Системно-деятельностный подход в обучении говорению на уроке английского языка


Системно-деятельностный подход в обучении говорению на уроке английского языка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи обучения выделяется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации .
Как известно, современные стандарты образования предъявляют высокие требования к уровню знаний и результатам обучения:
- личностным (сформированная способность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации);
- метапредметным (формирование универсальных учебных действий, а именно: личностных как ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация, регулятивных как способность организации учебной деятельности, способность контроля и самоконтроля, коммуникативных как способность к произвольному высказыванию на иностранном языке, познавательных как способность работать с информацией;
- предметным (овладение устной речью в необходимом объеме,  повышение грамотности устной и письменной речи, смысловое чтение). Достичь требуемых результатов можно лишь используя новые технологии, формы и методы, а также новые подходы к организации процесса обучения .В. И. Иплина выделяет в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования следующие цели обучения иностранному языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-
познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Как отмечает Л. П. Кочнева, методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, изменение содержания изучаемых предметных областей с учетом уровня интеллектуального развития ребенка и его способностей и образовательных предпочтений, перевод учебной деятельности ребенка в учебно-исследовательскую и проектную.
А. С. Асмолов подчеркивает, что главная идея новой образовательной парадигмы состоит не  в передаче  объема  знаний, а  в  том, чтобы  научить учащихся добывать знания самостоятельно в процессе исследовательской деятельности.
Таким образом, существенно отметить, что способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».С точки зрения В. В. Помазкова, системно-деятельностный подход к обучению предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; воспитание и развитие как типологических, так и индивидуальных качеств личности обучающихся; признание решающей роли ребенка в нормировании содержания образования и выборе способов организации образовательного процесса; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.Согласно мнению Т. Л. Барановой, предмет «Иностранный язык» сам по себе носит деятельностный характер, так как язык является одновременно средством и целью обучения, объектом изучения и инструментом в учебном процессе. Поэтому в основе обучения иностранному языку, несомненно, должен лежать системно-деятельностный подход, формирующий определенные интеллектуальные умения у школьника: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, осуществлять межличностное общение, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выдвигать аргументы и контраргументы, что также является и основой обучения говорению на иностранном языке.Таким образом, разделяя рассмотренные выводы наблюдений вышеуказанных авторов, можно сказать, что реализация системно-деятельностного подхода при обучении говорению на английском языке относительно достижения предметных результатов должна отражать как приобретение навыков общения в устной и письменной форме, так и формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: индивидуальной, коллективной, творческой, проектной, учебно-исследовательской. В виду того, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, вышеизложенные виды деятельности в соответствии со стандартом получают приоритетное развитие и в обучении говорению на иностранном языке, так как именно они позволяют формировать универсальные учебные действия, что соответствует концепции федеральных государственных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая саму организацию усвоения.
Вслед за А. Г. Асмоловым, под термином «универсальные учебные действия» мы понимаем не что иное, как конкретизацию термина «умение учиться», то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин определяется как «совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса». Учебные действия являются универсальными так как, они носят метапредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Анализ методических материалов по исследуемой проблеме, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку в целом и в обучении говорению на уроке английского языка в частности. Данный подход  определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель-обучающийся, обучающийся-обучающийся, обучающийся-группа).    
Рассмотрение специфики системно-деятельностного подхода дает нам основание утверждать, что построение урока в логике данного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. В связи с тем, что основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать структуру урока, принципы его построения, этапы организации деятельности обучающихся на уроке и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Мы также считаем необходимым, представить примерную структуру каждого типа урока в рамках системно-деятельностного подхода, данную О. А. Барсуковой:
1. Структура урока введения новых знаний:
1) мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»);
2) актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
2. Структура урока усвоения новых знаний:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) актуализация знаний;
4) первичное усвоение новых знаний;
5) первичная проверка понимания;
6) первичное закрепление;
7) рефлексия (подведение итогов занятия). 
3. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):
1) организационный этап;
2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, актуализация знаний;
3) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
4) первичное закрепление (в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные));
5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);
6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
7) рефлексия (подведение итогов занятия). 
4. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):
1) организационный этап;
2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;
3) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
4) актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку, с целью подготовки к изучению новой темы);
5) применение знаний и умений в новой ситуации;
6) обобщение и систематизация знаний;
7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
9) рефлексия (подведение итогов занятия).
 5. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) актуализация знаний;
4) обобщение и систематизация знаний, подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы);
5) применение знаний и умений в новой ситуации;
6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
7) рефлексия (подведение итогов занятия), анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
6. Структура урока контроля знаний и умений:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика);
уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура;
4) рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков, определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений;
4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
5) рефлексия (подведение итогов занятия).
8. Структура комбинированного урока:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) актуализация знаний;
4) первичное усвоение новых знаний;
5) первичная проверка понимания;
6) первичное закрепление;
7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
9) рефлексия (подведение итогов занятия).
Как показывает анализ рассмотренной выше типологии и структуры уроков, организация работы обучающихся на уроке, направленная на обучение говорению на иностранном языке также должна осуществляться с учётом нового содержания этапов урока: мотивировании к учебной деятельности, самостоятельного выдвижения цели предстоящей учебной деятельности обучающимися, выявления места и причины затруднения (конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи), построения проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство устранения возникшего затруднения), планирования своих действий для достижения поставленной цели, реализации построенного проекта (осуществление деятельности), рефлексии полученных результатов.
А. Г. Асмолов также подчеркивает, что формирование умения учиться, или способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы); 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2].
Очевидно, что для построения урока в рамках системно-деятельностного подхода учителю важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:
1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-обучающийся, обучающийся-оучающийся, обучающийся-группа» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).
Таким образом, завершая обзор специфики системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку в средней школе, мы пришли к выводу о том, что данный подход является основой федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение иностранному языку как средству общения.
В рамках системно-деятельностного подхода учащийся из объекта обучения становится полноправным субъектом учебного процесса. Главная задача учителя иностранного языка на сегодняшний день – обеспечить максимальную мыслительную активность обучающихся на всех этапах урока.
Задача учителя заключается и в том, чтобы сделать структуру занятия наглядной для обучающегося на каждом отельном этапе и стремиться к тому, чтобы урок не был соединением отдельных заданий или этапов, а складывался в логическое единство, подчинённое поставленной цели. Учитель должен обеспечить сотрудничество с обучающимися, направленное на развитие умения самостоятельно учиться. Именно сотрудничество учителя и обучающегося является стержнем методической концепции современного урока иностранного языка.
Таким образом, современное образование предусматривает качественные изменения и обучении и воспитании школьников, переход от знаниевого подхода в образовании (традиционные знания, умения, навыки) к содержательно-процессуальному – развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, самостоятельно вступать в речевое общение, добывать информацию, ставить вопросы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, делать выводы и умозаключения, иначе говоря, развитие умения учиться.
Список использованных источников
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Волдарская. – М.: Просвещение, 2011. –159 с.
2. Асмолов, А. Г. Системно деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009.- №4. – С. 18–22.
3. Петерсон, Л. Г. ФГОС: как обучать? Открытая образовательная система «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон. М.: АПК, ППРО, 2010. – 51с.
4. Помазков, В. В. Проектирование современных уроков с учетом требований ФГОС / В. В. Помазков // Вестник московского государственного областного университета. – 2013. - №2. – С. 48-52.
5. Юлаева, А. К. Реализация системно деятельностного подхода на уроках английского языка / А. К. Юлаева // Вестник восточной экономико – юридической гуманитарной академии. – 2012. - №2. – С. 175-178.
6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://omczo.org/publ/393-1-0-24687. Примерная структура каждого типа урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa-uroka-po-fgos