Программа курса Искусство цветоводства
«ИСКУССТВО ЦВЕТОВОДСТВА»
(программа курса для 6-7 классов)
Составитель: Касдорф О .В.,
учитель технологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства, а творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях, прежде всего в цветах и перенять мастерство этой великой учительницы может любой. Простой, со вкусом составленный букет, – не это ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания. Поэтому актуальность программы «ИСКУССТВО ЦВЕТОВОДСТВА» В век космических темпов жизни и стрессовых перегрузок человеку совершенно необходимо иметь небольшой красивый уголок для отдыха, психологической разгрузки. Его можно создать на балконе, около дома, школы, на даче, а большое разнообразие посадочного материала отечественной и зарубежной селекции позволяет это. Но специалистов в этой области очень мало. Поэтому основной идеей этой программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области цветоводства, а также умелому применению этих знаний на практике. В программу включены занятия по биоразнообразию и интродукции цветочных растений.. Эта программа ориентирует учащихся на проявление интереса к фитодизайну.
Программа была разработана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34ч.
Данная программа рассчитана на коллектив детей от 10 до 15 лет, которые набираются в кружок по желанию и интересам. Место проведения занятий – кабинет кружка,цветочный участ.
Цель программы: удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.
На курсах декоративного растениеводства и цветоводства Вы познакомитесь с основами декоративной дендрологии, узнаете, как можно самостоятельно оформить цветники и что нужно для их успешного развития,. В программу курса декоративного растениеводства и цветоводства входит большое количество практически полезной информации, которая поможет учащимся лучше ориентироваться во многих вопросах ландшафтного дизайна, садоводства и цветоводства, растениеводства. . Информация о курсе декоративного растениеводства и цветоводства.
Теория - 10 часов;
Практика - 24 часов
Обучение проводиться в группах 8-10 чел.
Цель программы: удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;
- изучить биологические особенности и агротехнику выращивания декоративных растений;
- ознакомить с многообразием применения цветочных растений
- дать основные сведения по флористике и дизайну;
обучающие
- научить детей ухаживать за растениями;
- научить основам самостоятельной работы;
- научить составлять цветочные композиции и уметь планировать цветочно-декоративные участки;
- научить работать со специальной литературой;
РАЗВИВАЮЩИЕ :
- сформировать у детей системный подход к изучению растений
- формирование интереса к науке, исследовательской деятельности
- развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :
- развитие у детей любви к природе
- воспитание бережного отношения ко всему живому, рационального использования природных ресурсов
- развить эстетический вкус при выращивании растений и оформлении цветочных композиций и клумб;
социально педагогическая
- формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.
По целям и задачам данная программа полностью соответствует эколого-биологическому направлению обучения станции юннатов.
На занятиях используются следующие формы работы:
· рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала для теоретической части занятия;
· игры, социализирующие и специальные служащие для развития детей общаться и работать в коллективе, и способствующие закреплению полученных знаний;
· практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения и навыки ухода за растениями, работа с садовыми инструментами, использование оптических приборов, составление цветочных композиций;
· исследовательская работа способствует развитию наблюдательности и ответственности, осознанности в изучении материала;
· викторины, праздники, общеюннатские и в кружке. В ходе подготовки праздников дети закрепляют материал, полученный на занятиях, приобретают навыки совместной коллективной деятельности;
· юннатские операции способствуют развитию бережного отношения к природе, учат заботиться об окружающем мире, а также сплачивают весь юннатский коллектив;
· выставки прикладного творчества и цветочно-декоративные – как итоговая форма деятельности за год. Способствует самовыражению ребёнка;
· экскурсии в природу, на цветочно-декоративные участки цветоводов, в Ботанический сад, городские теплицы и проводимые кружковцами по нашему участку способствуют повышению знаний детей, умению видеть, понимать и восхищаться красотой и бережно к ней относиться;
· консультации населению по уходу за растениями, их применение, участие в городских и краевых конкурсах способствует самостоятельной и творческой активности ребёнка.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Кол.час.
сроки
1
Элементы питания растений.
1
2
Роль макро- и микроэлементов в развитии растений
1
3
Минеральные удобрения.
1
4
Признаки недостатка питания при развитии растений.
1
5
Корректировка питания.
1
6
Кислотность почвы. Способы улучшения кислотности
1
7
Признаки недостатка питания при развитии растений.
1
8
Корректировка питания.
1
9
Практическое определение кислотности почвы
1
10
Почва
1
11
Механический состав почвы.
1
12
Преимущества и недостатки различных почв и способы ее улучшения. Практическое определение типа почвы.
1
13
Плодородие. Органические удобрения.
1
14
Приготовление компоста. Основные правила получения качественного компоста.
1
15
Способы борьбы с сорняками
1
16
Биоудобрения. Биостимуляторы. Сидераты
1
17
Основы декоративной дендрологии
1
18
Красивоцветущие и декоративнолиственные деревья и кустарники.
1
19
Агротехника декоративных деревьев и кустарников
1
20
Примеры применения
1
21
Живые изгороди
1
22
Хвойные растения
1
23
Агротехника хвойных растений
1
24
Примеры составления композиций
1
25
Живые изгороди
1
26
Травянистые многолетники
1
27
Виды и сорта травянистых многолетников
1
28
Агротехника травянистых многолетников
1
29
Примеры сочетаний с другими растениями
1
30
Луковичные растения
1
31
Агротехника луковичных растений
1
32
Особенности расположения в композициях с учетом особенностей растений.
1
33
Декоративные цветы
1
34
Особенности расположения в композициях с учетом особенностей растений.
1
итого
34
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Кол.час.
сроки
1
Двулетники и однолетники.
1
2
Агротехника двулетников и однолетников.
1
3
Особенности применения в цветниках
1
4
Особенности применения в цветниках
1
5
Функции растений в композициях
1
6
Совместимость растений по экологическим требованиям
1
7
Цветовые закономерности
1
8
Виды цветников
1
9
Виды цветников
1
10
Роль газона в проектировании сада
1
11
Функции и виды газонов
1
12
Газонные травы
1
13
Травосмеси.
1
14
Устройство газона, уход за ним
1
15
Мавританский газон. Характеристика растений для мавританского газона
1
16
Почвопокровный газон.
1
17
Характеристика растений
1
18
Типы мощения
1
19
Дорожки
1
20
Патио
1
21
Виды подпорных стенок и правила их сооружения
1
22
Водные устройства
1
23
Очистка воды.
1
24
Камни.
1
25
Водные растения
1
26
Агротехника и применение водных растений
1
27
Основные законы проектирования освещения в саду.
1
28
Система защиты растений от болезней и вредителей.
1
29
Системы автоматического полива.
1
30
Теория ландшафтного искусства
1
31
Ландшафтное проектирование
1
32
Обрезка деревьев и кустарников
1
33
Зимние сады
1
34
Флористика
1
итого
34
Рисунок 115