Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История родного края» для детей подготовительной группы на тему: Крым-Родина моя», или «Путешествие по Крыму на Машине Времени»


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История родного края» для детей подготовительной группы на тему: Крым-Родина моя», или «Путешествие по Крыму на Машине Времени»
Подготовила воспитатель первой категории МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Бахчисарайский рн. Республика Крым
НАУМЕНКО СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНАЗадачи:
- расширять, обогащать, углублять знания детей об истории края, в котором мы живем, о Крыме;
- формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;
- сформировать представления о Крымских горах и природных достопримечательностях;
- закрепить знания легенд Крыма;
- закрепить правила поведения в природе;
- развивать связную речь детей, учить правильно, строить предложения, использовать в речи эпитеты;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;
Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор и природных достопримечательностей Бельбекской долины Крыма, видео путешествие по горному Крыму
Ход занятия:
Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина?
(Ответы детей)
Ребенок: Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы с неба
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили кругом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь мы, здесь отеческий дом.
Слайд Карта России.
Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым)
Крым - полуостров мира,
Прекрасный полуостров Крым!
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним! А как называется наш самый родной уголок? ( Голубинка)
Ребенок: Голубинка наша небольшая:
Дворики с цветами,
горы с хвойными лесами
Пахнет травами, рекой
Уголок любимый мой родной
Слайд Голубинка .Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым.
Слайды Крыма
Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди –русские, крымские татары, украинцы. Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане)
Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.
Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята.
Ребенок: Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради нее,
Пусть над зеленым островом этим
Мирное, доброе солнце встает!
Ребенок: Крым – это синее Черное море,
Крым – это скалы, лес и горы,
Крым – сладкий виноград
Обворожительный цветущий сад!
Ребенок: Прекрасен мир в любое время года
Ласкает солнца взор иль непогода
О скалы волны бьют, свирепа моря даль
Подснежники цветут, на склонах гор миндаль
Великолепен лес, красивы горы
Цветы садов бескрайние просторы…
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?
Дети:
Нет в мире краше родины нашей.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родная сторона мать, а чужая мачеха.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма.(Слайд карта Крыма)
Почему Крым называется полуостровом?
Какими морями омывается Крым? Покажите на карте.
Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море?
Как назывался Крымский полуостров раньше? ( Таврида, Таврика)
Воспитатель Мы с вами немножко устали,давайте прогуляемся в крымском лесу.
Слайд лес
Звучит аудиозапись «Шум леса »
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, знаете наш Крым очень красивый сегодня, а сколько интересного происходило в Крыму много лет назад. Он таит в себе много сказаний и легенд.Вы хотели бы их узнать? Тогда нам предстоит отправиться в путешествие по Крыму на машине Времени.
Слайд Машина времени
Вот мы и оказались в Крыму, только время вернулось на сотни лет назад. Посмотрите ,вот гора Ай-Петри
Слайд 4Ай-Петри
Самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.
А вот крымские деревни
Слайд деревьняА вот красивая гора «Орлиный залет»
Слайд 6:Орлиный залет.
Седам-Кая или Орлиный залет (1026 м) — коническая вершина, расположенная к востоку, через седловину от похожей на нее горыКуртлер-Богаз, в одном с ней массиве, который обрывается к северу и востоку скальными стенами, на северной окраине Ай-Петринской яйлы, в 2,5 км к югу от села Соколиное (Бахчисарайский район) в  HYPERLINK "http://jalita.com/guidebook/crimea/total_information.shtml" \o "Крым" Крыму.Скалы высятся у кромки Ай-Петринской яйлы и очертаниями напоминают распростертые крылья гигантской птицы. Соседняя гораСююрю-Кая (известняковый массив, отделившийся от основной гряды и сползший в Коккозскую долину) напоминает взлетающего орла.
Какую легенду вы знаете? (Ответы детей)
Слайды к легенде
Гордо подымают высокие горы свои вершины, словно им нет охоты глядеть вниз.
А внизу хорошо!
Торопливо бежит чистая весёлая вода реки Бельбек… А чего ей не веселиться? Её нельзя ударить, плюнуть ей в лицо, отнять детей, дом, жизнь. Нельзя остановить, нет на неё князя-злодея, нет плётки. Сама себе хозяйка! Сама может в гневе наказать любого князя, даже самого сильного. Весело ей глядеть, как тучный князь прыгает на одной ноге, стараясь быстро вскочить на коня и убежать, когда она разольёт свои воды широко по долинам. Куда и спесь девается. Внизу хорошо!
По берегам сады. Тропки лесные. И чего только не дарит земля людям — и не пересказать. Весело глядят на человека и круглые яблоки с красными щёчками, и прячущиеся в зелени ветвей груши, и украшение земли — тёмные вишни. Весело!
А почему же люди не радуются? Люди, что под властью князя живут, много сил отдали, чтобы вырастить всё это весёлое великолепие, а взять ни себе, ни детям нельзя: всё княжеское. Только труд — людской. Кому жаловаться, у кого защиты просить?
Молчат горы… Молчит река… Молчат люди…
Не молчит только князь Туган-бей. Только и слышно:
— Почему мало сделали?
— Почему мало собрали?
— Я вас, лодыри…
— Я вам, собачьи уши…
Словно в человеческой речи и слов других нет. Но пришло время. Горы в гневе тряслись, обрушивая в долины потоки камней. Угрюмо ворчал лес, шумя вершинами сосен. Гневно бормотала неведомые слова река.
Не понимали люди, о чём они говорят, на кого гневаются. Стали люди вслушиваться, о чём говорят камни, о чём шумит лес, что бормочет река. Не вдруг поняли. А когда поняли, гнев пришел в их сердца. Посветлели лица, прояснились глаза. Но страшно ещё было показывать свой гнев и радость.
А горы говорили:
— Эх, вы! Вас много, а он один. Смотрите, как он бежит прочь, когда я в гневе сыплю на него камни. Их много, а он один.
Лес шумел:
— Эх, вы! Вас много, а он один. Смотрите, как он бежит прочь, когда я в гневе валю на него деревья. Их много, а он один.
Речка бормотала:
— Эх, вы! Вас много, а он один. Слепые вы, что ли, не видите, как он трусливо бежит, когда в гневе я обрушиваю на него струи вод своих. Их много, а он один.
Горы любили людей. Их ласковые руки умело подбирали каменные россыпи, укладывая в стены домов-лачуг. Сколько прекрасных песен слышали камни, укрывая людей от стужи, ветра, дождей. Какие ласковые слова слушали камни из уст матерей, сколько влюбленных пряталось в тени каменных стен!
Но сколько горькой обиды слышали камни, сколько безутешных слёз падало на них. И великий гнев за человека подымался до самых вершин каменных. Горы снова и снова говорили людям:
— Вас много, а он один…
Лес любил людей. Их умелые руки из тёплой древесины делают много чудесных вещей. Люльку, в которой нежилось дитя, осторожно раскачивали бережные материнские руки, и дереву становилось весело. Тонкое веретено кружилось в девичьих руках, и нитка послушно обвивала дерево, и от этого весело было ему. Круглое колесо мельницы собирали из отдельных дощечек. Вот уж когда весело было!
Но сколько проклятий слышал лес, когда палку лесную брал в руки Туган-бей. Тогда удары сыпались на плечи людей. Горько было лесу. Не для этого растил деревья лес, не на горе, а на радость людям.
И гневно шумели высокие сосны людям:
— Вас много, а он один.
Река любила людей. Разве не она поила их, разве не она обмывала грязные ручонки детей? Разве не она давала людям прохладу в зной?
Что же они в гнев не войдут, как она, что же они не обрушат гнев на голову Туган-бея? Разве мало видела река горя людского? Разве не шептала она им:
— Вас много, а он один…
И всё лучше понимали люди, о чем говорят горы, лес, река. И всё светлее становились лица и яснее глаза у людей. И всё крепче сжимались губы, чтобы не выдать радости:
— Нас много, а он один…
Все поняли это, но не все знали, что делать дальше. Ещё трудно было решиться обрушить свой гнев на князя.
Но сильные духом люди всегда были на земле. Были они и на земле Туган-бея. И это не только храбрые юноши. Подымался великий гнев в кротких сердцах девушек. Разве не их тащил Туган-бей в свои покои? Разве не их Туган-бей лишал простых человеческих радостей?
Поняли храбрецы, о чём грохотали горы, шумел лес, бормотала река, и задумали убить князя.
Но земля родит не только цветы, а и крапиву, чтобы люди остерегались. Родит не только сладкие вишни, но и ядовитый сумах, чтобы люди береглись. Родит не только душистую, сладкую траву, но и подлый бурьян-сорняк, чтобы люди чистили землю, холили её.
Забыл человек об этом — земля напомнит. Жили в деревне чистые сердцем люди, украшение земли, но был и бурьян-сорняк. В три погибели сгибались перед Туган-беем. Руку, бившую их по лицу, лизали. Присматривались. Доносили. Оглядываясь, захлебываясь от злой радости они шепотом рассказывали князю, что задумали храбрецы убить его.
Испугался Туган-бей: один он, а их много. Ночью, как вор, никому не доверяя, поскакал он в Бахчисарай просить у хана помощи.
И дал хан воинов. Примчались, как волки зимой. Бешено рубили в деревне и старого и малого. Пьяные от крови, не щадили никого. В горы ушла горсточка уцелевших юношей и девушек, доверив свои жизни камням и лесу.
Но подлость за ними по тропам шла, грязной рукой путь воинам показывала. Вот-вот настигнет девушек.
И тогда решили: не дать себя схватить. Лучше с родных камней вниз головой броситься.
Горы пожалели их, помогли. Только ринулись девушки вниз, как почувствовали: не падают, а легко кружат над пропастью, крылья сильные у них, сердце крепкое, дух гордый. Орлицами стали!
А юноши подымались все выше, выше. Круче становилась тропа, меньше становилось сил. И поняли — не уйти. С тоской смотрели в небо, где плавными кругами летали большие сильные птицы.
В небо крикнули:
— Помогите!
Камнем вниз падали орлицы-девушки, в глаза юношам глядели с тоской, а помочь не могли.
Пожалели горы юношей. Силу почувствовав небывалую, взмыли юноши на могучих крыльях. Орлы!
В страхе кинулись воины к Туган-бею, — а над ними стая орлиная. Свист могучих крыльев резал воздух. Месть пришла неумолимая. От неё не уйдешь. Заклевали насмерть Туган-бея.
А птицы остались тут. Гордые, смелые, недосягаемые. В горах приветливых строили гнезда, растили детей — племя орлиное.
Прошли годы. Стала земля чистой, река весёлой, лес ласковым, горы спокойными. Свободная земля! И только орлы напоминают людям о том, что здесь произошло.
И слышат люди в клёкоте орлином:
— Помните, люди! Вас много, вас много… Бейтесь за счастье детей ваших.
— Нет большего счастья, чем свобода, нет большей радости, чем борьба!
— Вас много, вас много, люди!
Шумел лес, бормотала река, мудро смотрели горы. Они любили свободных людей. Они гордились ими.
Музыкальная игра-разминка «Лесная зарядка»
Слайды к легенде о «Бахчисарае»
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов.
   Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.
Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу — и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.
   Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы — турок или турки — золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее…
   Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.
   Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея…
   Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.
   На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе
ПСИХОГИМНАСТИКА:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре кругу соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
Воспитатель А сейчас давайте вспомним с вами о «фонтане слез»
Слайды к легенде о Фонтане слез
Легенда о Фонтане слез - повествует о грозном и лютом хане Крым-Гирее, который провел всю свою жизнь на войне. Он совершал набеги, разрушал города и не щадил никого - ни женщин, ни детей. Он любил власть и не хотел, чтобы кто-то отобрал у него трон. А потому убил всех возможных наследников из своего рода. Хан упивался своим могуществом, ему нравилось, как дрожали его жертвы. Никого и ничего Крым-Гирей не любил, кроме славы и власти. Люди говорили, что у него не сердце, а комок шерсти, потому что не отзывалось оно ни на что.
Но настал день, когда силы уже начали покидать хана. Он постарел, и сердце его стало мягче, слабее.
А потому в его сердце сумела пробраться любовь. Он полюбил невольницу, маленькую девочку по имени Деляре. Она не любила старого хана, однако, сумела пробудить в нем человеческие чувства. Деляре прожила мало, через некоторое время она умерла в неволе.
Очень тосковал хан Крым-Гирей. Он вызвал к себе мастера, который сумел бы воплотить в жизнь его боль. Мастером этим был иранец по имени Омер. Хан попросил Омера, чтобы тот построил камень слез. Омер согласился, сказав, что раз заплакало сердце Крым-Гирея, то и камень сможет заплакать. Так и появился Сельсевиль - Фонтан слез, который плачет уже много лет.
Музыкальная гимнастика для глаз
Путешествие машиной Времени подходит к концу, пора возвращаться домой в 2017 год.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Что больше вам запомнилось? А ейчас подвиньте к себе листики и цветные карандаши и сделаем зарисовку на тему мое путешествие по Крыму на «Машине Времени».
Музыка- релакс для рисования