое производительность? (скорость работы за определенное время) -У какого ряда производительность на этапе устного счета была выше? - Определите тему нашего исследования! 
(Влияние производительности труда на успеваемость школьника) - Определите цели сегодняшнего урока (исследовать производительность работы при решении задач, соотнести затраченное время и объем работы, сформулировать выводы) - Подумайте, как производительность труда связана с объемом работы? (чем выше скорость работы, тем больше объем выполненных заданий) - А как время работы влияет на объем выполненных заданий? (с увеличением времени работы увеличивается объем) - Следовательно, от чего зависит объем работы? (от времени и скорости работы) - Каким образом мы можем убедиться в верности этих утверждений? ( практическим путем – решением примеров и задач) План работы: 1) Проверить гипотезу путем решения задач на производительность труда 2) соотнести затраченное время с объемом выполненной работы 3) сделать выводы 
III Проверка гипотез  Слайд 4 - 5 
КОНВЕ́ЙЕР Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемых изделий от одного рабочего к другому
Производительность труда Время работы Объем работы
1 конвейер 10 часов 800 банок
2 конвейер 9 часов 900 банок
1) - В заводском цехе работает конвейер, разливающий фруктовый сок. За 10 часов работы с него сошло 800 банок сока. Какова его производительность? (80 банок в час) - А потом включили второй конвейер, который за 9 часов изготовил 900 банок сока. Определите его производительность. (100 банок в час) - У какого конвейера производительность труда выше? Почему? (у второго, так как за час произвел больше сока) - Оба конвейера стали работать одновременно. Какова их общая производительность? (80 + 100 = 180 банок в час) - Как время работы и производительность труда влияют на объем выполненной работы? (а) увеличение времени или увеличение производительности труда приводит к увеличению объема работы
б) совместная работа также приводит к увеличению объема работы) 
- Продолжаем исследование2) - Прочитайте задачу № 354 (стр.103) Сколько вопросов в задаче? (2) Первому ряду предлагаю самостоятельно решать каждому. 3 ряд работает парами, а 2 ряд – группой.Даю вам 3 минуты на решение без краткого условия, но с пояснением к действиям. Кому нужна моя помощь…… - Проверим. Кто нашел ответ на 1-ый вопрос? (а) 72 : 6 = 12 (д.) – за 1 час - Кто решил всю задачу? (б) 1) 12 х 8 = 96 (д.) – за смену - Почему объем выполненной работы у вас разный? С чем это связано? (поскольку время было дано одинаковое: разный уровень усвоения знаний, разная работоспособность, разные умения и навыки повлияли на производительность работы) - Может быть это связано с переутомлением? 
- Почему объем выполненной работы больше у ребят с 2-го ряда? (работали в группе)
- Следовательно, как еще можно увеличить производительность на уроке? (работать в группе, сотрудничать)
Физкультминутка  
1. Игра. Строительство стены. Лего.
- Выберите по 1 ученику с каждого ряда. По моей команде в течение 1 минуты вы должны будете брать по одному кирпичику и относить на стол к выбранному вами ученику. Группа будет приносить кирпичики, а ученик строить новогоднюю поделку. По команде «стоп» игра заканчивается. Команда считает полученный результат.
- Одинаковое ли время работали?
- Кто собрал больше кирпичиков?
- У какой группы производительность больше?
- Сколько бы кирпичиков собрали ребята, если бы работали 2 минуты?
2. - Запишите решение в тетрадях.
- Как вы посчитали?
-Что сейчас вы находили?
(Объём работы)
-Как найти объём работы?
(Надо производительность умножить на время)
- Оцените свою работу на уроке. - Кто из учеников помог своими рассуждениями усвоить тему урока-исследования? (Оценки за урок)
- А кто хочет увеличить производительность работы по предмету? (придумайте дома новые задачи на нахождение производительности труда)- Так в чем же причина снижения успеваемости в 1 четверти? (Снизилась производительность труда, которая повлияла на объем знаний, а значит и на качество работы, из-за летних каникул) - Как исправить положение?(Решать задачи и примеры помогать друг другу, участвовать в конкурсах)