Учебная дисциплина Природопользование и охрана окружающей среды
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ тверской области
гБПоу «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ
«Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»
______________Б.В. Жуков «___»________________20__г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Природопользование и охрана окружающей среды
РЖЕВ, 2015-2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 916 (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) ППКРС 18.01.02 Лаборант-эколог.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»
Разработчики:
Грудилова И.А: преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Замятина Л.Ю: методист.
Рекомендована на заседании методической комиссии
Заседание МК № 5 от «17» июня 2015 г.
Эксперты ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»:
Зам. директора по УПР Образцова В.Н.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Методист Замятина Л.Ю.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Преподаватель Климова Л.Н.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Природопользование и охрана окружающей среды
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 18.01.02 Лаборант-эколог
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки рабочего в рамках профессионального образования профессиональной подготовки, при освоении специальности: 13319 Лаборант химико-бактериологического анализа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
- различать конструкции и определять принадлежность аппаратов и устройств очистки сточных вод и газоочистки;
- оценивать состояние экологи окружающей среды на производственном объекте;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов и задачи охраны окружающей среды;
- методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств;
- основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные способы предотвращения и улавливания выбросов;
- правила и нормы экологической безопасности;
- принципы и организацию производственного экологического контроля;
- состав промышленных выбросов в атмосферу от различных производств;
- основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
лабораторно-практические занятия 6 часов;
самостоятельная работа обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) теория
50
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
6
контрольные работы
9
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
Итоговая аттестация в форме экзамена 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Природопользование и охрана окружающей среды
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
5
Тема 1.1.
Законодательство в области охраны окружающей среды
Содержание учебного материала:
5
1. Основные законы по охране окружающей среды.
1
1
Объекты охраны окружающей среды. Основные термины.
1
2. Полномочия органов государственной власти, связанные с охраной окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательств в области охраны окружающей среды.
1
1
ЛПЗ. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
2
2
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа:
Правовые вопросы природопользования (доклад);
Природные объекты, находящиеся под охраной (доклад);
правила и нормы экологической безопасности (доклад).
2
3
Раздел 2.
4
Тема 2.1.
Классификация природных ресурсов
Содержание учебного материала:
4
1. Невозобновимые природные ресурсы. Богатство недр.
1
1
Возобновимые природные ресурсы.
1
2. Климатические природные ресурсы. Природный ландшафт.
1
1
Космические природные ресурсы.
1
5. Водные природные ресурсы.
1
1
Контрольная работа
1
Раздел 3.
5
Тема 3.1.
Обезвреживание и очистка газообразных выбросов
Содержание учебного материала:
5
1. Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы.
2
1
2. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охрана атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферы.
2
1
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа:
Смоги (доклад);
Газовый состав атмосферы (доклад).
1
3
Раздел 4.
6
Тема 4.1.
Водные ресурсы
Содержание учебного материала:
6
1. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека.
1
1
Истощение и загрязнение водных ресурсов. Определение степени загрязнения.
1
2 Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
1
1
3 Правовая охрана водных ресурсов.
1
1
Мониторинг водных ресурсов, качество и загрязнение воды.
1
4. Устройство и работа аппаратов очистных сооружений.
2
2
Контрольная работа.
1
3
Самостоятельная работа:
Мониторинг загрязнения окружающей среды (водной среды) (доклад);
Сточные воды и методы их очистки (доклад).
1
3
Раздел 5.
5
Тема 5.1.
Техногенные воздействия на охрану окружающей среды
Содержание учебного материала:
5
1. Антропогенные воздействия на природу на разных этапах человеческого общества .
1
1
2. Экологические кризисы и катастрофы.
1
1
3. Основные источники техногенного воздействия на охрану окружающей среды.
1
1
4. Оценка экологического воздействия и ущерба.
1
1
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа:
Критерии оценки качества окружающей среды;
Биоресурсы;
1
3
Раздел 6.
4
Тема 6.1.
Отходы производства.
Содержание учебного материала:
1. Экологизация технологий. Малоотходные технологии.
1
1
2. Промышленные выбросы. Твердые отходы.
1
1
3. Обезвреживание и захоронение токсичных отходов.
1
1
4. Контрольная работа.
1
3
Самостоятельная работа:
Малоотходные технологии;
Твердые бытовые отходы, их утилизация (рефераты).
1
3
Раздел 7.
4
Тема 7.1.
Атмосферные выбросы.
Содержание учебного материала:
4
1. Общие сведения о методах наблюдения. Наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха.
1
1
2. Уровень загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.
1
1
3. Радиоактивное заражение воздуха.
1
1
4. Контрольная работа.
1
3
Самостоятельная работа:
Загрязнение окружающей среды выбросами АЭС (доклад);
1
3
Раздел 8.
6
Тема 8.1.
Экологическая безопасность. Экологический контроль.
Содержание учебного материала:
6
1. Экологическая пригодность сырья и выпускаемой продукции.
1
1
2. Экологический паспорт предприятия.
1
1
3. Методы и приборы измерения и контроля загрязненных веществ.
1
1
4. Контроль за загрязнением почв пестицидами и вредными выбросами промышленного происхождения.
1
1
5. Контроль за радиоактивным загрязнением природной среды.
1
1
6. Контрольная работа.
1
3
Самостоятельная работа:
Кислотные дожди (реферат).
1
3
Раздел 9.
7
Тема 9.1.
промышленные выбросы в атмосферу от различных производств.
Содержание учебного материала:
7
1. Загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий: нефтехимической, металлургической промышленностей и АТС.
1
1
2. Производство азотной кислоты и минеральных удобрений.
1
1
3. Производство пестицидов. Лакокрасочное производство.
1
1
4. ЛПЗ. Устройство газоочистных сооружений.
4
2
Самостоятельная работа:
Загрязнение окружающей среды выбросами: нефтехимической и металлургической промышленностей, АТС (реферат);
1
3
Раздел 10.
4
Тема 10.1.
Утилизация отходов.
Содержание учебного материала:
4
1. Утилизация газовых выбросов.
1
1
2. Утилизация твердых отходов.
1
1
3. Утилизация бытовых отходов.
1
1
4. Контрольная работа
1
1
Самостоятельная работа:
Экологическое состояние окружающей среды (кроссворд);
1
3
Итого:
60
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Природопользование и охрана окружающей среды
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся – 25 человек;
- рабочее место преподавателя – 1 человек;
- плакаты;
- стенды;
- учебники;
- вытяжной шкаф;
- учебные разработки;
Технические средства обучения (лаборатория):
- химическая посуда;
- реактивы;
- весы;
- термометры;
- газоанализатор;
- термостат;
- холодильник;
- сушильный шкаф;
- центрифуга;
- муфельная печь;
- халаты;
- дистиллятор воды;
- сушилка для рук;
- лабораторный стол.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования» 3-е издание стереотипное, Учебное издание, Издательский центр «академия» Москва 2004 год.
«Экологическое состояние территории России» С.А. Ушаков, Я.Г. Каца, Издательский центр «Академия», Учебное издание, Москва 2002 год.
«Основы промышленной экологии» Голицын А.Н., Учебник, Издательский центр «Академия» Москва 2002 год
Алексеев С.В. , Коррыев Б.Б. «Введение в агроэкологию» СПб., 1999 г.
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» за 1991 – 2001 гг. – М.: Госком-экологии РФ, 1992-2002.
Дополнительные источники:
«Экология в ответах и вопросах» Учебное пособие Т.А. Андреева
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
тестирование
- различать конструкции и определять принадлежность аппаратов и устройств очистки сточных вод и газоочистки;
защита лабораторно-практического занятия
- оценивать состояние экологи окружающей среды на производственном объекте;
практическое занятие
Знания:
- виды и классификацию природных ресурсов и задачи охраны окружающей среды;
доклад
-методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств;
практическое занятие
- основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки;
тестирование, доклад
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
доклад
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
доклад
-основные способы предотвращения и улавливания выбросов;
тестирование, доклад
- правила и нормы экологической безопасности;
сообщение, тестирование
-принципы и организацию производственного экологического контроля;
доклад
- состав промышленных выбросов в
атмосферу от различных производств;
тестирование, сообщение
- основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов.
доклад
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
Отлично
75 ч 89
4
Хорошо
60 ч 74
3
Удовлетворительно
менее 60
2
Неудовлетворительно
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 215