Лес — сокровищница природы.
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны»
612960 Кировская область, г Вятские Поляны, ул .Азина 45,
тел.:(83334)6-11-80,6-23-87, е-mail:info@vplicei.ru, http:// www.vplicei.ruШкола полного дня.
Тема: «Лес – сокровищница природы» (сценарий внеклассного занятия кружка «Юный краевед»).
Автор: Золотова Елена Николаевна
учитель начальных классов
2015 г.
Аннотация .
Сценарий занятия «Лес – сокровищница природы» из программы по краеведению призвана изложить содержание учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения и воспитания первоклассников, которым важно в интересном изложении материала научиться – самостоятельно пополнять знания, умения по использованию разнообразной справочной литературы и интернета.
Содержание предмета – кружка «Юный краевед» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Именно такие занятия обогащают учащихся знаниями, приобщают к чтению, формируют интерес к своему наследию и сохранению экологической культуры подрастающего поколения.
Таким образом, такие занятия необходимы для приобщения учащихся к их культурному наследию.
Пояснительная записка.
В целях формирования экологической культуры подрастающегопоколения;
вовлечения детей в творческую, практическую деятельность по охране и защите леса;
дальнейшего развития методической и организационно- массовой работы в системе дополнительного эколого-биологического образования данное занятие по программе кружка « Юный краевед» предполагает цель и комплексные задачи.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Вятского края, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи:
В области образования:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
В области воспитания:
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Актуальность обучения предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь, природе. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром первоклассников.
Занятия составлено в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.
Игровая форма занятия создаётся при помощи групповых форм деятельности первоклассников для побуждения интереса к теме занятия.
Качественно новый результат – владение умениями активизации собственной деятельности и поиска путей решения проблемы (большой объём информации занятия) через работу каждого первоклассника на рефлексивной основе.
Содержательная часть.
Тип занятия: ОНЗ.
Кружок. Юный краевед.
Тема: «Лес – сокровищница природы».
Автор: Елена Николаевна Золотова КОГОАУ « Многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны.
Основные цели:
1) формировать желание узнавать новое по теме «Лес».
2) актуализировать представления о понятиях «лес», «сокровищница»,
3)воспитывать желание узнавать и удивляться.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока: длина.
Организация учебного процесса на этапе 1:
К С О Р О В И Щ Н Ц А И
Составьте из данных букв слово. (Сокровищница.)
А что такое сокровищница?
СОКРО́ВИЩНИЦА, сокровищницы, жен. (книжн.).
1. Помещение, место для хранения сокровищ (устар.).
2. перен. Богатый запас, скопление чего-нибудь ценного, высоко ценимого.
Прочитайте тему нашего занятия.
«Лес – сокровищница природы».
Как вы думаете, о чём, мы узнаем на нашем занятии?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о понятиях «сокровищница», «лес»;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы занятия;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация понятия «сокровищница», «лес», « природа»,
Что называют сокровищницей?
Что такое лес?
Лес — более или менее значительное пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. Д
Лес — составная часть природы.
-А природа?
Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
2) Актуализация понятий «лес – сокровищница природы»
. В сокровищнице природы представлены настоящие дары природы, необходимые для естественной красоты, чистоты и здоровья.
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Автор: Т. Шорыгина
-Какие сокровища и дары природы делает нам лес?
-Как можно назвать стихотворение? (Скатерть –самобранка)
Ска́терть-самобра́нка (самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка[1]) — волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова[2]. Волшебная скатерть, фигурирует в русских народных, а так же во французских и немецких сказках.
Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. Накормив хозяина, скатерть затем сам Слово «самобранка» состоит из двух частей: сам (сама) и браный (бран) — от глагола брать. Слово браный, в свою очередь, имело в старину несколько значений[4]. Скатерть браная — скатерть, тканая в узор или сделанная из узорчатой ткани[5]. Браной называли узорчатую ткань, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна — браное). Нарядные, браные полотна употреблялись в русском быту для изготовления рушников, праздничных скатертей. В русских былинах при описании пиров нередко упоминаются «столы дубовые», покрытые «скатертями браными». Слово «браная» также имело значение — отборная HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0" \l "cite_note-.D0.A1.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.80.D1.8C_.D1.80.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.8F.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0.E2.80.941975.E2.80.94.E2.80.94317-6" [6].а убирается и складывается.
-Чем угощает лес нас?
-Почему автор стихотворения сравнивает её со скатертью-самобранкой?
3) Пробное действие.
Какая же будет тема нашего занятия?
Какую цель вы ставим перед собой на этом занятии ?Попробуйте выполнить это задание.
Учащимся даются картинки – даров леса. Надо найти их назвать и рассказать чем они полезны..Учащиеся выполняют пробное действие.
Итак, у кого нет результата?
Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует на доске отсутствие результата.
Что показало ваше пробное действие? (Мы можем назвать дары леса, но мало про них знаем..)У кого есть результат? (Мы просто принесли энциклопедии на занятия, зная, что будет такая тема)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Что же нужно делать? (Нужно подумать.)
Какое задание вы выполняли? (Нашли дары леса и рассказали о некоторых из них.)
В чем возникло затруднение? (В недостатке знаний)
Как выйти из затруднения? (Прочитать и узнать как можно больше о дарах леса).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Прочитать о дарах леса.)
Значит, что мы сделаем сначала?(Вспомним картинки и найдём к ним интересный материал по нашей теме.)
Затем? (Составим рассказ для одноклассников.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.
Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.
1 группа. Грибы.
2 группа. Ягоды.
3 группа. Лекарственные растения.
4 группа. Деревья нашего леса.
5 группа. Животные нашего леса.
6 группа. Птицы нашего леса.
Проверьте «открытие».
Учитель раздает учащимся карточки.
Грибы нашего леса.
-Справились ли вы с затруднением? (Да.)
Что вам позволяет открыть новый способ? (Знания.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Расскажите о задании групп классу.
Каждая группа выходят к доске и рассказывают, что они узнали.
Учащиеся выходят по цепочке к доске и выполняют задание с комментированием, остальные учащиеся слушают и дополняют ответы детей.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ построения отрезков данных длин.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы запомнили представленный материал)
Написать ответы.
1.Составная часть природы__________
2. Богатый запас, скопление чего-нибудь ценного, высоко ценимого.______
3. Грибы нашего леса.________________________________________
4. Ягоды нашего леса._______________________________________
5. Животные нашего леса.____________________________________
6. Лекарственные растения.___________________________
7. Птицы леса.________________________________________
На выполнение самостоятельной работы отводиться 4-5 минут.
Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Мы многого ещё не знаем.)
У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем работать внимательно.)
Лес очищает воздух. Лес даёт человеку грибы, ягоды, древесину. Лес –это родной дом для диких животных и растений.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг ответов и вопросов.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Придумайте вопросы и ответьте на них.
Сделайте вывод.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
2) зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы ставили сегодня на уроке?
Достигли ли цели? Докажите.
Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
Что даёт человеку лес?
Над чем еще надо поработать?
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит...
Автор: И. Белоусов
Перечень использованной и рекомендуемой литературы.
1.Бердинских В.А. Занимательное краеведение: вятский сундук. – Киров: Кировская областная типография, 1996 – 160с.
2. Вятка: Краеведческий сборник/ Сост. Г.П. Зонова. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. – 159с.
3. Мансурова В.М., Лахман А.И. Родной край. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. – 96с.
4. Природа Кировской области. Сборник статей/ Под ред. А.И. Шернина. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1967. – 399с.
5. Кобельков О. По лесным тропинкам: Рассказы и сказки. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,198.3 – 77с.
6. Энциклопедия Земли Вятской: Природа. Т.7. – Киров: Обл. писательская организация, Администрация Кировской обл., 1997. – 606с.
7. Красная книга Кировской области: Животные, растения, грибы/ Отв. ред. Л.Н. Добринский, Н.С. Корытин – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. – 288с.
Приложение.
(Материал для работы в группах)
Грибы нашего леса.
3461385598170 Самые популярные и любимые грибы в Кировской области – белые, подосиновики (красные), подберезовики (обабки), моховики (боровые маслята) при благоприятной погоде растут целыми семьями. А грузди, лисички, рыжики, маслята – колониями. Больше того, белые и подосиновики иногда срастаются и вырастают соплодиями по два, три и более соединенных вместе. Сами названия грибов говорят о том, по соседству с какими древесными породами их можно найти.
323859366253528060936625 Зная такую особенность и обнаружив хоть один гриб, при внимательном осмотре места вокруг легко можно найти компаньонов. Нашли группу красных мухоморов - поблизости могут оказаться и белые грибы.
-1104905581653423285491490
Ягоды нашего леса.
-53340310515 Небольшой вечнозеленый кустарничек. Стебель ветвистый. Листья брусники кожистые, вытянутые, блестящие, зеленого цвета. Цветет брусника в мае-июне. Поспевает в августе-сентябре. Ягоды брусники круглые, ярко-красного цвета.
Брусника распространена на всей территории России. Растет в хвойных и смешанных лесах. Встречается брусника, даже, в тундре. Но предпочитает сосновые и еловые леса (бор).
Местами, брусничники образуют сплошные заросли длинной в несколько километров. Брусника, благодаря своему составу, богатому микроэлементами, издавна используется в народной медицине, как лекарственное средство.
381381057150 Распространена черника и почти по всей Европе, однако на юге ореол ее произрастания ограничивается северными отрогами гор.
Чернику принято считать «русской» ягодой. И это не удивительно. Большая часть всех мировых запасов черники находится на территории России! Особенно этот кустарничек любит русский Север.
-18669059055 Растет костяника в лесах среди кустарниковых зарослей и на старых вырубках, на умеренно влажных, мшистых почвах.
Можжевельник — небольшое деревце или древовидный кустарник с узкопирамидальной кроной (нередко существует в виде стланика).
1619885635Цветет с середины мая. Мужские шишечки желтые, женские — зеленые. Чешуи женской шишки мясистые, сросшиеся между собой и образующие шишкоягоду. Шишкоягоды округлые, сначала зеленые, затем сине-черные, созревают осенью на второй год после цветения. Поэтому на одном растении можно видеть одновременно и совсем молодые шишкоягоды, и одно-двулетние зеленые, и зрелые черной окраски..
-5334032385Распространена клюква в тундровой и лесной зонах по всей России. Это типичное болотное растение, образует заросли на сфагновых болотах, произрастает и в заболоченных редколесьях.
Вечнозеленый стелющийся ветвистый кустарничек с тонкими стеблями длиной до 80 см. Стебли гибкие, одревесневающие, темно-бурые, с приподнимающимися цветоносными веточками и короткими нитевидными пушистыми однолетними веточками.
-491490335915Лекарственные растения.
Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.
Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)
Народные названия: белоголовник, белая кашка, кровавница, носочистка, пахучая трава, порезная трава, деревни, кровавник.
-205740328295
Зверобой продырявленный (Hypericum perforatum)
В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко спользуются зверобой,календула, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F" \o "Каллизия душистая"каллизия, клюква, малина, мята,
подорожник, ромашка,тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.
Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
-5334032385Подорожник большой (Plantago major)
Народные названия: подорожник, ранник, поризник, подорожник великий, бабка, чирьевая трава.
Деревья нашего леса.
41948103101340-57151348740 Дерево высотой до 40-50 м с толстым стволом (до 1,5 м в диаметре), мощными ветвями и шатровидной кроной. Кора у старых деревьев тёмно-серая, с глу бокими трещинами; молодые по беги гладкие, оливково- или красно-бурые, лоснящиеся. Листья плотные, сверху тёмно-зелёные, снизу сизо-зелёные, с коротки ми черешками. Плод — жёлудь, длиной до 3,5 -см, зрелый голый, буровато-жёлтый. Дерево до 20 м высотой, с белой корой (у молодых деревьев — красновато-бурой) и простёртыми или вверх обращенными ветвями; однолетние побеги опушенные. Листья яйцевидные или ромбически-яйцевидные, закруглённые при основании и заострённые на верхушке, лубчатые; молодые листья пушистые. Цветёт в апреле-мае, до развёртывания листочков. Семена созревают в конце августа-сентябре.
Распространена повсеместно в Европе (в том числе в европейской части России), на Кавказе и в Сибири.
Растёт на сравнительно влажных местах и хорошо мирится с застойным увлажнением; обычна по окраинам болот и на болотах, по сырым берегам различных водоёмов, а также на всех сравнительно неплодородных, но достаточно увлажнённых участках, особенно вышедших из-под леса или пашни.Ольха серая.
-5715434340 Дерево до 20 м высотой с гладкой светло-серой корой и бархатисто опушёнными молодыми ветвями. Листья широкояйцевидные или овальные, остроконечные, двоякозубчатые, мягкие, серо-зелёные, молодые густо опушённые, взрослые сверху и снизу почти голые. Имеется рассечённолистная форма. Женские серёжки — «шишки» сидячие, располагаются по 5-10 в боковых кистях. Орешки с узкими перепончатыми крыльями. Цветёт в конце марта-начале апреля; семена созревают в октябре.
Животные нашего леса.
41910304165 Лось или сохатый — парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями, а также высокими травами на гарях и лесосеках — щавелем.
-72390715645 В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм.
Лиса́, или лиси́ца — общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Лишь 11 видов этой группы относят к роду собственно лисиц (лат. Vulpes). Наиболее известный и распространённый представитель — обыкновенная лисица.
-1952625302260
Бу́рый медведь, или обыкновенный медведь (лат. Ursus arctos) — хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных и опасных наземных хищников.-148590-186690
Волк — один из самых крупных современных животных в своём семействе: длина его тела (без учёта хвоста) может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота в холке — до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг.
Птицы нашего леса.
-7239040005 Пти́цы (лат. Aves) — класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных. Представляют собой хорошо обособленную группу, одним из наиболее характерных признаков представителей которой является покров из перьев.
Настоя́щие воробьи́ (лат. Passer) — род птиц семейства воробьиных (Passeridae), типичным представителем которого является домовый воробей (Passer domesticus). Как правило, это небольшие птицы с коротким хвостом и коротким мощным клювом.
-1524072390Зя́блик (лат. Fringílla coélebs) — певчая птица семейства вьюрковых. Численность в Европе 79—94 миллионов пар. Размером с воробья, длина тела составляет около 14,5 см. Размах крыльев 24,5—28,5. Вес зяблика составляет 15—40 грамм.
-15240107950Cuculus canorus (Linnaeus, 1758). Систематика на Викивидах. Изображения на Викискладе. Обыкнове́нная куку́шка (Cuculus canorus (Vigors)) птица средних размеров (длина тела до 40 см, крыла — около 22 см), с довольно длинным (до 18 см)...
Дя́тлы, или пёстрые дятлы (лат. Dendrocopos) — род птиц семейства дятловых.3918585635002385060444503238563500