«Детство наше золотое!»

Жаркналиева Гульвира Аскаровна
Социальный педагог
ГСКУ АО «ОСРЦ для несовершеннолетних «Исток» РКО «Парусник»
телефон: 35-56-73, 59-16-16
«Детство наше золотое!»
Детство наше золотое! Как бы хотелось, чтобы все дети могли искренне повторить эти слова. Но, к сожалению, в нашей стране, как и во многих других странах, очень много случаев жестокого обращения с детьми. Большинство детей обделены вниманием, заботой, поддержкой со стороны родителей, что в свою очередь приводит к различным отклонениям, эмоциональной неуравновешенности, к наличию чувства страха, тревожности и негативизма. Существует большое количество неблагополучных семей, где можно встретить ситуации жестокого обращения с детьми. Известно, что жестокость порождает жестокость. Дети усваивают и дублируют ту модель поведения, которую демонстрируют им взрослые. Синдром жестокого обращения с ребенком - это действия, наносящие вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать его и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностями и нуждами ребенка.
Признаки жестокого обращения с детьми:
- следы побоев, истязаний;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и т.д.;
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии детей, лишение его сна.
При наличии этих признаков необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. У многих детей, поступившие в наше отделение были ярко выражены негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Последствия жестокого обращения выражались в задержке психофизического развития, расстройстве сна, аппетита. У многих детей, которых наказывали физически, появились энурез, различные тики, ночные страхи.
Жестокое обращение с детьми, как правило, оставляет в душе ребенка отрицательные последствия. Поэтому, профилактика предотвращения любых видов насилия в отношении детей должна являться важной составляющей работы любого общества.
Дети, попадающие в интернатные учреждения, всегда травмированы. Не раз приходилось наблюдать, как трудно переживается ими разлука с родителями. Единственная реальная возможность оказания ребенку помощи в преодолении возникающих проблем - это психологическая работа.
Психологическая работа, особенно в индивидуальной форме, отличается установлением особых границ между психологом и ребенком. Дети часто говорят психологу то, чем не делятся с другими людьми. Работа не может быть эффективной без хорошего эмоционального контакта. Если в другое время психолог заставляет ребенка или подростка заниматься уборкой, ругает его и т.п. - все это снижает или искажает мотивацию ребенка на сотрудничество с психологом.
Если психолог занимается с ребенком проработкой его психологических проблем, эта деятельность должна четко ограничиваться от другого времяпровождения ребенка. Консультация должны проводиться в предназначенном для этого помещении и в специально отведенное время для общения.
В детском коллективе часто встречаются проблемы детей, связанные с общения со сверстниками, которые эффективно решаются в ходе групповой работы. Именно в процессе групповой работы ярко выявляются негативные признаки общения: агрессивность, обидчивость, неумение поддерживать друг друга. Групповая работа активизирует среду в детском учреждении, делает жизнь более насыщенной и разнообразной.
Сплочению детского коллектива способствуют любые специально организованные задания, включающие в себя взаимодействия между детьми:
- принятие общего решения;
- совместные рисунок (поделка, аппликация и т.д.);
- упражнения на невербальный контакт;
- «отзеркаливание» поведения партнера и другое.
Таким образом, в процессе групповых занятий комплексно решаются следующие задачи:
- оптимизация психологической атмосферы, в которой живут дети (отношения между детьми, отношения между детьми и персоналом);
- профилактика «госпитализма» (снижение дефицита внимания, налаживание адекватного взаимодействия внутри группы, между детьми и персоналом учреждения);
- диагностика уровня психического развития и коммуникативных особенностей детей;
- переработка травматического опыта и отреагирования негативных эмоциональных переживаний.
В своей работе я занимаюсь арт-терапией (аппликацией методом торцевания). Творческое развитие подрастающего поколения диктует время и общество, в котором мы живем. Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка, развивают познавательные процессы, способствуют профилактической деятельности по борьбе детского неблагополучия. Ребенок учится наблюдать, анализировать, запоминать, понимать прекрасное. Приобретая практические навыки и умения, ребенок получает возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать что-либо своими руками.
Техника торцевания - метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Она представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения - квиллинга и при этом достаточно проста для того, чтобы использовать торцевание в работе с детьми разной возрастной категории.
Торцевание способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, точности движений, тактильных ощущений, воображения, абстрактного мышления.
В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Аппликацию можно выполнять как индивидуально так и коллективно.
Коллективная работа способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, выработке усидчивости, снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.
Занятия по изготовлению коллективной аппликации проходят по следующему плану:
Знакомство с предстоящей работой.
Анализ задания, распределение деталей аппликации для оклеивания их торцовочками (каждый ребенок работает со своей деталью).
Организация совместной деятельность.
Составление коллективной композиции и ее анализ.
Оценка результата совместного творчества.
Сочетание индивидуальной и групповой работ, их взаимодействия позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого ребенка. Дети получают массу положительных эмоций и впечатлений от общей композиции.
Таким образом, организация и проведение занятий по изготовлению аппликации является одним из путей приобщения к ребенка к декоративно - прикладному творчеству и служит профилактическим средством жестокого обращения с детьми.
15