«Внедрение инновационных форм и методов в практику преподавания изо»
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Сегодня, программа гармоничного развития личности требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны и отвечает современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности, способной реализовать себя в практической деятельности.
В последнее время многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; с интересом познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи. На сегодняшний день, очевидно, то, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
Для активизации познавательной деятельности необходимо использовать на уроках ИЗО инновационные технологии преподавания. Технологии проблемного, коммуникативного обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии интегративного обучения способствуют эффективному процессу обучения, направлены на повышение качества образования, развитие у учащихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.
Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, метод мозгового штурма, метод творческих заданий. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий. Инновационные методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра учебного процесса от учителя к ученику; возможность обратной связи педагога с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
На основе использования информационно-коммуникационных технологий создаётся образовательная среда, способствующая творческому развитию. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности.
Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Проектная технология предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию учащихся.
Сегодня общение является одной из самых важных для ребенка сфер жизни, ведущей деятельностью для подростков. Потребности современного общества таковы, что в стремительно развивающемся мире массовой культуры ребенок должен не только ориентироваться и находить информацию, но и уметь выразить себя, свою индивидуальность. Уроки ИЗО помогают детям осознать свое место не только в современной цивилизации, но и в истории развития культуры. Эти уроки дают ребенку возможность создать картину мира, насыщенную уникальными личностными переживаниями. Они воспринимаются каждым учеником как открытие, которым хочется поделиться, о котором хочется говорить и быть услышанным
Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении.
Цель применения коммуникативной технологии - обучение на основе общения, она позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Приведу различные примеры применения данной технологии
1. Работая в паре, учащиеся рассматривают художественное произведение и выражают общее эмоциональное отношение к нему.Что получаем:познание другого человека через произведение, установление эмоционального контакта. Познание соседа по парте через представленные им информацию или образ.
2. Организация двустороннее или многостороннее обсуждения произведения, использование методов стимулирования коммуникативного процесса. Что получаем: взаимное или одностороннее обогащение знаниями, воздействие на поведение партнера.
В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» — потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.Техноогия обеспечивает легкость взаимодействия и обмена информацией всех участников, формирование ясных и понятных представлений по обсуждаемой теме, взаимопонимание, а также получение удовольствия от совместной работы.
Формируемые компетенции, учебные умения.Ожидаемый результат применения технологии коммуникации.
Личностный, в котором создается мотивация к данной деятельности, формируется культура и формы общения, отрабатываются понятия и навыки сетевого этикета, формы перевода визуальной информации в вербальную и, наоборот, развивается словарный запас, освоение языка искусства, навыки сбора информации из различных источников и отбора необходимых сведений, развивается критическое мышление и навыки коллективной работы.Метод проекта Данный метод в настоящее время находит применение при изучении различных учебных предметов. Часто данный метод применять затруднительно, так как этот вид деятельности требует глубокой и тщательной подготовки со стороны преподавателя, и все же этот метод обучения, на мой взгляд, должен присутствовать в образовательном процессе.
Данный метод ориентирован в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проекта помогает сформировать у детей устойчивый интерес к поиску, изучению, накоплению информации по различным направлениям изобразительного искусства, а также информации о своей малой Родине. Я стараюсь, чтобы все продукты деятельности учащихся могли бы применяться в дальнейшем на практике: на уроках ИЗО не только в классах, работающих над проектом, но и на уроках краеведения, истории, классных часах. Это формирует у ребят устойчивую мотивацию. Процесс обучения становится более интересным. Вместе ребята преодолевают трудности в изучении определенных вопросов, что повышает их коммуникативные навыки, а это очень важно в современной жизни. Работа с помощью метода проекта помогает развить в учащихся уверенность в собственных силах. Результатом стало развитие креативного мышления, повышение уровня успеваемости, более активное участие обучающихся во всевозможных конкурсах рисунков, и т.д.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Эстетическое оформление в целом создает позитивную психологическую атмосферу. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. Урок становится более результативным, так как в его основу положен принцип сотворчества учителя и учащихся. На мой взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует эффективному формированию восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся.
Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать практические навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя изобразительного искусства становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном мире искусства. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- расширять виды учебной деятельности для учащихся
- использовать на уроке современные технические средства
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Для достижения наилучших результатов в обучении изобразительному искусству использую: творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры. Использование разнообразных форм работы позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживать интерес к изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к обучению.
Педагогическая мастерская :«Внедрение инновационных форм и методов в практику преподавания изо»
Вязовская Наталья Александровна
Учитель изобразительного искусства