Статья на тему: Арт-терапия в реабилитации детей с церебральным параличом


АРТ-ТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Кузьмина В.О.
Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является в настоящее время особо актуальной, так как количество детей с нарушениями психического и физического развития растет с каждым годом.
В качестве ограничения жизнедеятельности ребенка - инвалида выступает полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [1].
Особый контингент детей с ограниченными возможностями составляют дети с церебральным параличом. Они являются самой многочисленной группой среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В Казахстане, по данным статистики, на учете состоит свыше 10 тысяч детей с диагнозом детский церебральный паралич [2].
Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа синдромов, которые являются следствием повреждений головного мозга, возникших в перинатальном периоде. Характерная особенность ДЦП - разнообразные двигательные нарушения, которые проявляются параличами, дискоординацией движений, часто сочетаются с различными расстройствами речи, психики, иногда эпилептическими припадками [3].
В течение нескольких десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике различные направления психолого – педагогической и логопедической помощи детям с нарушением опорно – двигательного аппарата. Учеными М. В. Иппалитовой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф.Архиповой и другими обоснована важность и необходимость применения специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом с первых месяцев жизни [4].
Последнее время характеризуется появлением множества новых методик реабилитации детей-инвалидов таких, как иппотерапия - лечебно-верховая езда, хаготерапия – лечение легкими поглаживаниями, библиотерапия – лечение с помощью книг, игротерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия, арт-терапия и многие другие [5].
Арт-терапия относится к числу наиболее востребованных методик. О положительном влиянии искусства на человека известно достаточно давно. Термин «арт-терапия» был введен в употребление в 30-е годы ХХ века британским врачом и художником Адрианом Хиллом при описании его работы с туберкулезными больными в санаториях. Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний [6].
Как самостоятельная практическая деятельность, арт-терапия стала оформляться в 40-50-х годах. Постепенно происходило ее становление и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности.
Появление арт-терапии на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.
В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. К разновидностям арт-терапии относят музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, куклотерапию, игротерапию и т. д.
В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:
1) предоставляет новые обучающие возможности, как на познавательном, так и практическом уровне;
2) вселяет надежду на избавление от страданий;
3) предоставляет опыт успешной деятельности;
4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;
5) пробуждает яркие эмоции [7].
Учитывая в структуре личности большинства больных с ДЦП наличие стойких нарушений эмоционально-волевой сферы: высокую степень невротизма, повышенную тревожность, оказывается целесообразным использование таких методов психокоррекции.
Эффективны все виды творчества, но чаще всего в наибольшей степени лечебными свойствами обладает рисование. Этот вид деятельности более доступен, так как не требует обязательно специального оборудования и подходит для большинства детей с разными умственными и физическими патологиями.
С давних времен известно о благотворном влиянии музыки на организм человека. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, было известно в Древней Греции, в Риме и на Востоке. Благоприятно влияют на детский организм звуки природы: шум дождя, пение птиц, шелест листвы, морских волн. Часто музыкотерапию применяют совместно с другими видами арт-терапии [8].
В первый год жизни яркость впечатлений создается разнообразием тембрового звучания музыки, исполняемой взрослым на разных детских инструментах: металлофоне, детских гуслях, дудочке, триоле. Ребенку важно совместно с взрослым прикоснуться к инструменту, извлечь звук на бубне, барабанчике, с помощью погремушки, почувствовать вибрации, возникающие при игре на инструменте.
Музыкально-ритмическое воспитание оказывает положительное влияние на деятельность организма в целом. Система музыкально-ритмического воспитания осуществляется в процессе развития слуха и умения согласовывать движения с музыкой. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.
Занятия ритмикой со школьниками с ДЦП имеют характер хореографической лечебной гимнастики (методика О. А. Стерник, 1970). Они включают в себя упражнения по стабилизации нормального положения головы, развитию установочных выпрямительных рефлексов, подавлению тонических примитивных рефлексов, выработке способности расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии, устранять порочные установки и деформации, а также задания на развитие произвольной моторики. Занятия проводятся с использованием балетной стойки, сидя, лежа в зависимости от возможностей детей. Школьники, удерживаясь руками за стойку, учатся выполнять различные упражнения по схеме хореографических этюдов индийского, русского, узбекского танцев под музыку.
Хореографические занятия с детьми данной категории создают положительный эмоциональный настрой, вызывают желание научиться танцевать так или почти так, как здоровые дети.
Вовлечение ребенка в совместную практическую художественную, музыкальную деятельность со сверстниками обеспечивает формирование речи, а в дальнейшем — и ее художественной окрашенности.
Художественное слово, рассказывание оказывает большое воздействие на развитие речевой активности ребенка с проблемами, особенно если оно сопровождается инсценированием и драматизацией взрослого, а затем привлечением к этому и детей. Это может быть и разыгрывание сюжета в настольном театре и инсценирование сказки или стихотворения с куклами на руке взрослого.
Создание таких связей между действием, словом и предметом особенно важно детям с церебральным параличом, поскольку позволяет использовать речь в качестве коррекционного средства в формировании моторики, сосредоточивать внимание на предметах и речевых действиях. Театрализованно-игровая деятельность с игрушками создает условия для формирования подражания, дает на примере взаимодействия знакомых ребенку персонажей образец диалогического общения.
Художественное развитие дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата основывается на восприятии и деятельности и осуществляется посредством искусства, которое является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных формах. Оно позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии красок, звуков, форм, проявлений через активную художественную деятельность. Своеобразие художественно-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческих продуктов.
Формируя у детей с ограниченными возможностями представления о разных видах искусства, его образной природе, обучая его выразительному «языку движений», художественно-речевой, театрализованно-игровой, вокальной деятельности, знакомя с музыкальными инструментами, приобщая к художественно-ручному труду, мы развиваем художественное восприятие такого ребенка, художественный вкус, расширяем его кругозор, закладываем нравственно-эстетические основы, тем самым приобщаем его к художественной культуре [9].
Для осуществления арт-терапии, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду, которая поможет воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом.
Таким образом, использование арт-терапии в реабилитации детей с церебральным параличом имеет много положительных сторон. Эта методика реабилитации в первую очередь помогает установить контакт с ребенком, что является очень важным для дальнейшего осуществления специального обучения и воспитания. Занятие искусством дает ребенку возможность самовыражения, повышает самооценку, способствует развитию творческих способностей. Происходит развитие коммуникативных навыков ребенка, появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний, стабилизируется общее психическое состояние, развивается мелкая моторика и улучшается работоспособность.
Дети с ДЦП социально дезадаптированы и испытывают нехватку общения. Арттерапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Эта методика в основном использует средства невербального общения, что очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Кроме того в более раннем возрасте ребенка с церебральным параличом устранение дезадаптации, отрицательного эмоционального фона, реактивных состояний с помощью арт-терапии создает благоприятные предпосылки для развития речи.
На сегодняшний день существует большое количество технологий применяемых специалистами и родителями в процессе реабилитации. Успех их применения во многом зависит от раннего начала и квалифицированного проведения всей работы. Высокий уровень реабилитации детей с церебральным параличом возможен лишь при организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи. При этом все усилия специалистов необходимо сконцентрировать на социальной реабилитации ребенка, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели.
Мы должны помнить:
- ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;
- ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
В связи с этим перед нами стоит задача помочь детям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.
ЛИТЕРАТУРА
Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39.
Галым А.Г., Достаева Б.С., Бердыкенова А.Ж., Усембаева Р.Б., Бестонова Л.Т. Анализ заболеваемости и профилактика детского церебрального паралича. [Электронный ресурс]: http://kaznmu.kz/press/2012/09/28/.
Клинический протокол «Детский церебральный паралич» (Приложение к приказу Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 239).
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. -Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. М.: Когито-Центр, 2007. - 95 с.
Шушарджан С.В. Скрипичный ключ здоровья. Семья и школа, 1997.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2001. – 248 с.