Урок Почва. Состав почвы
Тема. Почва. Состав почвы.
Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва».
Задачи:
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учебе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Метапредметные:
Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии и поставленной задачей и условиями ее реализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», 4 класс, стаканы для практической работы, салфетки, бинт, презентация, документ-камера, электронный микроскоп, рабочий лист (индивидуальный), почвы, глина, песок.Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1.В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Пусть наш урок состоится. Мобилизация внимания на плодотворную работу. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость.
2. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько разных баночек, стаканов, микроскоп, документ-камера.
Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?
-Кто догадался, какова тема исследования?
- Чтобы выяснить, что находится в этой кладовой, проведем исследования. Работу будем вести, согласно научной программе (вывешивается таблица).
-Итак, внимание. Начинаем наше исследование. Опыты будем комментировать по такому плану:
1.Что хотим узнать из этого опыта?
2.Как узнаем (какие приборы)?
3.Что делаем во время опыта?
4.Что наблюдаем? На двери вывешиваю табличку «Лаборатория».
Верно, а мы с вами исследователи. Все записи будем вести каждый в своем лабораторном журнале.
Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ Ильина «Чудесная кладовая» и в результате прослушивания определим тему исследования.
-Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин назвал почву «кладовой»?
Что вообще называется кладовой? Наш класс похож на лабораторию.
Максим читает рассказ Ильина «Чудесная кладовая».
Почва…
Место, где хранятся запасы.
Опыт 1. Возьмем стакан с водой и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите? Направляющая и контролирующая деятельность учителя. Коммуникативное взаимодействие. Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух.
Опыт 2.Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву на бумагу. Что осталось на салфетке? Влажное пятно, значит, в почве есть вода.
Опыт 3. Работа с микроскопом.
Посмотрите в микроскоп. Что вы там видите?
Как другим словом назвать остатки растения и животных в почве? Какой сделаем вывод?
Видим мелкие корешки, остатки растений. В составе почвы есть перегной – гумус.
Опыт 4. Работа с документ-камерой.
Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы.
-Что вы видите на дне стакана?
-Какой делаем вывод? Направляющая и контролирующая деятельность учителя. Коммуникативное взаимодействие Вода в стакане стала мутной. В почве есть песок и глина.
Опыт 5. Работа с документ-камерой.
Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтрируем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.
-Что вы видите на стекле после нагревания воды?
-На что похож это белый налет? Попробуйте предположить, что это. Направляющая и контролирующая деятельность учителя. Коммуникативное взаимодействие Соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
Работа со слайдами.
Повторяют состав почвы. Проверяют свои предположения.
-Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования. Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в ее состав).
-Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.