Программа по окружающему миру для 2 класса (УМК Перспективная начальная школа)
Утверждена
приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
№145 от 01.09.2016 года
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению Методическим Советом
протокол №4 от 19.05.2016 года
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва
Ржаксинского района Тамбовской области
Рабочая программа
по окружающему миру для 2 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
( СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД)
р.п. Ржакса, 2016
Пояснительная записка
Окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание».
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Реализуется программа на основе учебника и хрестоматии по окружающему миру Федотовой О.Н.
Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца источника тепла и света на смену времен года, растительный и животный мир);
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомыерыбыптицыземноводныепресмыкающиесямлекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетниедвулетниемноголетние растения; цветковыехвойныепапоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе,
использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при возникновении простудных заболеваний;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета, курса
2 класс (68 ч)
Человек и природа (42 ч)
Звезды и планеты. Солнце ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений.
Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (26 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности родного края.
Наша Родина Россия. Конституция России основной закон страны. Важнейшие права граждан России право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День
Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила обращения с водой, электричеством, газом.
Обозначенные в соответствии с требованиями стандарта второго поколения содержательные блоки раскрываются через основные содержательные линии второго класса и представлены в тематическом планировании.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы? (6 ч)
Письмо экологов школьникам. Мишины вопросы. Советы старших. Осенние работы на пришкольном участке. ПДД «Переход через проезжую часть (дорогу)». Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. Опыт и наблюдение.
Планеты и звезды (5 ч)
Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью? Звёзды и созвездия. Планеты. Движение Земли вокруг солнца.
Неживая и живая природа Земли (2 ч)
Как связаны живая и неживая природа? Условия жизни на планете Земля.
Свойства воды и воздуха (4 ч)
Свойства воздуха. Кому и для чего нужна вода? Вода и её свойства. Обобщение по теме.
Солнце, воздух, вода и растения (4 ч)
Условия, необходимые для развития растений. Корень, стебель и лист. Питание растений. Обобщение по теме.
Разнообразие растений (4 ч)
Цветковые и хвойные растения. Красная книга России. Правила поведения в природе. Обобщение по теме.
Грибы (3 ч)
Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?
Животные (8 ч)
Разнообразие животных. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери. Как животные питаются?
Человек и животные (6 ч)
Домашние животные. Живой уголок. Урок- -экскурсия на станцию юннатов. Значение диких животных. Человек в ответе не только за тех, кого приручил. Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме.
Человек разумный часть природы (6 ч)
Про тебя. Что умеет человек? Расти здоровым. Питание и здоровье. От кого зависит твой режим дня? Обобщение по теме.
Как уберечь себя от беды (5 ч)
Чистота – залог здоровья. Берегись простуды! Твоя безопасность на улице. ПДД «Игры детей и дорожная безопасность». Твоя безопасность дома. Обобщение по теме.
В родном краю (7 ч)
Имя города, села, посёлка. История Московского Кремля. Экскурсия в город. ПДД «Выбор безопасных маршрутов и культуры поведения в транспорте». Общий дедушка. День Победы. День Конституции. Обобщение по теме.
Утвержден
приказом директора МБОУ
«Ржаксинская СОШ №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
№ от
Согласован
с заместителем директора по УВР
в начальных классах
Рассмотрен на заседании МО
протокол № 5 от
Развёрнутый тематический план
по окружающему миру во 2 «А» классе
на 2016/2017 учебный год
(приложение к рабочей программе)
Класс: 2 «А»
Учитель: С.М.Федосеенко
Количество часов:
-на учебный год: 68
-в неделю: 2
Плановых уроков контроля и проверки знаний – 3:
-1 семестр- 1;
-3 семестр – 1;
-6 семестр – 1.
Развёрнутый тематический план составила: С.М.Федосеенко 12.05.2016 года
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п
Наимено-вание раздела програм-мы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
УУД
Время проведе-ния
1
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
ГДЕ И КАК НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (6 ч)
Письмо экологов школьникам.
1
Комбинированный
Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу.
Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.
Фронталь-ный опрос. Работа с раздаточ-ным материалом
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе (в парке, в лесу, на озере и реке).
1-1
02.09.
2
Мишины вопросы.
1
Экскур-сия
Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы.
Уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.
Задания по группам.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
1-1
06.09.
3
Советы старших.
1
Комбинированный
Живая и неживая природа. Воздействие человека на природу.
Уметь различать объекты неживой и живой природы; работать с хрестоматией, энциклопедической и справочной литературой; искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
1-1
09.09.
4
Осенние работы на пришкольном участке. ПДД «Переход через проезжую часть (дорогу)».
1
Экскур-сия
Наблюдения явлений природы по сезонам года.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
1-2
13.09.
5
Ищем ответы на вопросы в учебнике.
1
Комбинированный
Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.
Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению и содержанию учебника.
Уметь работать с книгой как источником информации; ориентироваться в словарях, словарных статьях; находить ответы на свои вопросы с помощью словаря.
Фронталь-ный опрос.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
1-2
16.09.
6
Опыт и наблюдение.
Вводный контроль.
1
Комбинированный
Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.
Индивиду-альный опрос, дидактическая игра.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
1-3
20.09.
7
ПЛАНЕТЫ И ЗВЁЗДЫ (5 ч)
Земля. Модель Земли.
1
Комбинированный
Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы.
Знать название нашей планеты, форму Земли; глобус – модель Земли; ось Земли – воображаемая линия.
Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.
Фронталь-ный опрос.
Обосновывать высказанное суждение.
1-3
23.09.
8
Почему на Земле день сменяется ночью?
1
Комбинированный
Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли.
Знать особенности движения Земли вокруг своей оси; что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.
Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.
Тест. Самостоя-тельная работа.
Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.
1-4
27.09.
9
Звёзды и созвездия.
1
Комбинированный
Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы.
Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Уметь характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела.
Индивиду-альный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения.
1-4
30.09.
10
Планеты.
1
Комбинированный
Планеты Солнечной системы. Планеты Земной группы.
Иметь представление о планетах Солнечной системы.
Знать как отличить планеты от звёзд; как можно отыскать планету на звёздном небе.
Разгадыва-ние кроссворда, тест.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
1-5
04.10.
11
Движение Земли вокруг Солнца.
1
Комбинированный
Годовое движение Земли. Високосный год.
Знать особенности движения Земли вокруг Солнца; что смена времён года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.
Уметь объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.
Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
1-5
07.10.
12
НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА ЗЕМЛИ (2 ч)
Как связаны живая и неживая природа?
1
Комбинированный
Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе.
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
2-1
18.10.
13
Условия жизни на планете Земля.
1
Комбинированный
Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле.
Уметь объяснять, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
2-1
21.10.
14
СВОЙСТВА ВОДЫ И ВОЗДУХА (4 ч)
Свойства воздуха.
1
Комбинированный
Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.
Знать основные, легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе.
Уметь проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ.
Работа в парах, оформление опытов в тетради.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
2-2
25.10.
15
Кому и для чего нужна вода?
1
Комбинированный
Состояние веществ: твёрдое, жидкое и газообразное.
Знать основные, легко определяемые свойства воды, как человек использует эти свойства в хозяйстве; значение воды в природе; ТБ и соблюдать правила поведения у воды.
Уметь проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; сравнивать свойства воды и воздуха.
Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
2-2
28.10.
16
Вода и её свойства.
1
Комбинированный
Круговорот воды в природе. Три состояния воды.
Фронталь-ный опрос.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
2-3
01.11.
17
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».
1
Обобще-ние знаний
Свойства воздуха и воды.
Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.
Тест.
Обосновывать высказанное суждение.
2-3
04.11.
18
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА ИРАСТЕНИЯ (4 ч)
Условия, необходимые для развития растений.
1
Комбинированный
Теневыносливые, светолюбивые растения.
Знать условия, необходимые для развития растений.
Уметь анализировать опыты; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.
Самостоя-тельная работа.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
2-4
08.11.
19
Корень, стебель и лист.
1
Комбинированный
Значение корня, стебля и листьев в жизни растений.
Уметь различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения.
Оформле-ние заданий в таблицах, устный опрос.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
2-4
11.11.
20
Питание растений.
1
Комбинированный
Фотосинтез;
почвенное питание; воздушное питание.
Уметь использовать книгу как источник информации.
Иметь представление о питании растений.
Устный
опрос.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
2-5
15.11.
21
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения».
1
Обобще-ние знаний
Разнообразие растений.
Знать разнообразие жизненных форм растений и грибов своей местности.
Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений.
Тест.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
2-5
18.11.
22
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕ
НИЙ (4 ч)
Цветковые и хвойные растения.
1
Комбинированный
Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения.
Знать группы растений по их характерным признакам.
Тест. Индивиду-альный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
3-1
29.11.
23
Папоротники, мхи и водоросли.
1
Комбинированный
Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания.
Уметь группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
Устный
опрос. Практичес-кая работа.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
3-1
02.12.
24
Красная книга России. Правила поведения на природе.
1
Комбинированный
Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу.
Знать названия растений из Красной книги (2-3); правила поведения в природе.
Уметь кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края, внесённые в Красную книгу (2-3).
Фронталь-ный опрос.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
3-2
06.12.
25
Обобщение по теме «Разнообразие растений».
1
Обобще-ние знаний
Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края.
Уметь группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
Тест.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
3-2
09.12.
26
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬ-НОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (8 ч)
Для чего выращивают культурные растения?
Промежуточный контроль.
1
Комбинированный
Группы культурных растений.
Знать чем отличаются дикорастущие растения от культурных; группы культурных растений.
Уметь выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; приводить свои примеры культурных растений каждой группы.
Индивиду-альный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
3-3
13.12.
27
Какие части культурных растений используют люди?
1
Комбинированный
Расселение семян растений. Выращивание культурных растений.
Дидактическая игра.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
3-3
16.12.
28
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
1
Комбинированный
Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений.
Знать основные растения огорода; части растений.
Уметь ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена.
Таблица сроков посадки огородных растений родного края.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
3-4
20.12.
29
От чего зависит урожай зерновых?
1
Комбинированный
Значение зерновых культур в жизни человека.
Знать названия зерновых растений; важность зерновых культур в жизни человека.
Тест.
Обосновывать высказанное суждение.
3-4
23.12.
30
Растения сада.
1
Комбинированный
Садовые растения. Труд людей в саду.
Знать основные растения сада.
Уметь находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями.
Устный
опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
3-5
27.12.
31
Сколько живут растения?
1
Комбинированный
Сроки жизни растений; расселение растений на новые места.
Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
Уметь определять возраст растений; составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; характеризовать сходство и различие двулетних и многолетних растений.
Устный
опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
3-5
30.12.
32
Размножение растений своими частями.
1
Комбинированный
Вегетативное размножение растений.
Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».
Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.
Индивиду-альный опрос.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
4-1
10.01.
33
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».
1
Обобще-ние знаний. Виктори-на
Знать дикорастущие и культурные растения своей местности; сельскохозяйственные растения своей местности.
Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края, внесённые в Красную книгу (2-3).
Тест.
Обосновывать высказанное суждение.
4-1
13.01.
34
ГРИБЫ (3 ч)
Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
1
Комбинированный
Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.
Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы; чем питаются грибы.
Устный
опрос.
Тест.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
4-2
17.01.
35
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
1
Комбинированный
Съедобные и ядовитые грибы.
Знать отличительные признаки съедобных грибов; съедобные грибы, растущие в родном крае; несъедобные двойники шляпочных грибов.
Индивиду-альный опрос.
Дидактическая игра.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
4-2
20.01.
36
Как правильно собирать грибы?
1
Комбинированный
Правила сбора грибов.
Знать правила сбора грибов.
Уметь приводить примеры грибов своей местности.
Тест.
Обосновывать высказанное суждение.
4-3
24.01.
37
ЖИВОТНЫЕ (8 ч)
Разнообразие животных.
1
Комбинированный
Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные.
Знать группы животных и их признаки.
Уметь приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
4-3
27.01.
38
Насекомые.
1
Комбинированный
Растительноядные хищные и всеядные насекомые.
Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы; названия насекомых родного края.
Фронталь-ный опрос.
Обосновывать высказанное суждение.
4-4
31.01.
39
Рыбы.
1
Комбинированный
Приспособления рыб для жизни в воде.
Знать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде; группы рыб по признаку питания.
Тест.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
4-4
03.02.
40
Земноводные.
1
Комбинированный
Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки.
Уметь высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; называть земноводных родного края.
Индивиду-альный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
4-5
07.02.
41
Пресмыкающиеся.
1
Комбинированный
Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями.
Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними.
Устный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
4-5
10.02.
42
Птицы.
1
Комбинированный
Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам.
Знать отличительные признаки птиц; группы птиц по признаку питания.
Уметь определять птиц среди других животных.
Самостоя-тельная работа.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
4-6
14.02.
43
Звери.
1
Комбинированный
Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих.
Знать значение понятий «звери», «млекопитающие»; млекопитающих родного края.
Уметь определять млекопитающих среди других животных; описывать млекопитающих.
Работа в парах.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
4-6
17.02.
44
Как животные защищаются.
1
Комбинированный
Различные группы животных.
Знать группы животных по их характерным признакам; способы защиты животных от врагов.
Устный опрос. Работа в парах.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
5-1
28.02.
45
ЧЕЛОВЕК И ЖИВТОНЫЕ )6 ч)
Домашние животные.
1
Комбинированный
Домашние животные.
Знать признаки домашних животных; об особенностях диких и домашних животных.
Уметь раскрывать особенности домашних животных.
Беседа по вопросам.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
5-1
03.03.
46
Живой уголок.
1
Комбинированный
Обитатели живого уголка.
Уметь ухаживать за обитателями живого уголка.
Беседа по статье.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
5-2
07.03.
47
Урок-экскурсия на станцию юннатов.
1
Экскур-сия
Знакомство с жизнью животных на станции юннатов.
Знать правила поведения и обращения с животными.
Уметь наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; обобщать результаты наблюдений по экскурсии.
Беседа по вопросам.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
5-2
10.03.
48
Значение диких животных.
1
Комбинированный
Дикие животные.
Знать диких животных родного края.
Уметь определять значение диких животных в жизни человека.
Работа по группам.
Обосновывать высказанное суждение.
5-3
14.03.
49
Человек в ответе не только за тех, кого приручил!
1
Комбинированный
Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека.
Знать правила поведения в природе; правила обращения с дикими и домашними животными; животных, занесённых в Красную книгу России, родного края.
Викторина. Конкурсы. Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
5-3
17.03.
50
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные».
1
Обобще-ние знаний
Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе.
Знать названия животных Красной книги России (2-3); правила поведения в походах.
Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае.
Беседа по вопросам.
Тест.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
5-4
21.03.
51
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ (6 ч)
Про тебя.
1
Комбинированный
Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.
Знать о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда; сходство и различие людей друг от друга.
Устный опрос.
Практичес-кая работа.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
5-4
24.03.
52
Что умеет человек?
1
Комбинированный
Человек – существо социальное, член общества.
Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений.
Устный опрос.
Обосновывать высказанное суждение.
5-5
28.03.
53
Расти здоровым.
1
Комбинированный
Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека.
Знать понятие «здоровье»; причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; компоненты, от которых зависит здоровье человека; какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему.
Самостоя-тельная работа.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
5-5
31.03.
54
Питание и здоровье.
1
Комбинированный
Режим питания.
Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».
Уметь работать с дополнительными источниками знаний.
Работа в парах и по группам.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
5-6
04.04.
55
От кого зависит твой режим дня?
1
Комбинированный
Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека.
Знать условия хорошего самочувствия.
Уметь соблюдать режим дня; составлять режим своего рабочего и выходного дня.
Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
5-6
07.04.
56
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы».
1
Обобще-ние знаний
Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.
Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека.
Тест.
Обосновывать высказанное суждение.
6-1
18.04.
57
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ БЕДЫ? (5 ч(
Чистота – залог здоровья.
1
Комбинированный
Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы.
Знать значение понятия «микробы»; где человека подстерегают микробы; основные правила личной гигиены.
Уметь выполнять правила личной гигиены; рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах.
Практичес-кая работа.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
6-1
21.04.
58
Берегись простуды!
1
Комбинированный
Охрана и укрепление здоровья.
Фронталь-ный, индивиду-альный опросы.
Обосновывать высказанное суждение.
6-2
25.04.
59
Твоя безопасность на улице. ПДД «Игры детей и дорожная безопасность».
1
Комбинированный
Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении с незнакомыми людьми.
Знать знаки дорожного движения; сигналы регулировщика и светофора; правила поведения в природе; что такое опасная ситуация.
Уметь составлять правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях.
Работа по группам.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
6-2
28.04.
60
Твоя безопасность дома.
1
Комбинированный
Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами.
Знать правила безопасного поведения дома.
Уметь вызвать помощь; вести себя в нестандартных ситуациях.
Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
6-3
02.05.
61
Обобщение по теме «Как себя уберечь от беды?».
1
Виктори-на
Охрана и укрепление здоровья.
Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.
Тест.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
6-3
05.05.
62
В РОДНОМ КРАЮ )7 ч)
Имя города, села, посёлка.
1
Комбинированный
Россия – наша Родина.
Знать название родной страны, её столицы; региона, где живут обучающиеся, родного посёлка.
Уметь работать с различными источниками информации.
Беседа по вопросам.
Фронталь-ный опрос.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
6-4
09.05.
63
История Московского Кремля.
1
Комбинированный
Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля.
Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.
Уметь описывать изученные события из истории Отечества; самостоятельно работать с книгой.
Беседа по вопросам.
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
6-4
12.05.
64
Экскурсия в город. ПДД «Выбор безопасных маршрутов и культуры поведения в транспорте».
1
Экскур-сия
Предприятия, обслуживающие жителей города.
Уметь работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию; соблюдать правила во время экскурсии.
Отчёт о посещении краеведчес-кого музея.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
6-5
16.05.
65
Общий дедушка.
1
Комбинированный
Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Знать фамилии, имена, отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; основные права ребёнка; способы обмена информацией.
Уметь пользоваться средствами связи.
Дидактическая игра. Фронталь-ный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.
6-5
19.05.
66
День Победы.
Итоговый контроль.
1
Комбинированный
Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ.
Знать названия государственных праздников, дни памятных дат; название родной страны, её столицы; региона, где живут обучающиеся, родного посёлка; государственную символику России.
Уметь приводить примеры основных государственных праздников.
Устный опрос.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
6-6
23.05.
67
День Конституции.
1
Комбинированный
Государственные праздники.
Фронталь-ный опрос.
Обосновывать высказанное суждение.
6-6
26.05.
68
Обобщение по теме «В родном краю».
1
Обобще-ние знаний
Россия – наша Родина.
Знать название родной страны, её столицы; региона, где живут обучающиеся, родного посёлка.
Уметь работать с различными источниками информации.
Тест.
Задание «Проверь себя!»
Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
6-6
30.05.
VђЗаголовок 115