Технологическая карта урока по литературе в 5 классе И.А. Крылов Волк на псарне



Технологическая карта урока.
Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне». Аллегорическое изображение исторических событий войны 1812 года.
Класс: 5
УМК:Литература: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Цели для обучающегося:
Образоваптельные:
Познакомиться с новыми фактами из биографии И. А. Крылова;
Познакомиться с новой басней И.А. Крыловап «Волк на псарне», с её исторической основой:
Учиться выразительному чтению басни.
Развивающие:
Развивать навык беглого чтения;
Учиться анализировать литературное произведение – басню, определять черты характера главных героев, уметь выражать отношение к ним.
Воспитывающие:
Развивать чутье к художественному слову;
Воспитывать чувство патриотизма:
Опорные понятия:
Жанр басни
Признаки басни
Композиция басни
Мораль
Аллегория
Эзопов язык
Цели для учителя:
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с историей жанра басни;
Проанализировать художественное и идейное своеобразие басни «Волк на псарне « И. А. Крылова;
Расширить представление учащихся о басенном мастерстве И.А. Крылова.
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к слову;
Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм
Новые понятия, термины:
Аллегорическое отражение исторических событий 1812г;
Развитие понятия эзопов язык;
Развитие понятия об аллегории, морали;
Развития понятия жанровые особенности басни;


Планируемые результаты:
Предметные :совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная работа, парная, коллективная
регулятивные: саморегуляция
Скажем про себя несколько раз:
Прозвенел для нас звонок, начинается урок!
Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: самоопределение
регулятивные УУД: целеполагание
Включение в деловой ритм,, мотивация учебной деятельности

Задание: написать как можно больше назаний басен И.А. Крылова
Опрос по пройденному материалу:
Что такое басня?
Как вы понимаете словосочетание аллегорический смысл?
Какова композиция басни?


Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний.















Актуализация знаний
Словесная форма; чтение наизусть, фронтальная беседа;
Личностные:Оценивание своего ответа;
Познавательные: анализ объектов, с целью выделения признаков;
Проверяет готовность к уроку,
Знание изученного материала, проверка домашнего задания
Читают наизусть, слушают, оценивают чтение наизусть

III. Изучение нового:
формулирование темы, постановка цели;





Первичное восприятие басни;













3)Постановка проблемного вопроса
4) самостоятельное чтение и осмысление;










5) чтение и анализ басни




Практический метод, приём понавательной активности через творческое задание





Рассказ, комментирование; (сват, кум, расчесться, дубьё, не делать мировой, ловчий, псарня, овчарня)








Самостоятельная работа
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;
Регулятивные:поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;



Общаются и взаимодействуют с партнёрами по совместной деятельности и по обмену информацией, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Соэдаёт проблемную ситуацию:
Что изучаем? Что для этого надо знать? Что должны уметь? Что повторить?










Рассказ учителя;(Басня написана на события 1812 года, Волк – Наполеон. проигравший войну. попавший в западню в Москве. Он пытается договориться с Кутузовым, посылает предложение договориться о мире. Кутузов отверг предложение врага, освободил Россию от завоевателей. Ловчий – это Кутузов)
чтение басни;
Комментирование непонятных слов;

-Почему И.А. Крылов изобразил Кутузова и Наполеона в образе животных?


Организация работы по анализу басни:
Какой персонаж обратил сразу на себя внимание?
- Нарисуйте портрет Волка, какой он?
-Какова его речь?
-Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки?
-А почему Волк залез ночью?
-Каких людей подразумевает автор?
-Какие слова передают возникший на псарне переполох?
-А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему не удасться? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
-Прочитайте строки, передающие речь Волка.
Запишите, какими качествами наделил автор Волка.
- Каким изображён Ловчий? Составьте его цитатную характеристику.
-Что отвечает Волку Ловчий?
- Почему был прав Ловчий, не пожалев Волка?
Что стало причиной столкновений Волка и Ловчего?
Какова была причина конфликта в аллегорических событиях?
-Как вы думаете, почему Крылов подарил басню Кутузову?

Как мы ответим на проблемный вопрос?


Самостоятельно формулируют познавательную цель, строят действия в соответствии с ней.







Воспринимают новую информацию, соотносят старые знания с новыми;
Самостоятельное чтение, чтение вслух;





Отбирают необходимый литературный материал; анализируют, обобщают, делают выводы.

IV. Лингво-физкультминутка
Игровой приём, здоровьесберегающие технологии.

Даёт задание: Докажите, что это басня, используя пантомиму.
Вопрос: Что является основным стержнем развития басни? В чём проявилось мастерство Крылова?
О

v. Актуализация новых знаний.

Своебразие языка.
Эзопов язык.
Аллегория и мораль.




Коллективная работа
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:общеучебные- умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умения осзнанно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные:управление поведением партнёра- контроль, оценка действий партнёра, сотрудничество в поиске инфомации.
Устанавливает осознанность восприятии, организует деятельность по применению новых знаний.
Организует работу в группах по заданию.
Работают со словарём литературоведческих терминов, читают и комментируют статьи к понятиям: мораль, аллегория, эзопов язык.

Работа с карточками по группам, устанавливают жанровые особенности басен; «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» (герои, конфликт, композиция, особенности стиха)

VI. Рефлексивно-оценочный этап
беседа
Познавательные: рефлексия
Коммуникативные:умения с достаточной точностью выражать свои мысли;
Личностные: смыслообразование.
Организует рефлексию:
Какую басню мы сегодня прочитали?
О чём она?
О каком историческом событии она повествует?
Какие человеческие пороки она высмеивает?
Осуществляют сам оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

VII. Домашнее задание.


Объясняет д.з. :Выучить басню наизусть.
Слушают и записывают в дневник.


15