Прзентация на тему Национально-региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности


Работа учителя начальных классов МОУ «Гимназия г. Алдан» Огневой Веры Константиновны Национально-региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности Родиноведение Развивающий курс. Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека. Но любовь к Родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.Наша Республика Саха многонациональна. Обострившиеся проблемы межнациональных отношений в России убеждают в необходимости изучения национальных чувств, традиций и социально-психологических закономерностей межнациональных отношений. Это поможет подготовить детей к жизни в многонациональной среде. Природа Якутии прекрасна, уникальна и легко ранима. Человек – часть природы, а не её хозяин. Детям необходимо раскрыть идею «всё в природе взаимосвязано».Нравственные ценности, сформировавшиеся в детстве, определяют поведение и в зрелые годы. Они становятся основой личного морального кодекса. Цели: развитие ценностных ориентаций ребёнкавоспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем миреформирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию Задачи: расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы развитие познавательного интереса и любви к родному краю знакомство с историей и природой России, Якутии, родного края последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней Виды деятельности Работа со справочной и энциклопедической литературойработа с картой слушание, запоминание, наблюдения формулирование вопросов и ответов выдвижение гипотез и предположений ИЗО-деятельность работа с пословицами, поговорками, сказками коренных народов Якутии Образовательный продукт написание рефератов выставки рисунков, поделок Критерии успешности выступление с сообщением умение защитить свою точку зрениясоставление кроссвордов и заданий для викторинзащита рефератов Форма итоговой отчётности участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» проведение предметной недели Педагогические цели данной работы Развитие желания познать мир, в котором мы живёмЗнакомство с жизнью современного обществаРазвитие уважения к коренным народам Якутии через знакомство с их историей, культурой, бытомРазвитие духовно – нравственных ценностейРазвитие интереса и любви к природе родного края, ответственность каждого человека за сохранение окружающей средыПриобщение учащихся к детской, научно – художественной, энциклопедической литературе Проект «Мой край родной» в рамках предмета «Природоведение» и курса «Родиноведение». Формулирование основополагающего вопроса В чём особенность нашего Алданского района? Формулирование методических задач Знакомство с историей освоения и рождения родного города. Познакомиться с полезными ископаемыми, добываемыми в Алданском районе, с их свойствами и использованием. Узнать о значении названий населенных пунктов и рек. Узнать об особенностях природы родного края, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Учить излагать кратко свои мысли устно и письменно.Учить оформлять работы в виде рефератов, альбомов, презентаций. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) Как появился наш город?Улицы нашего города.Какие полезные ископаемые добываются в нашем районе?Что скрывается за названиями населенных пунктов и рек?В чём особенности природы нашего края? Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов Как появился наш город? мини – группа 4 человека- В каком году был основан наш город?- Почему его построили?- Как всё это происходило?Кто считается «первооткрывателем» города?Представление результатов – выпуск газеты. 2 группа – 4 человека Улицы нашего города. - Сколько улиц в нашем городе?- В честь кого названы улицы нашего города?- Что обозначают якутские названия улиц?Что могут рассказать наши бабушки и дедушки об улицах.Представление результатов –реферат и устное сообщение. 3 группа – 4 человека Какие полезные ископаемые добываются в нашем районе? - Что такое полезные ископаемые?- Какие они бывают?- Какие полезные ископаемые открыли в нашем районе и все ли они добываются?- Где используются «наши» полезные ископаемые?Представление результатов – презентация и реферат. 4 группа – 3 человека Что скрывается за названиями населенных пунктов и рек? - Что обозначают названия городов, посёлков, рек? Представление результатов – презентация. 5 группа – 6 человек В чём особенности природы нашего края? - Каков растительный мир нашей тайги? - Каков животный мир нашей тайги? - Какие виды занесены в Красную книгу? - Как охраняется природа?Представление результатов – альбом с фотографиями, вопросы для викторины, кроссворды. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Беседы с родителями и знакомыми.Посещение краеведческого музея и геологического музея.В городской библиотеке найти книги:- Н.Г.Соломонов «Животный мир Якутии» Якутское книжное издательство. 1975г.- В.Н.Винокуров, А.В.Винокурова «Материалы Красной книги Якутии в школьной практике». Якутск. 1994г.- В. Н. Иванов, А. В. Егоров «Алданский улус. История, культура, фольклор» Якутск 2004 год.- Фотоальбом «Храним традиции, живём настоящим, творим будущее». Иркутск 2004год.Интернет: веб-сайт www aldan gold. RuВидеофрагменты. Самостоятельная работа групп. В каждой группе выбирается руководитель, который следит за ходом выполнения обязанностей каждым учеником.Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на представление полученных результатов предоставляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Оценивается результат, самостоятельность и умение работать в группе, взаимопомощь, умение донести полученные знания до слушателя.Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Презентация была проведена в форме устного журнала в рамках недели краеведения. Национально-региональный компонент в урочной деятельности. Регионализация содержания даёт возможность детям конкретизировать изучаемое на знакомом материале.Происходит опора на жизненный опыт учеников, их наблюдения в быту, природе, жизни.Создаёт благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный настрой. Природоведение Особенности природных условиях региона отражаются в содержании образования прежде всего тех предметов, которые непосредственно связаны с изучением природы.Содержание регионального компонента я предлагаю ввести как «модуль» к действующим федеральным курсам. Математика. На уроках математики регионализация содержания помогает детям понимать практическую значимость решения примеров и задач, повышается интерес к предмету. Устный счёт. - Знаете ли вы, какую птицу называют жар-птицей Якутии?СТЕРХ – 1583ЛЕБЕДЬ – 989РОЗОВАЯ ЧАЙКА – 1680- Чтобы проверить свои предположения решите математическую цепочку: @ : 6 = # ** - 130 = @ 8 x 32 = ** 80 x # = Литература. На уроках литературы национально-региональный компонент предлагаю ввести через уроки внеклассного чтения. Темы: Фольклор народов Якутии.Олонхо.Современная детская литература.Алуро Адо «Рассказы Юко»Далан (Василий Семёнович Яковлев) «Белые стерхи севера»Андрей Кривошапкин «Поездка к оленям».Георгий Васильев «Почему лес плачет».Ю. Рытхеу «Волшебная рукавица»Иван Егоров «Спасение лебедя»И др.Знакомство с детскими журналами, издаваемыми в Якутии.Стихи о родном городе. Русский язык. На уроках русского языка национально-региональный компонент предлагаю ввести через уроки развития речи. «У волка вырастают только волки, у тигра – тигры, у змеи – змеи,а вот у человека в результате негодного воспитанияможет вырасти и волк, и тигр, и змея в облике человека». (Л. М. Фридман)