Исследовательская работа История Заводского района города Новокузнецк
Исследовательская работа
История Заводского района города Новокузнецк
Выполнила: педагог – организатор
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4»
Пупкова Валентина Андреевна
Цель работы: Сохранение истории и культуры. Воспитание патриотизма и гражданственности, развитие и социализация.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес обучающихся через их приобщение к поисково – исследовательской работе.
2. Воспитывать культуру поведения, навыки бережного обращения с источниками информации и документальными подлинниками при проведении поисково - исследовательской работы.
Целевые аудитории: педагогическая и широкая общественность района, учащиеся, их родители и педагоги ОУ общего профиля и дополнительного образования.
Заводской район – район металлургов. Его развитие связано со становлением Западно-Сибирского металлургического комбината, строительство которого началось в 1957 году. Поселок строителей в 1959 году получил название Заводской и положил начало району.
Указ об образовании Заводского района города Новокузнецка вышел 01 февраля 1963 года. В Заводской район включили территорию строящегося завода и жилые микрорайоны Верхнееостровской и Нижне-островкой площадок, поселок Заводской. Запсиб, который объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, принял молодых строителей из разных районов страны. В названиях улиц запечатлена вся география строителей Запсиба: проспект Ижевский, улицы Горьковская, Ярославская и др. Многие улицы названы в память комсомольцев-строителей - улица 40 лет ВЛКСМ, в память демобилизованных воинов, прибывших на строительство завода - проспект Советской Армии, в честь героев Запсиба - ул. Климасенко и др.
На правом берегу реки Томи в 22-25 км от центра города, около деревни Антоново, еще в 30-х годах намечался крупный металлургический район, а в начале 40-х годов было начато строительство второго КМК в городе. При составлении генерального плана 1950 года Госплан не подтвердил строительство второго КМК, и, соответственно, он не был учтен.
В 1957 году снова приступили к его строительству, но назвали его уже не 2-й КМК, а Западно-Сибирский металлургический завод. Он строился в комплексе с другими предприятиями (метизным, трубными заводами, Северо-Байдаевскими шахтами).
Вместе со строительством промышленных предприятий началось строительство и нового жилого района. Первоначально предполагалось население жилого района на 150 тысяч жителей. Позже - на 200 тысяч, преимущественно с малоэтажной застройкой на Нижне-Островской площадке.
В это время Московский Гипрогор, рассчитав как следует влияние ЗСМЗ на жилую зону, предложил разместить жилой район для ЗСМЗ на левом берегу Томи на Ильинской площадке, и только небольшой поселок для строителей на 180 тысяч кв. м жилья - на Нижне-Островской площадке.
Споры развязались серьезные и продолжались бы до сих пор. Институтом «Кузбассгражданпроект» в 1957 году были разработаны проектные предложения по созданию жилого района на Нижне-Островской площадке на 1 млн. кв. метров жилой площади. В области ограничили эти цифры до 350 тысяч кв. м. Пока шли дискуссии, строители приступили к восстановлению железной дороги, которая строилась еще в 1941 году для второго КМК
В результате оказалось, что в продольном направлении весь жилой район разрезан железнодорожной магистралью.
В это время на нагорной части было уже построено несколько кварталов двухэтажных домов.
В 1959 году авторами А.Н.Черданцевым, Б.А.Ябчанником и Б.О.Юртиным был выполнен проект планировки Нижне-Островской площадки с объемом 350 тысяч кв. м с населением 40 тысяч человек. Проект учитывал основные положения генерального плана, но пришлось учесть и наличие существующей к тому времени застройки, наличие железной дороги и другие условия. Говоря о реализации этого проекта, надо сказать, что лучше это увидеть, выйдя на улицу, так как он исполняется так, как и был задуман. Верхняя терраса, примыкающая к лесопарку, состояла из 2-3-этажных домов с повышением этажности к центру.
Были предусмотрены основные градостроительные оси от кинотеатра «Березка» поперек всего района до общественно-культурного центра. Кроме жилья было предусмотрено 3 пешеходных тоннеля через железную дорогу, стадион, парк культуры и отдыха, больница. Пешеходное движение внутри микрорайонов осуществлялось по улицам и аллеям. Главной пешеходной аллеей, связывающей обе части жилого района с центром, стадионом и парком, являлся бульвар, пересекающий жилой район с юго-востока на северо-запад. Бульвар, имеющий в начале ширину 18 м, расширялся в северо-западной части до 100м.
Административно-культурный центр, состоящий из Дома Культуры на 800 мест, спортивных корпусов с плавательным бассейном и стадионом с трибунами на 10 тысяч мест, был реализован в 70-е годы (автор архитектор Ю.М.Журавков).
Активное финансирование строительства ЗСМК, развитая строительная база позволила в очень короткое время построить жилой район Запсиба - Заводской.
Руководители комбината всегда были пристрастны к строительству, они все любили строить, к счастью, комплексность застройки этого района, его благоустройство, озеленение, ухоженность ими поддерживались полностью.
Время на всем делает свои отпечатки, в архитектуре того замечательного района отразился огромный размах индустриального строительства, весь он сделан как будто за один прием. Это отвечает действительности. При всей бедности творческой палитры, это в основном, 5-этажные, а затем 9-этажные дома. Этот район имеет свое неповторимое лицо и индивидуальность, он любим запсибовцами.
Судьба Заводского (административного) района всегда была неразрывно связана с новым его братом - Ильинским.
Площадка под размещение трудящихся Западно-Сибирского металлургического комбината в районе Ильинки была предложена еще в 50-х годах. Однако очень бурное строительство промышленных предприятий Запсиба, строительной базы, ТЭЦ Запсиба, заставило город заниматься освоением Нижне-Островской площадки и постепенно готовить Ильинскую под жилищное строительство.
Новый генеральный план развития Новокузнецка, на планах экономического развития семилетки, а затем и пятилеток, предусматривал на Ильинской площадке планировочный район, а по сути - город-спутник на 250-300 тысяч человек.
Это само по себе соответствует крупному городу. Необходимо было решать вопросы транспортной связи с промышленностью, тепла, водоснабжения и всего, что необходимо для нормального проживания.
С окончанием строительства моста через Томь, уникального по своему возведению (т.к. железобетонные элементы пролетных строений были соединены между собой на клею), началось строительство первой очереди.
Проект детальной планировки Ильинского жилого района (архитекторы Б.А.Жеребятьев и Г.Н.Туманник) был удостоен диплома I степени на смотре достижений архитектуры в конце 60-х годов.
Начало строительства осуществлялось в микрорайоне 2-3 (там, где сегодня расположен торговый центр) со строительства 5-этажных типовых домов. Простояв несколько лет незаселенными, жилые здания только в апреле 1979 года приняли первых новоселов.
С этого времени началось строительство путепроводной развязки, новых жилых микрорайонов, началось освоение коммунальной зоны. Район хорошо связался автомагистралью с Заводским, Центральным районом, Запсибом, КМК.
Как нигде в городской черте, наличие неоднородного ландшафта позволяет сегодня выполнять жилые здания, общественные и торговые центры с учетом рельефа, переменной этажности от 2 до 16 этажей в одном квартале. Застройка великолепного участка вдоль улицы Косыгина при въезде в район, микрорайоны 5-6-7 также запроектированы на уровне европейского стандарта. Малоэтажный жилой поселок для трудящихся Запсиба уже начал строиться, но остановился из-за финансирования. Все это ждет своего часа реализации.
Планировочная структура его в последующих проектах претерпела изменения, однако остается четкой, ясной, выявляя основное достоинство площадки, ее рельеф. Главная ось района - улица Косыгина - связывает единым стержнем транспорт от села через район и в аэропорт. Кварталы неправильной формы, связанные зелеными поясами соединяющими их проездами, располагаются компактно и обеспечивают хорошую связь с природой. Внутренний транспорт - автобусы, трамвай. троллейбус - обеспечит быструю связь только внутри района, но и с другими точками города. Для жизнедеятельности проживающего там населения предусмотрены предприятия переработки, легкой промышленности, обслуживания.
Сегодня Заводской район города Новокузнецка самый большой по площади район города- 11,5 км2, самый протяженный район с северо-востока на юго-запад- 21км, самый низкий район города – урез реки томи 188м над уровнем моря.
Заводской район из года в год меняет свой облик. Становится современнее и благоустроеннее.
Главное богатство района – это люди, которые в 1957 году положили начало району, строили и развивали его все эти годы, плавите металл, добываете уголь, учите детей, лечите больных, радуете талантами и высокими достижениями в спорте, и нам, запсибовцам, отвечать за его будущее!
История образования Заводского района
Школа № 3 открыта как начальная начальная школа 1932 год первый директор Березиков Ефим Григорьевич, затем в 1939 году становится средней общеобразовательной школой.
Школа № 5 С 1939 года неполная средняя школа, 14.10 1993 года новое здание средней общеобразовательной школы первый директор Поветин Михаил Иванович
ШРМ № 17 открыта 20.09 1958 года первый директор Бочкарева Зоя Георгиевна
Школа № 18 неполная средняя школы 1939 год, 1972 год новое здание средней общеобразовательной школы № 18 -1972 год первый директор Петрова Мария Федоровна.
Школа № 22 образованна в 1963 году.. Школа № 33 начальная с 1939 года до 1960 года 1970 год новое здание средней школы первый директор Рубцова Евгения Ивановна.
Школа № 35 с 1939 неполная средняя школа. 1972 года новое здание средней школы первый директор Герлингер Анна Ивановна , 1992 год лицей
Школа № 49 с 1939 года была вспомогательной школой на базе школы № 12 средняя школа С 1970 года первый директор Юровских Александра Николаевна.
Школа № 58 открытие 1970 год коррекционная ,8 вида первый директор Подгорный Михаил Петрович
Школа № 46 с 1939 года начальная
Школа № 79 нет в музее данных.
Школа № 81 открытие школы 1960 год первый директор Плитко Нина Петровна
Школа № 82 лесная санаторная открыта в 1961 году первый директор Безносенко Петр Васильевич
Школа № 89 открыта 1.09 1961 года первый директор Эрастов Борис Васильевич
Школа № 93 открыта в 1961 году первый директор Горбылев Михаил Филиппович
Детский дом школа № 95 в 1962 году первый директор Ливекштам Елена Леонидовна ( была школа интернат).
Школа № 102 открыта в 1968 году первый директор Бочкарева Зоя Георгиевна.