Урок «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»


Открытый урок по геометрии в 8 классе.
Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»
Цель урока: Систематизировать, обобщить знания о четырех фигурах - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, их свойствах, признаках.Загадки
УЧИТЕЛЬ: Вспомним определения четырехугольников. В этих загадках используются их свойства. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник).
(Презентация 1)
1. Знаете ли вы меня
 Хочу проверить,
 Любую площадь я могу измерить,
 Ведь у меня четыре стороны
 И все они между собой равны.
 И у меня равны еще диагонали,
 Углы мне они делят пополам, и ими
 На части равные разбит я сам.
 (Квадрат)
2. И у меня равны диагонали,
 Хочу сказать я, хотя меня не называли,
 И хоть я не зовусь квадратом
 Он мне приходится родным братом.
 (Прямоугольник)
3. Хоть стороны мои
 Попарно и равны, и параллельны,
 Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
 Да и углы они не делят пополам
 Но все ж, скажи, дружок, кто я?
 (Параллелограмм)
4. Мои хотя и не равны диагонали,
 По значимости всем я уступлю едва ли.
 Ведь под прямым углом они пересекаются,
 И каждый угол делят пополам,
 И очень важная фигура я, скажу я вам.
 (Ромб)
Беседа с классом по вопросам:
К какому виду четырехугольников относятся прямоугольник, ромб, квадрат?
Назовите свойства параллелограмма?
Назовите  признаки параллелограмма?
Назовите особое свойства прямоугольника?
Назовите особое свойства ромба?
Назовите основные свойства квадрата?
 Работа по готовым чертежам (работа в группах):
 (Презентация 2)
Задание: Указать вид четырехугольника на рисунках. Объяснить почему?
 
 

Двое учащихся (по одному от каждой группы) выполняют тест.
  Тест (2 варианта):
Вопросы, I вариант
1.Любой прямоугольник является …
 а) Ромбом
 б) Квадратом
 в) Параллелограммом
2. Если в четырехугольнике диагонали равны, взаимно перпендикулярны и имеют общую середину, то этот четырехугольник         
 а) Ромб
 б) Квадрат
 в) Прямоугольник
3. Ромб, у которого один угол прямой является
 а) Квадратом
 б) Прямоугольником
 в) Параллелограммом
4. Какой четырехугольник не имеет собственно свойств, а обладает свойствами других четырехугольников?        
 а) Прямоугольник
 б) Ромб
 в) Квадрат
5. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм        
 а) Ромб
 б) Прямоугольник
 в) Квадрат
Вопросы, II  вариант
1. Любой квадрат  является …        
 а) Параллелограммом
 б) Прямоугольником
 в) Ромбом
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм - …        
 а) Ромб
 б) Квадрат
 в) Нет правильного ответа
3. В ромбе…        а) Все углы равны
 б) Все стороны равны
 в) Диагонали равны
4. Параллелограмм, один из углов которого прямой является…        
 а) Прямоугольником
 б) Квадратом
 в) Ромбом
5. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник - …        
 а) Ромб
 б) Квадрат
 в) Нет правильного ответа                            
Результаты заносятся в таблицу, расположенную в конце теста, который содержит пять заданий. Выполнив тест,  учащиеся обмениваются результатами, учитель называет правильные ответы. За верно выполненное задание – 1 балл.
 
 Подведение  итогов урока. Подсчитываются итоги, определяются выигравшие и проигравшие команды, выставляются оценки в журнал.
Рефлексия:
 Если было хорошо у нас – улыбнись и покажи квадрат.
 Если было скучно вам – покажи параллелограмм.
 Если ждешь таких уроков – хлопни.
 Если больше ничего не хочешь - топни.
Спасибо за внимание!