Интегрированный урок технологии и истории по теме: Деревянное зодчество
Интегрированный урок технологии и истории по теме: "Деревянное зодчество"
7 класс
В.М.Геков,
Чермошнянская СШ
Цели:
познакомить учащихся с сохранившимися памятниками деревянного зодчества; расширить истоки становления и развития строительного ремесла.
уметь применять знания, умения и навыки по обработке изделий из древесины на конкретном проекте;
познакомить со способом соединения деталей из древесины «в полдерева» при строительстве жилых домов из круглого леса, развивать конструкторское мышление, творческую инициативу, эстетический взгляд на результаты своего труда;
Инструменты и оборудование: Технические средства обучения: компьютер с аудио- и видео-обеспечением, мультимедиа, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, эскизы и технологические карты на сборку сруба, заготовки и готовые части церкви, сделанные на предыдущих уроках;
Тип урока: интегрированный
Этапы урока:
1. Вводная часть:
Организационный момент:
приветствие, проверка готовности к уроку;
плотник, столяр – профессии истинного деревянного ремесла;
2. Основная часть:
сообщение технологических сведений о способе соединения деталей из древесины «в полдерева»;
немного истории (учитель истории Александр Мичеславович);
инструктаж по ТБ.;
вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
3. Практическая работа:
сборка макета церкви из стеков (деревянные шампура);
получение практических навыков и умений при строительстве жилых домов;
контроль за соблюдением технологии сборки;
4. Заключительная часть:
передача готового макета церкви в школьный музей;
анализ работы учащихся;
уборка рабочих мест и помещения мастерской.
ХОД УРОКА
Звучит мелодия, в класс приглашаются учащиеся. На большом проекционном экране фрагменты деревянного зодчества (презентация).
Учитель технологии: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока:«Деревянное зодчество». На предыдущих уроках мы начали знакомиться с этой темой и познакомились с профессиями – плотник и столяр, а также c основными инструментами, которыми они работали. И теперь давайте повторим пройденный материал.
Учитель: Кто такой плотник и чем он занимался?
Ответ: Плотник – это человек, который занимался строительством деревянных сооружений. Плотничные работы, включают изготовление и монтаж деревянных конструкций наружных стен, перекрытий, крыши, настилку полов, установку и разборку лесов, опалубки и т.д. (см. презентацию)
Учитель: В чём заключаются столярные работы?
Ответ: Рука об руку с плотником всегда работали люди со смежной профессии столяры. Столярные работы, включают изготовление и сборку оконных и дверных блоков и других изделий, а также их монтаж на строительном объекте (см. презентацию).
Учитель: А теперь давайте вспомним, каким инструментом работали плотники в те далекие времена?(выйти к доске и показать основные части).
Ответ: В основном плотники и столяры в своей работе использовали топор, пилу, скобель и долото.
Пила Долото, скобель, топор Секач
Топор состоит из лезвия, бойка, носка, пятки, бородки, проуха, обуха, топорища, захвата и хвоста.
Учитель: Какие работы выполняли скобелем?
Ответ: Скобелем ошкуривали бревна от коры.
Учитель: Почему плотник из инструментов топор и пила отдавал предпочтение топору?
Ответ: При пилении места распила махрятся, а значит, будут впитывать влагу, при рубке топором волокна уплотняются, и капли влаги стекают.
Учитель: Правильно. Высшим мастерством, быть “мастером первой руки” считалось, когда человек умел построить дом, сделать его отделку, изготовить и установить окна, двери, то есть столярные работы.
Современная технология строительства (краны, машины и т.д.), новые материалы не смогли снизить значимость профессии плотника. В наше время мы все больше видим красивых домов, коттеджей, изготовленных из дерева под старину, профессия плотника становится все более востребованной.
А теперь давайте совершим исторический экскурс по развитию деревянного зодчества.
Учитель истории: Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север.
В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.
В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.
Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере.
Было время, когда практически вся архитектура была деревянной. Причина в том, что Древняя Русь – земля, почти полностью покрыта лесами. Избы, амбары, мосты, часовни, мельницы, сторожевые башни, величественные соборы и могучие крепости – всё это было срублено из одного материала – дерева. В 10 в. Началась колонизация огромных пространств, расположенных за Уральским хребтом. В Казахстане строительство деревянных домов началось с переселения русского народа. По мере продвижения служивые люди, крестьяне основывали остроги, которые служили не только средством защиты, но и местом их проживания. Старые постройки до сих пор существуют в Петропавловске, Щучинске, Боровом.
С этого момента похода Ермака Тимофеевича в 1581 -1584гг. началась колонизация огромных пространств, расположенных за Уральским хребтом, эти земли были заселены в течение нескольких десятилетий. По мере продвижения вглубь неизвестных земель служивые люди, крестьяне основывали остроги, которые служили не только средством защиты от коренных народов, но и местом, где жили покорители Сибири.
(на экране показываются иллюстрации Братского острога)
Схематический план
1 – глухая угловая башня; 2 – проезжая башня; 3 – Богоявленская церковь; 4 – приказчичий дом; 5 – житница; 6 – баня; 7 – амбары; 8 – пивной кабак; 9 – таможная изба; 10 - погреба
Обычно укрепления создавались при учете следующих предпосылок:
а) выгодное географическое положение (обычно остроги выстраивались в местах слияния рек, которые служили естественными дорогами), соблюдение питьевого режима;
б) пересечение волоковых дорог (в последствии тракторов);
в) выбирались места для успешного развития сельского хозяйства, так как переселенцы должны были обеспечивать себя сами;
г) место должно было быть ровным и достаточно большим для возможности роста поселения и обеспечивать обзор крепостей;
д) острог должен быть теплым, достаточно просторным для того, чтобы люди могли пережить суровые сибирские зимы;
е) при строительстве острога учитывалась возможность хранения продуктов.
И, самое главное, архитектурные особенности строения должны были отвечать всем требованиям деревянных оборонительных сооружений того времени.
Учитель технологии: Способов соединения бревен при строительстве домов из круглого леса несколько - по углам: с остатком рубка в “обло” или в чашу и без остатка рубка в “лапу”; по длине: рубка в “погон” - врезка тонких бревен; рубка в “иглу” - укладка бревен в разном направлении; рубка в “ряж” - рубка с зазором; Сегодня мы с вами рассмотрим один из способов соединения – это рубка в «обло».
(Объяснение рубка в «обло»)
Таким образом мы и подошли к практической части нашего урока. Сейчас мы с вами после того как познакомились с профессиями плотника, столяра и краеведа, должны закончить свой проект и произвести сборку настоящего деревянного сооружения, пусть пока и в миниатюре.
У нас заготовлены детали сруба и отдельные элементы крыши.
Вопрос к классу: Какие предварительные работы мы с вами сделали до этого урока?
Ответ: Составление рабочих эскизов, технологических карт.
Вопрос к классу: Какие вы знаете способы соединения бревен при постройке жилых домов из круглого леса?
Ответ: С остатком (рубка в обло) и без остатка (рубка в лапу).
Вопрос к классу: В какое время года заготавливают лес для постройки домов?
Ответ: Зимой и желательно в новолуние (по народной примете вырубленный лес на ущербе быстрее сгнивает)
Вопрос к классу: А как проверить в какое время года заготавливали бревна?
Ответ: С помощью обычной настойки йода – достаточно облить ею спил дерева.
Если дерево спилено летом, то спил окрасится в темно-желтый цвет, а если зимой – в синий или фиолетовый цвет. Зимой дерево запасается крахмалом, это уже из курса химии.
А сейчас мы приступаем к практической части урока – сборке макета церкви.
Перед началом работы я попрошу вас не забывать безопасные методы работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТА ЦЕРКВИ
Технологическая карта изготовления стен
№ п.п. ОПЕРАЦИЯ ЭСКИЗ ИНСТРУМ. И ПРИСП.
1 Приготовить необходимый картон Картон толщиной 0,3 мм (коробка от конфет)
2 Разметить, согласно выполненным расчетам Линейка, карандаш, ножницы
3 Обрезать спичечную головку Спички, линейка, нож-резак, подкладной материал
4 Оклеить стенку спичками Пинцет, клей ПВА
Технологическая карта изготовления креста
№ п.пОПЕРАЦИЯ ЭСКИЗ МАТЕР. И ПРИСП.
1 Приготовить проволоку и приспособление Медная проволока толщиной 0,3 мм, приспособление под крест
Технологическая карта изготовления купола
1 Подобрать картон необходимого размера и толщины Картон толщиной 1,5 мм, линейка
2 Составить «развёртку» купола и подготовить циркуль Циркуль, карандаш
3 Нарисовать кружочки на картоне Картон, циркуль
4 Склеить кружки в заданном порядке Клей ПВА
5 Оклеить купол фольгой Фольга, клей ПВА, пинцет
Вот мы с вами и стали настоящими мастерами - профессиональными плотниками и столярами. С окончанием постройки церкви бригада прощается со своим изделием. Наш макет будет жить теперь другой, своей жизнью. Александр Мичеславович, принимайте наш подарок, берегите его, храните!
Учитель истории: Сегодня, для нашего музея вы сделали ценнейший экспонат, тем более что он создан вашими руками, и, я надеюсь, мы продолжим наши начинания.
4206875135890193484595250 -59753595250
1934210120650
41109902540 -59753530480
27959058890-3175008890
Подведение итогов урока
Учитель технологии:
Ну вот, урок подошел к концу. И каким бы необычным он для вас и для меня не был, я должен его закончить оценкой вашего труда.
(выставление оценок)
Спасибо! На этом наш урок заканчивается. До свидания.
Список использованной литературы
«Художественные работы по дереву», А.С. Хворостов, Д.А. Хворостов. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002 г.
«Русь деревянная», А. Ополовников, Г. Островский, Москва, издательство детская литература, 1981 г.
«Русский Север», А.В. Ополовников, М. Стройиздат, 1977 г.
«Резьба по дереву», Афанасьев А.Ф. М.: Легпромбытиздат, 1997.
«Художественная обработка дерева», Бородулин В.А. - М.: Просвещение, 1988.
«Декоративно - прикладное искусство в школе», Хворостов А.С.- М.: Просвещение, 1981.