Разработка урока по литературе: И.А. Крылов Волк на псарне


Конспект урока литературы в 5классе по теме:
«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне».
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные:
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
познакомить с термином «аллегория»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные:
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, запись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

ХОД УРОКА
1.Орг.момент
1.Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2.Сообщение темы, целей урока.
-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте проверим ваше домашнее задание.(Учащиеся зачитывают сообщения о Ж. Лафонтене, Эзопе, А. Сумарокове, И. Крылове.)

3.Актуализация
1)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника )-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
Приём «Незаконченные предложения».
-Продолжите предложения:
Басня – это краткий рассказ …
Мораль – начальные или заключительные строки …
Басня состоит из …
В баснях мы часто встречаем …
Олицетворение – это…
Аллегория – это …
2) Ответ на вопрос: В чем отличие басен И.А.Крылова от других баснописцев (сообщение учеников)
4. Постановка целей и задач
Учащиеся заполняют таблицу
Знаю Хочу знать
1.Кто такой Наполеон?
2.Кто такой Кутузов?
3.В каком году было Бородинское сражение?
4. Кто одержал победу?
(Учащиеся проговаривают,какая часть таблицы осталась незаполненной,что они хотели бы узнать в процессе урока)
2). Выразительное чтение басни учителем.
- О чём эта басня?
-Кто главный герой басни?
3). Чтение басни учащимися.
- Прочтите басню и выделите незнакомые слова.
4). Анализ басни:
1.Какая часть речи преобладает в басне? ( Глагол)
2.О чем это говорит? ( О динамичности)
3.В образе кого изображены Наполеон и Кутузов?
4. Зачитать, как автор описывает волка?
5.Какие синонимы подбирает к слову волк?
6. Какова портретная особенность Ловчего?
7.Доказать цитатами из басни, как автор относится к своим героям?
8. С какой целью была написана басня?
5) Учащиеся заканчивают заполнение таблицы Знаю-хочу знать .
6). Работа со словами морали.
-Какова тема басни?
-Где отражена тема?
-Идея басни?
-Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).
-Что такое мораль?
-Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).
5. Подведение итогов урока.
- Что мы начали изучать на уроке?
- Какова мораль басни?
- Как эпиграф подходит к уроку?
- Полезным ли для вас оказался урок?
Достигли ли вы собственной цели, поставленной в начале урока?
Что показалось вам сложным ? Что осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
Выучить басню « Волк на псарне» наизусть