Разработка урока по познанию мира на тему Почва 3 класс
Познание мира 3 класс по теме "Почва"
Задачи:
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Проверочные карточки;
Работа в группах;
Обобщающая беседа
Оборудование:
рабочий лист (4 шт.);
чашка фарфоровая (1 шт.);
образцы почв (раздаточный материал 4 шт.);
стеклянные палочки (4 шт.);
(стеклянные стаканы (8 шт.);
стеклянная воронка (4 шт.);
колба (4 шт.);
бумажный фильтр (4 шт.);
лупы (4);
штатив;
сухое горючее или спиртовка;
стекло;
держатель;
презентация;
компьютер;
Ход урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1 слайд
I. Орг. момент. Итак, друзья, начнём урок!
Затей у нас большой мешок.
А для кого они?
Для нас!
Скажем друг другу:
- В добрый час!
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».
1. Что называется полезными ископаемыми? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд.)
2. Какие виды полезных ископаемых бывают? (горючие, рудные, нерудные )
Тест.
Полезные ископаемые – это:
а) металлы, получаемые из железных руд
б) горные породы, которые добываются из земной коры
в) твёрдая оболочка Земли
Казахское название кумтас означает:
а) песчанный камень
б) точильный камень
в) твёрдый камень
К рыхлым породам относятся:
а) глина и цемент
б) нефть и газ
в) песок и глина
Три основные группы полезных ископаемых:
а) горючие, рудные, нерудные
б) полезные, бесполезные, неполезные
в) металлы, горные породы, руды.
Месторождения – это:
а) места добычи полезных ископаемых
б) места залегания полезных ископаемых
в) соединение горных пород
(взаимопроверка , оцените работу.) (слайд 2)
Поднимите руки у кого «5», «4», «3». Сдайте, я перепроверю.
II. Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Бьют меня ногами,Режут ножами.Каждый хочет растоптать.А я с подарками опять.
Что же это за чудо такое, которое бьют, режут, хотят растоптать, а оно к нам с подарками?
Послушайте рассказ о “Чудесной кладовой” (М.Ильин, Е Сегал)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Как вы думаете, сказка это или не сказка? Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3 слайд
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? А кто знает, каково ее научное название?– Почва.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4 слайд
– Тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
- Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, земля, почва.)
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
-Почему?
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, ..)
хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
IV. Изучение новой темы. (слайд 5)
Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
– Что такое почва?( Стр. 102) рассмотрите рисунок. (небольшой слой земли, на котором растёт растительность. Научное определение понятию «почва».
(Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в тетрадь)
А сейчас мы с вами проведём опыты и ответим на вопрос: что входит в состав почвы?
У вас на столах лежат рабочие листы. После каждого опыта вы должны будете делать запись из чего состоит почва.
1-й опыт.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]7 слайд
– Это перегной.
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах. (Дети записывают в таблицу "перегной")
2-й опыт.
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– Что заметили?
– Пузырьки.
– Сделайте вывод.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
3-й опыт. Нагревание почвы. (провожу сама)
Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
На стекле появляются капли воды и белый налет. –
– Что же это такое?
– Вода и минеральные соли.
– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8 слайд
Кто мне скажет: из чего состоит почва? (опрос по группам) (слайд 9)
Физминутка. (называю слова, если они входят в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло, 10. Полиэтиленовый пакет, 11. Бумага.
Это интересно! (сообщение)
- Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.
VI. Продолжение новой темы.
– Переходим к выполнению следующего пункта плана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]9 слайд
4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
5-й опыт.
Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность
– Вспомните начало урока, сказку «Репка» и ответьте на вопрос:
чем же дед кормил репку, что она выросла такая большая? (перегноем, питательными веществами.)
А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 10 слайд
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
Проверка.
– Какие свойства есть у почвы?
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?
– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы?(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
VI. Физкультминутка.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, тополь, акация, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
11, 12 слайд
– Какими свойствами обладает почва? (слайд 13)
– Какое свойство главное?
– Почему?
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной) (слайд 14 )
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения.
Самая богатая перегноем почва – чернозём.
Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»
Видно много трав лежалых растопил теплом
Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.
Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.
Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!
Обрастай зеленой плотью, золотым добром,
Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!
VII. Рефлексия.
– Давайте подведем итог.
что такое почва?
какая почва называется плодородной?
чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Итог урока.
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
VIII. Обучающий тест.
– Перед вами 7 вопросов.
– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Тест: Почва
Выбери из предложенных ответов один правильный.
Почва – это
б) пучки трав, небольшие кусты;
и) слой земли;
л) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;
г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.
Почва состоит
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
ц) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;
г) из песка, глины, солей;
Главное свойство почвы – это
о) плодородие;
е) содержание влаги в почве;
в) водопроницаемость;
и) способность удерживать влагу.
На плодородие почвы влияет
б) наличие в почве воды;
м) наличие в почве перегноя
в) наличие в почве песка и глины;
г) наличие остатков растений и мелких животных.
Что растения не могут получить из почвы?
д) воду;
р) воздух;
е) солнечный свет;
о) соли;
Растения из почвы получают
а) перегной, песок, глину;
д) воздух, воду, питательные вещества;
в) остатки растений и животных;
г) питательные вещества.
Самая богатая перегноем почва.
о) чернозём;
н) глинистая;
а) песчаная.
Выпишите буквы, которые у вас получились и соберите из них слово. Что получилось? (молодец)
Вы сегодня все молодцы. Хорошо поработали на уроке и я вам ставлю всем «5»
IX. Домашнее задание.
Учебник с. 99-104 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве.
Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, реферат на тему « Охрана почв».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15 слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]