Социальная адаптация подростков средствами физической культуры
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Абдуллаев Никмат Магомеднабиевич,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дома детского творчества,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Факт постоянного роста детей – сирот ставит изучение проблемы социальной адаптации детей в разряд первоочередных. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, препятствуют социальному развитию детей, их адаптации в обществе.
Раскрытие проблемы становления самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи, позволяет эмпирическим путем выявить некоторые психологические особенности развития ребенка – сироты. А это, в свою очередь, способствует разработке комплекса воспитательно-педагогических, психопрофилактических психокоррекционных мероприятий, направленных на преодоление деформирующего влияния сиротского образа жизни и поэтому так нужных на практике.
Физическая культура и спорт являются наиболее притягательными для молодежи - занятия физическими упражнениями можно рассматривать как наиболее эффективную форму отвлечения учащихся от криминальной среды, средством нравственного, физического, психического и других сторон гармоничного развития личности.
В настоящее время вопросам профилактики асоциального поведения подростков средствами физической культуры и спорта уделяется все больше внимания. Выявлена возможность ведения профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися в ходе учебных занятий (В.Е. Крылов, 1993); во внешкольных учреждениях (В.Г. Баженов, 1975); в процессе занятий различными видами спорта (Ю.И. Зотов, 1973; А.И. Михеев, 1969; 1996); изучалось влияние занятий физическими упражнениями на перестройку мотивационных установок (Ю.И. Зотов, 1973, 1981); коррекцию личностных качеств (Т.Н. Краснобаева, 1996; Т.Н. Карбышева, 1995; В.И. Сиваков, 1998; О.А. Борисова, 1999); в условиях деятельности трудовых и спортивных лагерей (В.Г. Баженов, 1975; И.А. Невский, 1982).
Трудновоспитуемость среди подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, является довольно распространенным явлением: большинство имеют различные степени социальной дезадаптации. Их характеризует равнодушное отношение к учебной деятельности, однонаправленность интересов и потребностей, отсутствие позитивных интересов – курение, употребление спиртных напитков, проявление отрицательных черт характера, таких как жестокость по отношению к сверстникам и младшим по возрасту.
Кроме этого, подростков отличает неоднозначное отношение к физической культуре. Многие считают, что занятия спортом необходимы современному человеку, но регулярно занимаются менее половины. Предпочтение отдается спортивным секциям, причем отмечается невысокая избирательность интересов (более подросткам нравятся атлетическая гимнастика, спортивные игры, бокс).
Педагоги, работающие с данным контингентом подростков, должны быть ориентированы на программу, состоящую как бы из трех компонентов: подбор средств, методов и педагогических приемов, способствующих вовлечению подростков в спортивные секции, с последующим формированием интереса к систематическим занятиям; средства и методы педагогического воздействия всегда адекватны личностным особенностям занимающихся, способствуют коррекции психофизического и нравственного состояния; и, безусловно, освоение занимающимися способов, методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта.
Методика работы в спортивных секциях с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется своеобразностью контингента и задачами, которые необходимо решить.
Теоретическая подготовка может включать в себя лекции, круглые столы, встречи с врачами, психологами, спортсменами, сотрудниками правоохранительных органов. Беседы должны носить краткий, ясный характер, подкрепляться примерами. Главное условие для проведения бесед – готовность испытуемых к восприятию материала (в начале занятий – хорошее настроение группы; в середине – сложившаяся или специально созданная ситуация); в конце – удовлетворенность результатами занятий).
Практический раздел предусматривает использование средств, методов и педагогических приемов, направленных на коррекцию нравственного, психофизического состояния подростков, а также совершенствование в избранных видах спорта. На начальном этапе основными средствами должны быть побуждающие и подготовительные, имеющие цель привлечь подростков к систематическим занятиям в спортивных секциях и подготовить их к активной спортивной деятельности. По мере формирования интереса к занятиям спортом применяются организующие, контролирующие и оценивающие средства, направленные на повышение требований к качеству выполнения заданий, их оценка, контроль за дисциплиной, учебной и спортивной деятельностью. Нельзя забывать и активно использовать методы поощрения, участие в соревнованиях, самостоятельные занятия.
Средства ОФП должны быть направлены на укрепление здоровья, костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной системы, а также развитие и совершенствование основных двигательных качеств. В качестве общеподготовительных средств используются упражнения из всех разделов программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Основные методы физического развития: круговой, строго регламентированного упражнения, повторный, повторно-серийный, переменный, «до отказа», игровой, соревновательный, метод самостоятельных занятий. На общую физическую подготовку, в зависимости от этапов учебно-тренировочного процесса, отводится 40 – 50% от общего времени занятий.
Средства специальной физической подготовки направлены на развитие качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в избранных видах спорта. При подборе средств по технике и тактике в составе специальной и общей физической подготовки используются упражнения, рекомендованные программами для ДЮСШ, методические рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочных занятий. На специальную и технико-тактическую подготовку отводится 50 – 60% учебного времени.
Коррекция физического и психического состояния должна проводиться параллельно с развитием общефизических и специальных качеств. Выбор того или иного педагогического приема зависит от ситуации, сложившейся в ходе учебно-тренировочного процесса. Одним из необходимых условий эффективности применяемых приемов является систематичность (3-4 раза в неделю) и непрерывность (круглогодичность) учебно-тренировочного процесса; средства и методы педагогического воздействия должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся; доступность учебного материала; строгое соблюдение основных принципов дидактики – «от простого к сложному»; знание и опора на положительные стороны личности подростка; поощрение учащихся за трудолюбие, даже за минимальный успех в преодолении неуверенности; постановка перспективы спортивных занятий.
Педагогу-тренеру особое внимание необходимо обратить на применение педагогических приемов снижения уровня тревожности, агрессивности, таких как: переключение внимания с одного вида деятельности на другой; создание педагогических ситуаций, в которых бы тревожные подростки действовали уверенно, без страха, напряжения (выполнение упражнений в облегченных условиях, подбор партнеров, равных по физическим данным, предоставление форы тревожным и т.п.); использование метода поощрения при неудачном выполнении упражнения способствует преодолению неуверенности, а поощрение даже за минимальный успех воспитывает трудолюбие, решительность, волю. педагогически правильное применение методов наказания, принуждения. доступность учебного материала (только при этих условиях занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и удовлетворение, но осваивать его подростки должны с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность); постепенное, но постоянное усложнение упражнений, увеличение нагрузки способствует формированию решительности, уверенности, интереса к занятиям физическими упражнениями; предоставление ведущей роли агрессивным подросткам при изучении нового материала (проведение эстафет, тестирований); искусственно создавать такие ситуации, при которых у учащихся с признаками агрессии могут быть неудачи; участие в соревнованиях; справедливое разрешение конфликтных ситуаций; проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, умышленно умалчивать об отрицательных и т.п.
Занятия различными видами спорта оказали положительное влияние на психоэмоциональную сферу подростков. Например, игровая и силовая направленность упражнений позволяют, воздействуя на психическое состояние, нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности подростков.
Таким образом, наблюдаемые позитивные изменения, происходящие в психическом состоянии дезадаптированных подростков, свидетельствует об эффективности воздействия физических упражнений.
Вовлечение подростков в занятия различными видами спорта, адекватных их интересам и потребностям, позволяет сформировать у большинства учащихся позитивное отношение к социально значимым видам деятельности.
Занятия физическими упражнениями, независимо от спортивной направленности, оказывают положительное влияние на формирование психической устойчивости дезадаптированных подростков.
Библиографический список
Ашмарин Б.А. Теория физического воспитания. М., 1989.
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М., 2006.
Дорожкина О. «Надежда» - детям – сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве. М., 2002.
Савченко В.И. Мотивация, старание, результат. М., 2001.
Спорт в школе: метод. пособие для коллективов физической культуры. М., 1997.
Физическая культура в детских домах и школах – интернатах: метод. пособие. Саратов, 2001.